Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-94/2014

Требование: О признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель является собственником земельного участка. По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влечет необоснованное увеличение его налогового бремени как плательщика земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N 3-94/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П., при секретаре К., с участием представителя заявителя Ж. - В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Ж. обратилась в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указала, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на 05.08.2013 года и составляет <данные изъяты> Отчетом "Об определении рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов складского назначения, общая площадь 65 000 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> N от 05.09.2014 г., выполненного ООО "Профи Оценка", и подтвержденного заключением N от 30.09.2014 г. Некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Ж. не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца В. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Суду пояснил, что в 2013 г. была изменена категория и вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на заявление указал, что требования не признает по тем основаниям, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Постановлением администрации Тополевского сельского поселения от 25.06.2013 г. N 123 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" вид разрешенного использования на основании заявления собственника земельного участка был изменен: с использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на использование "для размещения объектов складского назначения". На основании указанного документа был проведен государственный кадастровый учет, были внесены экономические характеристики земельного участка на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N. Таким образом, дата принятия решения органом кадастрового учета по внесению кадастровых сведений в ГКН ввиду изменения вида разрешенного использования и соответственно ввода новых экономических характеристик (кадастровой стоимости земельного участка) - 5.08.2013 г. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Представители третьих лиц администрации Хабаровского муниципального района, администрации сельского поселения "Село Тополево", Правительства Хабаровского края в судебное заседание не явились. О дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, об отложении дела не просили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
В отзыве на заявление представитель Правительства Хабаровского края считает требования не подлежащими удовлетворению. Кадастровая стоимость земельного участка определена в результате проведенной государственной оценки земель. Постановлением Правительства края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае по состоянию на 01.01.2007 г. Из представленного истцом отчета следует, что рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком по состоянию на 05.08.2013 г. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В отзыве на заявление представитель администрации Хабаровского муниципального района указал, что в силу положений Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для определения размера земельного налога. Земельный налог зачисляется в бюджеты соответствующих поселений. Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не нарушает права и законные интересы администрации Хабаровского муниципального района, но существенно повлияет на уменьшение доходной части бюджета Тополевского сельского поселения, что повлечет за собой, усугубление его дефицита.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истец приобрела в собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющий разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок за истцом выдано 24.04.2009 г.
На кадастровый учет земельный участок поставлен 27.05.1992 г.
23.08.2013 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 24.04.2009 г., в связи с изменением категории земель на земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения объектов складского назначения.
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта от 5.08.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> Дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 5.08.2013 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка установлена путем умножения площади земельного участка (65000 кв. м) и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель (<данные изъяты>.) и составляет <данные изъяты>.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Заявив требования по настоящему делу, Ж. по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение ее прав, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определения в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3).
Таким образом, отличие кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости заключается в процедуре (процесс государственной кадастровой оценки) и методе (массовый метод оценки).
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленному в материалы дела Отчету N об оценке, выполненному ООО "Профи Оценка", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 05.08.2013 г. составляет <данные изъяты>.
Из Отчета следует, что итоговое суждение о величине стоимости объекта оценки основано на результатах сравнительного и доходного подходов. В рамках сравнительного подхода применен метод сравнения продаж. Информация об объектах сравнения представлена в отчете в полном объеме. В расчете использованы пять объектов - аналогов, находящихся в г. Хабаровске и Хабаровском крае, приведены обоснования проведенных корректировок со ссылками на источники информации.
Отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. На данный Отчет представлено положительное экспертное заключение N 14/09-250/ЭЗ/77/1 от 30.09.2014 г. Некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО", из которого следует, что выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости оценки, являются обоснованными. Экспертиза составлена в соответствии с примерной формой заключения по экспертизе отчета об оценке на подтверждение стоимости, принятой Советом Российского общества оценщиков 07.07.2014 г.
Оценив совокупность вышеизложенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии содержащихся в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка его рыночной стоимости, определенной на 05.08.2013 г.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки.
В силу ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Ст. 24.19 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Земельный участок был поставлен на учет 27.05.1992 г. В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении качественных характеристик земельного участка, а именно об изменении категории земель и вида разрешенного использования в связи с чем изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Дата определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с внесенными изменения - 5.08.2013 г.
Из представленного Отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка следует, что кадастровая стоимость земельного участка на территории <адрес> определена на 05.08.2013 г.
Установление рыночной стоимости земельного участка именно на эту дату позволяет сопоставить оба вида стоимости в общей для них экономической обстановке.
Дата вступления в силу нормативного правового акта, в соответствии с которым была определена кадастровая стоимость земельного участка, правового значения не имеет.
Из изложенного следует, что подлежит удовлетворению требование истца о признании кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 05.08.2013 г. в размере <данные изъяты>
В соответствии с положениями ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ, п. 1 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 409-р, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N п/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости Ж. было подано в ноябре 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения), с 1 января 2014 года.
Суд обращает внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора постановлением Правительства Хабаровского края от 02 июля 2014 г. N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждены новые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, которые применяются с 01.01.2015 года. В рамках настоящего дела предметом рассмотрения новая кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка не являлась.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
Данное решение является основанием для внесения изменений в государственной кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26.12.2014 г.

Судья
Хабаровского краевого суда
Е.П.ИСКОМ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)