Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2014 N 05АП-13693/2014 ПО ДЕЛУ N А51-15233/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. N 05АП-13693/2014

Дело N А51-15233/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БизнесАктив",
апелляционное производство N 05АП-13693/2014
на решение от 11.09.2014
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-15233/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БизнесАктив" (ИНН 2537083679, ОГРН 1102537003997, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.08.2010)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным отказа,
при участии в заседании:
- от заявителя: представители М.С. Шеина (паспорт, доверенность от 17.11.2014), Е.Р. Могилевская (паспорт, доверенность от 17.11.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель В.А. Фрейдун (удостоверение N 4279, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4182);
- от департамента: не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "БизнесАктив" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), оформленного письмом от 05.03.2014 N 3124/20у, об отказе в выборе земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока выдать акт о выборе земельного участка площадью 2000 кв. м в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г. Владивостоке для строительства с приложением схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории в месячный срок с момента принятия решения суда.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на том, что представило в департамент весь необходимый для выбора земельного участка пакет документов, ясно обозначило цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Документы, перечисленные в оспариваемом отказе, считает не обязательными к представлению. Полагает, что основания для отказа в выборе земельного участка у УГА г. Владивостока отсутствовали.
УГА г. Владивостока в судебном заседании по доводам апелляционной жалобы возразило. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
05.02.2014 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м, расположенного в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г. Владивостоке, для строительства автостоянки с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению были приложены копии регистрационных и учредительных документов общества, выписка из ЕГРЮЛ, обзорная схема и доверенность представителя.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 05.03.2014 N 3124/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на непредставление документов, необходимых для выбора земельного участка.
Расценив письмо УГА г. Владивостока как отказ в выборе земельного участка, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Кроме того, пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 " 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения автостоянки на земельном участке ориентировочной площадью 2000 кв. м, расположенном в районе ул. 2-я Поселковая, 34 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены только копии устава, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, решения о назначении генерального директора, выписка из ЕГРЮЛ, а также копия обзорной схемы и доверенность представителя.
Из анализа имеющейся в материалах дела обзорной схемы, приложенной обществом к своему заявлению (л.д. 86), следует, что фактически представленная обзорная схема является нечитаемой, предполагаемое место размещения земельного участка для строительства объекта автостоянки четко не определено, адресный ориентир - ул. 2-я Поселковая, 34, на схеме не обозначен.
В этой связи вывод УГА, изложенный в отказе от 05.03.2014 N 3124/20у, о невозможности обеспечить выбор земельного участка для строительства по причине непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента N 1608, что в силу положений пункта 3.14 названного Регламента не дает возможности профильным отделам проверить градостроительное зонирование, красные линии, технические зоны инженерных коммуникаций, наличие смежных землепользователей, возможность размещения объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, является обоснованным.
Кроме того, оценив пакет документов, представленный обществом в департамент, коллегия находит его не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента в связи с непредставлением обществом обоснования примерного размера земельного участка.
Ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Регламентом какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражаться сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Согласно письма УГА г. Владивостока от 05.03.2014 N 3124/20у спорный земельный участок расположен в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Статьей 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных приложением к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона застройки многоэтажными жилыми домами определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Размещение стоянок транспортных средств отнесено к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны при условии их размещения на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к границам зоны объектов автомобильного транспорта; к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, либо к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
В силу пункта 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки размеры земельного участка и параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами определяются с учетом фронта застройки со стороны улицы, отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения объекта строительства, количества этажей или высоты объектов строительства, процента застройки в границах земельного участка, процента озеленения и количества парковочных мест.
Показатели деятельности, влияющие на функционально-планировочную организацию жилых зон и подлежащие отражению в обосновании примерного размера земельного участка установлены Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденными постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па (далее по тексту - "постановление N 185-па"), и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 (далее по тексту - "постановление N 111").
Согласно пунктам 4.14 и 8.6. постановления N 185-па, пункту 12.39 постановления N 111 возможность размещения стоянки транспортных средств в том или ином месте в границах территориальной зоны зависит от вида стоянки (автостоянки открытого и закрытого типа, паркинги, многоэтажные, подземные стоянки и т.д.), ее вместимости, этажности, предполагаемой организации въездов и выездов по отношению к дорожной сети общего пользования, предполагаемого использования стоянки населением, проживающим в радиусе доступности, и ряда других факторов.
В зависимости от вида стоянки и ее вместимости определяются санитарные разрывы до фасадов жилых зданий и торцов с окнами, общественных зданий, территорий школ, детских учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, площадок отдыха, игр и спора, детских площадок и т.д.
Между тем в заявлении общества вышеперечисленные сведения о планируемом строительством объекте не приведены. Площадь испрашиваемого земельного участка - 2000 кв. м определена обществом произвольно. Копия обзорной схемы, поступившей в администрацию города Владивостока, не содержит даже условного обозначения местоположения испрашиваемого земельного участка, адресный ориентир - ул. 2-я Поселковая, 34 на схеме не обозначен. Какие-либо пояснения в обоснование размера земельного участка ни суду первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что возможность выбора земельного участка по заявлению общества у УГА г. Владивостока объективно отсутствовала.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Следовательно, УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка в связи с непредставлением обоснования примерного размера земельного участка.
Оценивая возможность выбора земельного участка по заявлению общества, коллегия также учитывает, что согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной в суд, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:030004:36. Факт наложения обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом указанных норм выбор и формирование земельного участка для строительства с наложением на ранее сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок невозможно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.09.2014 по делу N А51-15233/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)