Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Газетдинов Ф.Ф., доверенность от 18 декабря 2012 г.;
- от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г.
по делу N А65-8960/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) (ИНН 1650002455, ОГРН 1021600000839), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третье лицо - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным действия (бездействия), обязании совершить определенные действия,
установил:
Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) (далее - заявитель, ОАО "АКИБАНК") обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным действия (бездействия) Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по отказу в формировании земельного участка площадью 63 кв. м, цель использования - благоустройство территории смежного земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, г. Казань, Вахитовский район, ул. Максима Горького, желаемое право на земельный участок: аренда, об обязании Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала площадью 63 кв. м, кадастровый номер 16:50:010614:5; об обязании Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подготовить проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала площадью 63 кв. м, кадастровый номер 16:50:010614:5.
Определением суда от 27 мая 2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в г. Казани процедура и порядок формирования и предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (вместе с "Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством"). В соответствии с п. 7.1 вышеуказанного решения заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", но не позднее 01 июля 2013 г. Поскольку заявитель обратился в Управление 04 февраля 2013 г., обращение рассматривалось в порядке, определенном в решении Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
В судебном решении указано, что в зоне Р3 - зоне рекреационно-ландшафтной вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть объекты благоустройства, однако в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и положениями Правил землепользования и застройки г. Казани части II Градостроительного устава г. Казани вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемых совместно с ними. Кроме того, заявитель должен доказать, что истребуемый земельный участок необходим ему для обслуживания основного земельного участка, ввиду недостаточности площади основного земельного участка. Между тем проекта благоустройства и технико-экономического обоснования в Управление заявителем представлено не было.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, таким образом, его предоставление нарушило бы права неопределенного круга лиц на пользование указанным участком, поскольку в данном месте находится действующий парк.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для обеспечения проезда к основному земельному участку и для парковки автомобилей. Между тем в соответствии с п. 4.1 решения Казанской городской Думы N 49-11 под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение стоянок автомобильного транспорта для целей настоящего Положения в понятие "благоустройство" не включается. Соответственно, судом неверно определено понятие "благоустройства". Предоставление земельных участков для организации парковок осуществляется в ином порядке.
Заявитель, как собственник объекта незавершенного строительства, вправе был требовать установление сервитута для обеспечения проезда к основному земельному участку.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "АКИБАНК" является собственником незаконченного строительством объекта - кафе-бистро, назначение - нежилое, 2-этажное с мансардой (подземных этажей - 1), общая площадь 684, 1 кв. м, лит. А, кадастровый номер 16:50:02:23045:002, адрес: РТ, г. Казань, ул. Максима Горького, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2010 г.
С целью дальнейшего завершения строительства был заключен договор аренды от 26 декабря 2011 г. N 16231 земельного участка общей площадью 280,0 кв. м, доля целая, кадастровый номер 16:50:010614:7, разрешенное использование - для завершения строительства здания кафе-бистро, адрес: РТ, Вахитовский район, ул. Максима Горького, под здание на основании постановления Исполкома г. Казани "О предоставлении АКИБ "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) земельного участка" от 05 декабря 2011 г. N 7738.
Арендуемый земельный участок имеет общую площадь (по наружному обмеру) 280 кв. м, объект незаконченного строительства, находящийся в собственности заявителя, имеет общую площадь (по наружному обмеру) 262, 4 кв. м 04 февраля 2013 г. в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани было подано заявление N 02/1-06-0280 с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемый размер земельного участка 63 кв. м, цель использования - благоустройство территории смежного земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, Вахитовский р-он, ул. Максима Горького, желаемое право на земельный участок - аренда.
В ответ на вышеуказанное обращение ответчик письмом от 13 марта 2013 г. N 16-19-3123 отказал в формировании земельного участка на основании того, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования - сквера, включает в себя пешеходную аллею.
