Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) - Ворониной О.М. (доверенность от 03.10.2014 N 20-01-21/12202), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Иван" (г. Тула, ОГРН 1027100966716, ИНН 7107038320), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иван" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 по делу N А68-4560/2014 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Иван" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа во включении в состав заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются на определенном праве и предусмотренных для целей не связанных со строительством, сведений об участке по адресу: г. Тула, Бухоновский переулок, д. 9, об обязании обеспечить публикацию информационного сообщения в газете "Тульские известия" о предоставляемом земельном участке по адресу: г. Тула, Бухоновский переулок, д. 9.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.02.2014 общество в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заблаговременной публикации информации о предоставлении в собственность земельного участка площадью 583 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, для эксплуатации жилого дома.
Письмом от 13.02.2014 N 2001-21/1622 министерство указало, что заявление общества не подлежит дальнейшему рассмотрению в связи с тем, что Земельным кодексом Российской Федерации не регламентирован порядок предоставления дополнительных земельных участков для эксплуатации индивидуальных жилых домов гражданам и юридическим лицам, обладающим на праве собственности земельными участками.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с использованием земель регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104 утверждено "Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение N 104), которым установлен порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 03.02.2014 общество в порядке статьи 34 ЗК РФ обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заблаговременной публикации информации о предоставлении в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В указанном заявлении общество просило включить в состав заблаговременной публикации информацию о земельном участке площадью 583 кв. м, расположенном по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, для эксплуатации жилого дома.
В ходе судебного разбирательства установлено, что под жилым домом (инв. N 70:401:001:100058150:10000, адрес: г. Тула, Центральный район, пер. Бухоновский, д. 7), принадлежащим ООО "Иван" на праве собственности, сформирован земельный участок с кадастровым номером 71:30:050202:982. Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013 г. N 71-АГ 812278.
Таким образом, земельный участок площадью 583 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, является дополнительным земельным участком, истребуемым ООО "Иван" для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности жилого дома.
Как указывалось ранее, возможность (обязанность) устанавливать процедуру и критерии предоставления земельных участков в соответствии со статьей 34 ЗК РФ предоставлена органам государственной власти и органам местного самоуправления, которая реализована последними путем принятия Положения N 104.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 104 (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением) предоставление земельных участков для целей, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам проведенных торгов в форме аукционов либо без проведения торгов в случае принятия решения о предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица при отсутствии иных претендентов на предоставляемый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Положения.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в аренду, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Таким образом, действующим на территории Тульской области нормативным правовым актом, регулирующим вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрено предоставление земельных участков только в аренду.
Впоследствии постановлением правительства Тульской области от 05.08.2014 N 392 Положение N 104 было дополнено пунктом 4.2, согласно которому земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется в собственность за плату гражданину для эксплуатации индивидуального жилого дома без проведения торгов при отсутствии иных претендентов на предоставляемый земельный участок в случае, если таким гражданином испрашивается к предоставлению земельный участок, отвечающий следующим условиям:
- - площадь испрашиваемого земельного участка менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, установленного правовым актом муниципального образования город Тула;
- - испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком, принадлежащим гражданину, заинтересованному в предоставлении такого земельного участка, на праве собственности и предоставленным для эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - испрашиваемый земельный участок располагается в границах планировочной структуры квартала, микрорайона и т.д.
Между тем из указанной нормы следует, что пунктом 4.2 Положения N 104 возможность предоставления в собственность дополнительного земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома предусмотрена только для граждан.
Кроме того, одним из условий предоставления гражданам дополнительного земельного участка является площадь испрашиваемого земельного участка должна быть менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, установленного правовым актом муниципального образования город Тула.
Решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 N 8/189 установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории муниципального образования город Тула из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, который равен 300 кв. м.
Вместе с тем размер истребуемого обществом дополнительного земельного участка (583 кв. м) превышает указанный выше минимальный размер.
Таким образом, даже в случае применения пункта 4.2 Положения N 104 в отношении юридических лиц, условия, предусмотренные указанной нормой Положения N 104, обществом не соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у министерства отсутствовали правовые основания для инициирования предоставления юридическому лицу в собственность дополнительного земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отсутствие нормативного акта Тульской области, регламентирующего порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, суд первой инстанции в нарушение части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применил аналогию закона, отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.
Положения статьи 34 ЗК РФ регулируют отношения между гражданами и органами государственной власти (органами местного самоуправления) по вопросам предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности соответственно, для целей, не связанных со строительством, в то время как общество является юридическим лицом, в связи с чем правила названной нормы к процедуре предоставления ему в собственность спорного земельного участка применению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
При этом пункт 4 указанной статьи применяется тогда, когда право на предоставление земельного участка в собственность предусмотрено конкретными нормами земельного права, регламентирующими порядок предоставления земельных участков для определенных целей, как исключительное.
Так, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках (статья 36 ЗК РФ). Данным правом общество воспользовалось.
Постановление N 104, в свою очередь, детализирует нормы федерального законодательства в части предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных норм юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются только в аренду.