Полагая, что названный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу п. 3 ст. 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с указанной нормой утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Согласно ст. 26 Градостроительного устава г. Казани под объектами благоустройства понимается озеленение территории отдельных земельных участков, малые архитектурные формы, проезды, тротуары, дорожки и площадки (парковочные, для мусорных контейнеров, детские площадки и т.д.), наружное освещение (световое оборудование), ограждение, не относящиеся к объектам капитального строительства, размещаемые в соответствии с требованиями к строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений соответствующего назначения или в индивидуальных целях на отдельных земельных участках.
Как указал суд первой инстанции, цель использования запрашиваемого земельного участка, указанная заявителем в своем заявлении, благоустройство территории смежного земельного участка - совпадает с целями, предусмотренными законодательством, и не нарушает его назначения, более того, запрашиваемый земельный участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, в связи с чем довод ответчика о невозможности предоставления земельного участка в силу прямого указания на то закона не может быть принят судом во внимание, поскольку закон допускает разрешенное использование земельного участка для объектов капитального строительства в целях благоустройства территории; указание на наличие пешеходной аллеи достоверно не подтверждено.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Доводы ответчика о том, что согласно решению Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 (ред. от 16 мая 2013 г.) "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (вместе с "Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством") земельный участок может быть предоставлен только, если на земельном участке расположен объект капитального строительства, строительство которого завершено и право собственности на который зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, не может быть принят судом во внимание, поскольку земельный участок испрашивается заявителем с целью благоустройства территории смежного земельного участка, а согласно п. 4.2. решения Казанской городской Думы на земельном участке, предоставленном для эксплуатации объекта капитального строительства, расположенного на участке, смежном к испрашиваемому, допускается размещение объектов благоустройства (установка малых архитектурных форм, озеленение территории, установка игрового и спортивного оборудования, устройство освещения и установка осветительного оборудования и т.д.), что и просил в своем обращении заявитель.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта неоконченного строительства, расположенного на нем (осуществление деятельности в сфере общественного питания).
Согласно п. 2.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. N 31 (ред. от 31 марта 2011 г.) "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06 ноября 2001 г.) (зарегистрировано в Минюсте РФ 07 декабря 2001 г. N 3077) на территории организаций общественного питания рекомендуется предусматривать площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей. Площадки должны размещаться со стороны проезжей части автодорог и не располагаться во дворах жилых домов.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 10 июля 2012 г.) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 90 вышеуказанного закона для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В силу СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78) при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.
Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.
Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, предоставленный ранее, был выделен строго по границе здания "незаконченный строительством объект кафе-бистро" и предоставлен в аренду без учета проезда к нему.
В свою очередь, отсутствие проезда к земельному участку делает невозможным обеспечение доступа экстренных служб к имуществу или организаций к эксплуатации, ремонту имущества, что ответчиком в силу ст. 200 АПК РФ опровергнуто не было.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая, что иных оснований для отказа спорное письмо от 13 марта 2013 г. не содержит, схема расположения земельного участка является лишь основанием для формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет и в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации не является документом, служащим основанием для предоставления указанных земельных участков на каком либо праве заявителю, пришел к выводу о незаконности принятого ответчиком отказа, поскольку он не только нарушает права заявителя в части формирования земельного участка, необходимого для полноценного использования объекта неоконченного строительства, но и создает угрозу привлечения его к административной ответственности в случае несоблюдения им как требований пожарной безопасности, так и санитарно-эпидемиологических.
Между тем арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 7.1. названного Положения заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", но не позднее 01 мая 2013 г.
Названное Положение вступило в законную силу с 01 марта 2013 г.
Как было указано выше, заявитель обратился к ответчику с заявлением 04 февраля 2013 г.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм законодательства, к рассматриваемым правоотношениям следует применять Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 (далее - Положение N 49-11).
В соответствии с п. 4.1. Положения N 49-11 для целей настоящего Положения под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение стоянок автомобильного транспорта для целей настоящего Положения в понятие "благоустройство" не включается.
В силу п. 4.2. Положения N 49-11 земельные участки для благоустройства предоставляются в аренду сроком до пяти лет включительно без проведения торгов.
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае если по заключению уполномоченного органа Исполкома г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства. При этом срок аренды смежного земельного участка не может превышать срока аренды основного земельного участка. Смежный земельный участок, предоставленный для благоустройства и предназначенный для эксплуатации объекта капитального строительства, следует судьбе основного земельного участка.
Согласно п. 4.3. Положения N 49-11 с целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполкома г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права. К заявлению должны быть приложены оригиналы для сверки и копии или нотариально заверенные копии следующих документов:
- - для юридических лиц: устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, решения о назначении руководителя;
- - для граждан: документа, удостоверяющего личность, свидетельства о постановке на налоговый учет (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- - съемки текущих изменений в масштабе 1:500;
- - выписки из государственного земельного кадастра;
- - проекта благоустройства территории, согласованного с Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани.
К заявлению о предоставлении смежного земельного участка для благоустройства дополнительно прилагается технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
Пунктом 4.4. Положения N 49-11 предусмотрено, что уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления проводит работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Исходя из п. 4.5. Положения N 49-11, в случае невозможности использования земельного участка для благоустройства ввиду его несоответствия требованиям градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил уполномоченный орган Исполкома г. Казани письменно уведомляет об этом лицо, обратившееся с заявлением.
Из материалов дела следует, что 04 февраля 2013 г. заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, цель использования земельного участка: благоустройство территории смежного земельного участка; предполагаемые размеры земельного участка: 63 кв. м; местоположение земельного участка: РТ, г. Казань, ул. М.Горького (кадастровый номер: 16:50:010614:5); желаемое право на земельный участок: аренда (т. 1 л.д. 10).
Между тем к названному заявлению не были приложены проект благоустройства территории, согласованный с Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани, а также технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, поступившем в арбитражный апелляционный суд 02 декабря 2013 г., заявитель пояснил, что целью использования земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, Вахитовский р-он, ул. Максима Горького, является благоустройство территории земельного участка, что не противоречит главе 6 "Предоставление земельных участков для иных целей, не связанных со строительством" решения Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19. Заявителем планируются проводиться мероприятия по озеленению территории смежного земельного участка.
23 декабря 2013 г. от заявителя вновь поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
Заявитель в названном дополнении указывает, что в силу п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
По смыслу п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ЗК РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Вместе с тем ОАО "АКИБАНК" также указывает, что по своей сущности запрашиваемый участок не является земельным участком для эксплуатации объекта капитального строительства, поскольку запрашивается заявителем для целей, не связанных со строительством, и никоим образом не нарушает его назначения.
При этом суд также учитывает, что земельный участок испрашивается заявителем в порядке ст. 34 ЗК РФ, а не ст. 36 ЗК РФ, а также ОАО "АКИБАНК" является собственником объекта незавершенного строительством.
В ответ на вышеуказанное обращение ответчик письмом от 13 марта 2013 г. N 16-19-3123 отказал в формировании земельного участка на основании того, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования - сквера, включает пешеходную аллею.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из представленной кадастровой выписки о земельном участке от 20 ноября 2013 г. N 1600/301/13-665523 следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:010614:5, из которого заявитель просит сформировать земельный участок, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - Сквер Котельникова.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования.
Вывод суда первой инстанции о том, что запрашиваемый земельный участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, не соответствует обстоятельствам дела.
В силу п. 4.2. Положения N 49-11 лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае если по заключению уполномоченного органа Исполкома г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства.
Между тем такое заключение уполномоченного органа Исполкома г. Казани в материалы дела не представлено.
Действия ответчика соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. по делу N А65-8960/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество), г. Набережные Челны, Республика Татарстан, требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А65-8960/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А65-8960/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Газетдинов Ф.Ф., доверенность от 18 декабря 2012 г.;
- от Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г.