С учетом сказанного оснований для применения вышеуказанной процессуальной нормы не имелось.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 по делу N А68-4560/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2015 ПО ДЕЛУ N А68-4560/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N А68-4560/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) - Ворониной О.М. (доверенность от 03.10.2014 N 20-01-21/12202), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Иван" (г. Тула, ОГРН 1027100966716, ИНН 7107038320), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иван" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 по делу N А68-4560/2014 (судья Косоухова С.В.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Иван" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа во включении в состав заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются на определенном праве и предусмотренных для целей не связанных со строительством, сведений об участке по адресу: г. Тула, Бухоновский переулок, д. 9, об обязании обеспечить публикацию информационного сообщения в газете "Тульские известия" о предоставляемом земельном участке по адресу: г. Тула, Бухоновский переулок, д. 9.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.02.2014 общество в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заблаговременной публикации информации о предоставлении в собственность земельного участка площадью 583 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, для эксплуатации жилого дома.
Письмом от 13.02.2014 N 2001-21/1622 министерство указало, что заявление общества не подлежит дальнейшему рассмотрению в связи с тем, что Земельным кодексом Российской Федерации не регламентирован порядок предоставления дополнительных земельных участков для эксплуатации индивидуальных жилых домов гражданам и юридическим лицам, обладающим на праве собственности земельными участками.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с использованием земель регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы постановлением администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104 утверждено "Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение N 104), которым установлен порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 03.02.2014 общество в порядке статьи 34 ЗК РФ обратилось в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о заблаговременной публикации информации о предоставлении в собственность земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В указанном заявлении общество просило включить в состав заблаговременной публикации информацию о земельном участке площадью 583 кв. м, расположенном по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, для эксплуатации жилого дома.
В ходе судебного разбирательства установлено, что под жилым домом (инв. N 70:401:001:100058150:10000, адрес: г. Тула, Центральный район, пер. Бухоновский, д. 7), принадлежащим ООО "Иван" на праве собственности, сформирован земельный участок с кадастровым номером 71:30:050202:982. Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2013 г. N 71-АГ 812278.
Таким образом, земельный участок площадью 583 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, Бухоновский пер., д. 9, является дополнительным земельным участком, истребуемым ООО "Иван" для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности жилого дома.
Как указывалось ранее, возможность (обязанность) устанавливать процедуру и критерии предоставления земельных участков в соответствии со статьей 34 ЗК РФ предоставлена органам государственной власти и органам местного самоуправления, которая реализована последними путем принятия Положения N 104.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 104 (в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением) предоставление земельных участков для целей, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам проведенных торгов в форме аукционов либо без проведения торгов в случае принятия решения о предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица при отсутствии иных претендентов на предоставляемый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Положения.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в аренду, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Таким образом, действующим на территории Тульской области нормативным правовым актом, регулирующим вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрено предоставление земельных участков только в аренду.
Впоследствии постановлением правительства Тульской области от 05.08.2014 N 392 Положение N 104 было дополнено пунктом 4.2, согласно которому земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется в собственность за плату гражданину для эксплуатации индивидуального жилого дома без проведения торгов при отсутствии иных претендентов на предоставляемый земельный участок в случае, если таким гражданином испрашивается к предоставлению земельный участок, отвечающий следующим условиям:
- - площадь испрашиваемого земельного участка менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, установленного правовым актом муниципального образования город Тула;
- - испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с земельным участком, принадлежащим гражданину, заинтересованному в предоставлении такого земельного участка, на праве собственности и предоставленным для эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - испрашиваемый земельный участок располагается в границах планировочной структуры квартала, микрорайона и т.д.
Между тем из указанной нормы следует, что пунктом 4.2 Положения N 104 возможность предоставления в собственность дополнительного земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома предусмотрена только для граждан.
Кроме того, одним из условий предоставления гражданам дополнительного земельного участка является площадь испрашиваемого земельного участка должна быть менее минимального размера земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, установленного правовым актом муниципального образования город Тула.
Решением Тульской городской Думы от 27.10.2010 N 8/189 установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории муниципального образования город Тула из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, который равен 300 кв. м.
Вместе с тем размер истребуемого обществом дополнительного земельного участка (583 кв. м) превышает указанный выше минимальный размер.
Таким образом, даже в случае применения пункта 4.2 Положения N 104 в отношении юридических лиц, условия, предусмотренные указанной нормой Положения N 104, обществом не соблюдены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у министерства отсутствовали правовые основания для инициирования предоставления юридическому лицу в собственность дополнительного земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отсутствие нормативного акта Тульской области, регламентирующего порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, суд первой инстанции в нарушение части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применил аналогию закона, отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.
Положения статьи 34 ЗК РФ регулируют отношения между гражданами и органами государственной власти (органами местного самоуправления) по вопросам предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности соответственно, для целей, не связанных со строительством, в то время как общество является юридическим лицом, в связи с чем правила названной нормы к процедуре предоставления ему в собственность спорного земельного участка применению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
При этом пункт 4 указанной статьи применяется тогда, когда право на предоставление земельного участка в собственность предусмотрено конкретными нормами земельного права, регламентирующими порядок предоставления земельных участков для определенных целей, как исключительное.
Так, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках (статья 36 ЗК РФ). Данным правом общество воспользовалось.
Постановление N 104, в свою очередь, детализирует нормы федерального законодательства в части предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных норм юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, земельные участки предоставляются только в аренду.
С учетом сказанного оснований для применения вышеуказанной процессуальной нормы не имелось.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2014 по делу N А68-4560/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)