по делу N А65-8960/2013 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Акционерного коммерческого ипотечного банка "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) (ИНН 1650002455, ОГРН 1021600000839), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третье лицо - Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным действия (бездействия), обязании совершить определенные действия,
установил:
Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) (далее - заявитель, ОАО "АКИБАНК") обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным действия (бездействия) Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по отказу в формировании земельного участка площадью 63 кв. м, цель использования - благоустройство территории смежного земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, г. Казань, Вахитовский район, ул. Максима Горького, желаемое право на земельный участок: аренда, об обязании Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала площадью 63 кв. м, кадастровый номер 16:50:010614:5; об обязании Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани подготовить проект распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала площадью 63 кв. м, кадастровый номер 16:50:010614:5.
Определением суда от 27 мая 2013 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в г. Казани процедура и порядок формирования и предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (вместе с "Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством"). В соответствии с п. 7.1 вышеуказанного решения заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", но не позднее 01 июля 2013 г. Поскольку заявитель обратился в Управление 04 февраля 2013 г., обращение рассматривалось в порядке, определенном в решении Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством".
В судебном решении указано, что в зоне Р3 - зоне рекреационно-ландшафтной вспомогательным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть объекты благоустройства, однако в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и положениями Правил землепользования и застройки г. Казани части II Градостроительного устава г. Казани вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемых совместно с ними. Кроме того, заявитель должен доказать, что истребуемый земельный участок необходим ему для обслуживания основного земельного участка, ввиду недостаточности площади основного земельного участка. Между тем проекта благоустройства и технико-экономического обоснования в Управление заявителем представлено не было.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования, таким образом, его предоставление нарушило бы права неопределенного круга лиц на пользование указанным участком, поскольку в данном месте находится действующий парк.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для обеспечения проезда к основному земельному участку и для парковки автомобилей. Между тем в соответствии с п. 4.1 решения Казанской городской Думы N 49-11 под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение стоянок автомобильного транспорта для целей настоящего Положения в понятие "благоустройство" не включается. Соответственно, судом неверно определено понятие "благоустройства". Предоставление земельных участков для организации парковок осуществляется в ином порядке.
Заявитель, как собственник объекта незавершенного строительства, вправе был требовать установление сервитута для обеспечения проезда к основному земельному участку.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "АКИБАНК" является собственником незаконченного строительством объекта - кафе-бистро, назначение - нежилое, 2-этажное с мансардой (подземных этажей - 1), общая площадь 684, 1 кв. м, лит. А, кадастровый номер 16:50:02:23045:002, адрес: РТ, г. Казань, ул. Максима Горького, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2010 г.
С целью дальнейшего завершения строительства был заключен договор аренды от 26 декабря 2011 г. N 16231 земельного участка общей площадью 280,0 кв. м, доля целая, кадастровый номер 16:50:010614:7, разрешенное использование - для завершения строительства здания кафе-бистро, адрес: РТ, Вахитовский район, ул. Максима Горького, под здание на основании постановления Исполкома г. Казани "О предоставлении АКИБ "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) земельного участка" от 05 декабря 2011 г. N 7738.
Арендуемый земельный участок имеет общую площадь (по наружному обмеру) 280 кв. м, объект незаконченного строительства, находящийся в собственности заявителя, имеет общую площадь (по наружному обмеру) 262, 4 кв. м 04 февраля 2013 г. в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани было подано заявление N 02/1-06-0280 с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предполагаемый размер земельного участка 63 кв. м, цель использования - благоустройство территории смежного земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, Вахитовский р-он, ул. Максима Горького, желаемое право на земельный участок - аренда.
В ответ на вышеуказанное обращение ответчик письмом от 13 марта 2013 г. N 16-19-3123 отказал в формировании земельного участка на основании того, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования - сквера, включает в себя пешеходную аллею.
Полагая, что названный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В силу п. 3 ст. 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с указанной нормой утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
Согласно ст. 26 Градостроительного устава г. Казани под объектами благоустройства понимается озеленение территории отдельных земельных участков, малые архитектурные формы, проезды, тротуары, дорожки и площадки (парковочные, для мусорных контейнеров, детские площадки и т.д.), наружное освещение (световое оборудование), ограждение, не относящиеся к объектам капитального строительства, размещаемые в соответствии с требованиями к строительству и эксплуатации зданий, строений и сооружений соответствующего назначения или в индивидуальных целях на отдельных земельных участках.
Как указал суд первой инстанции, цель использования запрашиваемого земельного участка, указанная заявителем в своем заявлении, благоустройство территории смежного земельного участка - совпадает с целями, предусмотренными законодательством, и не нарушает его назначения, более того, запрашиваемый земельный участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, в связи с чем довод ответчика о невозможности предоставления земельного участка в силу прямого указания на то закона не может быть принят судом во внимание, поскольку закон допускает разрешенное использование земельного участка для объектов капитального строительства в целях благоустройства территории; указание на наличие пешеходной аллеи достоверно не подтверждено.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Доводы ответчика о том, что согласно решению Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 (ред. от 16 мая 2013 г.) "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (вместе с "Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством") земельный участок может быть предоставлен только, если на земельном участке расположен объект капитального строительства, строительство которого завершено и право собственности на который зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, не может быть принят судом во внимание, поскольку земельный участок испрашивается заявителем с целью благоустройства территории смежного земельного участка, а согласно п. 4.2. решения Казанской городской Думы на земельном участке, предоставленном для эксплуатации объекта капитального строительства, расположенного на участке, смежном к испрашиваемому, допускается размещение объектов благоустройства (установка малых архитектурных форм, озеленение территории, установка игрового и спортивного оборудования, устройство освещения и установка осветительного оборудования и т.д.), что и просил в своем обращении заявитель.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов заявителя, поскольку размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта неоконченного строительства, расположенного на нем (осуществление деятельности в сфере общественного питания).
Согласно п. 2.7 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. N 31 (ред. от 31 марта 2011 г.) "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01.2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06 ноября 2001 г.) (зарегистрировано в Минюсте РФ 07 декабря 2001 г. N 3077) на территории организаций общественного питания рекомендуется предусматривать площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей. Площадки должны размещаться со стороны проезжей части автодорог и не располагаться во дворах жилых домов.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 10 июля 2012 г.) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 90 вышеуказанного закона для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В силу СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78) при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.
Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.
Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, предоставленный ранее, был выделен строго по границе здания "незаконченный строительством объект кафе-бистро" и предоставлен в аренду без учета проезда к нему.
В свою очередь, отсутствие проезда к земельному участку делает невозможным обеспечение доступа экстренных служб к имуществу или организаций к эксплуатации, ремонту имущества, что ответчиком в силу ст. 200 АПК РФ опровергнуто не было.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая, что иных оснований для отказа спорное письмо от 13 марта 2013 г. не содержит, схема расположения земельного участка является лишь основанием для формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет и в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации не является документом, служащим основанием для предоставления указанных земельных участков на каком либо праве заявителю, пришел к выводу о незаконности принятого ответчиком отказа, поскольку он не только нарушает права заявителя в части формирования земельного участка, необходимого для полноценного использования объекта неоконченного строительства, но и создает угрозу привлечения его к административной ответственности в случае несоблюдения им как требований пожарной безопасности, так и санитарно-эпидемиологических.
Между тем арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
Решением Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 7.1. названного Положения заявления граждан и юридических лиц, поступившие до вступления настоящего решения в действие, рассматриваются в порядке, установленном решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством", но не позднее 01 мая 2013 г.
Названное Положение вступило в законную силу с 01 марта 2013 г.
Как было указано выше, заявитель обратился к ответчику с заявлением 04 февраля 2013 г.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм законодательства, к рассматриваемым правоотношениям следует применять Положение о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное решением Казанской городской Думы от 23 августа 2006 г. N 49-11 (далее - Положение N 49-11).
В соответствии с п. 4.1. Положения N 49-11 для целей настоящего Положения под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение стоянок автомобильного транспорта для целей настоящего Положения в понятие "благоустройство" не включается.
В силу п. 4.2. Положения N 49-11 земельные участки для благоустройства предоставляются в аренду сроком до пяти лет включительно без проведения торгов.
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае если по заключению уполномоченного органа Исполкома г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства. При этом срок аренды смежного земельного участка не может превышать срока аренды основного земельного участка. Смежный земельный участок, предоставленный для благоустройства и предназначенный для эксплуатации объекта капитального строительства, следует судьбе основного земельного участка.
Согласно п. 4.3. Положения N 49-11 с целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполкома г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права. К заявлению должны быть приложены оригиналы для сверки и копии или нотариально заверенные копии следующих документов:
- - для юридических лиц: устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, решения о назначении руководителя;
- - для граждан: документа, удостоверяющего личность, свидетельства о постановке на налоговый учет (для индивидуальных предпринимателей), свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- - съемки текущих изменений в масштабе 1:500;
- - выписки из государственного земельного кадастра;
- - проекта благоустройства территории, согласованного с Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани.
К заявлению о предоставлении смежного земельного участка для благоустройства дополнительно прилагается технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
Пунктом 4.4. Положения N 49-11 предусмотрено, что уполномоченный орган Исполкома г. Казани в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления проводит работы по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Исходя из п. 4.5. Положения N 49-11, в случае невозможности использования земельного участка для благоустройства ввиду его несоответствия требованиям градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил уполномоченный орган Исполкома г. Казани письменно уведомляет об этом лицо, обратившееся с заявлением.
Из материалов дела следует, что 04 февраля 2013 г. заявитель обратился в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, цель использования земельного участка: благоустройство территории смежного земельного участка; предполагаемые размеры земельного участка: 63 кв. м; местоположение земельного участка: РТ, г. Казань, ул. М.Горького (кадастровый номер: 16:50:010614:5); желаемое право на земельный участок: аренда (т. 1 л.д. 10).
Между тем к названному заявлению не были приложены проект благоустройства территории, согласованный с Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани, а также технико-экономическое обоснование запрашиваемой площади земельного участка.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, поступившем в арбитражный апелляционный суд 02 декабря 2013 г., заявитель пояснил, что целью использования земельного участка, кадастровый номер 16:50:010614:5, адрес: РТ, Вахитовский р-он, ул. Максима Горького, является благоустройство территории земельного участка, что не противоречит главе 6 "Предоставление земельных участков для иных целей, не связанных со строительством" решения Казанской городской Думы от 27 декабря 2012 г. N 10-19. Заявителем планируются проводиться мероприятия по озеленению территории смежного земельного участка.
23 декабря 2013 г. от заявителя вновь поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
Заявитель в названном дополнении указывает, что в силу п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
По смыслу п. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ЗК РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Вместе с тем ОАО "АКИБАНК" также указывает, что по своей сущности запрашиваемый участок не является земельным участком для эксплуатации объекта капитального строительства, поскольку запрашивается заявителем для целей, не связанных со строительством, и никоим образом не нарушает его назначения.
При этом суд также учитывает, что земельный участок испрашивается заявителем в порядке ст. 34 ЗК РФ, а не ст. 36 ЗК РФ, а также ОАО "АКИБАНК" является собственником объекта незавершенного строительством.
В ответ на вышеуказанное обращение ответчик письмом от 13 марта 2013 г. N 16-19-3123 отказал в формировании земельного участка на основании того, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования - сквера, включает пешеходную аллею.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из представленной кадастровой выписки о земельном участке от 20 ноября 2013 г. N 1600/301/13-665523 следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:010614:5, из которого заявитель просит сформировать земельный участок, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - Сквер Котельникова.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования.
Вывод суда первой инстанции о том, что запрашиваемый земельный участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, не соответствует обстоятельствам дела.
В силу п. 4.2. Положения N 49-11 лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае если по заключению уполномоченного органа Исполкома г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства.
Между тем такое заключение уполномоченного органа Исполкома г. Казани в материалы дела не представлено.
Действия ответчика соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. по делу N А65-8960/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных Акционерным коммерческим ипотечным банком "АКИБАНК" (открытое акционерное общество), г. Набережные Челны, Республика Татарстан, требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)