Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-14302/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. по делу N А41-14302/13


Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Артемовой С.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Хотьковское карьероуправление": Походяева О.Н., по доверенности от 25.05.2012; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Сорокин А.А., по доверенности от 23.12.2013 N 383-Д от Сергиево-Посадского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес": Ардатов В.В., по доверенности от 26.12.2013 N 30-270; от Администрации Сергиево-Посадского района: Ермоленко С.В., по доверенности от 04.12.13 N 71-Д,
рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Хотьковское карьероуправление" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третьи лица: Сергиево-Посадский филиал государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес"; Администрация Сергиево-Посадского района; Комитет лесного хозяйства Московской области о признании незаконным и об отмене отказа в государственной регистрации сделки,

установил:

Открытое акционерное общество "Хотьковское карьероуправление" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями:
1. Признать незаконным и отменить отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области оформленный сообщением исх. N 05/132/2012 от 09.01.2013.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию Договора аренды земельного участка Д-38 от 19.02.1998 и Соглашения от 19.02.2012 N ДЗ-43 о внесении изменений в договор аренды земельного участка Д-38 от 19.02.1998 на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для добычи валунно-гравийно-песчаной смеси с последующей рекультивацией, общая площадь 350039 кв. м, кадастровый номер 50:05:0040248:2, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Васильевское, пос. Мостовик, ОАО "Хотьковское карьероуправление" (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений).
Определениями Арбитражного суда Московской области от 15.04.2013, 29.05.2013 к участию в деле привлечены Сергиево-Посадский филиал государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" и Комитет лесного хозяйства Московской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Хотьковское карьероуправление" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ОАО "Хотьковское карьероуправление" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 03 декабря 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом 6 пункта 4 статьи 270 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что в материалах настоящего дела имеется протокол судебного заседания от 20 августа 2013 года не подписанный судьей Богатиной Ю.Г. (том 2 л.д. 61).
Так же определением Десятого арбитражного апелляционного суда к участию в настоящем деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Сергиево-Посадского района.
В судебное заседание апелляционного суда явились представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает требования ОАО "Хотьковское карьероуправление" не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Московской области от 26.05.1994 N 122 ОАО "Хотьковское карьероуправление" предоставлен земельный участок под разработку карьера по добыче песчано-гравийной смеси, строительство технологической дороги и ЛЭП общей площадью 37 га из земель Сергиево-Посадского лесхоза с правом вырубки деревьев, в том числе 35 га во временное пользование сроком на три года из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества, 2 га в постоянное пользование в квартале 43 Васильевского лесничества (л.д. 40).
19.02.1998 между Администрацией Сергиево-Посадского района Московской области (Арендодатель) и ОАО "Хотьковское карьероуправление" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Д-38, предметом которого является аренда земельного участка, расположенного по адресу: в районе д. Шапилово, Митинского с/о, Сергиево-Посадского района Московской области, с кадастровым номером 50:5:23:32:П1, площадью 35 га (л.д. 27 - 28).
Соглашением от 19.03.2012 N ДЗ-43 в указанный договор аренды внесены изменения, в соответствии с которым "арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2, из земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, относящихся к ведению администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, находящихся в государственной собственности (до разграничения) в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2011 N МО-11/ЗВ/1-518558, находящийся по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Васильевское, п. Мостовик, ОАО "Хотьковское карьероуправление", площадью 350039 кв. м (пункт 1.1).
Земельный участок предоставляется для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): для добычи валунно-гравийно-песчаной смеси с последующей рекультивацией (пункт 1.2).
Срок аренды участка устанавливается на 49 лет с 19.02.1998 года (пункт 2.1)" (л.д. 32 - 34).
ОАО "Хотьковское карьероуправление" с заявлением от 19.11.2012 и Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением от 19.03.2012 N 15 обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией соглашения от 19.03.2012 N ДЗ-43.
Уведомлением от 04.12.2012 N 05/132/2012-286 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области приостановила государственную регистрацию указанного соглашения (л.д. 26).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 09.01.2013 N 05/132/2012-286 ОАО "Хотьковское карьероуправление" в государственной регистрации соглашения от 19.03.2012 N ДЗ-43 было отказано на том основании, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 15 - 20).
Полагая, что данный отказ не соответствует законодательству и нарушает права, ОАО "Хотьковское карьероуправление" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В порядке части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (статья 16).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (статья 17).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.
В статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав, а именно:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Как следует из дела правоустанавливающих документов земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040248:2, к заявлению о государственной регистрации соглашения от 19.03.2012 N ДЗ-43 заявителем были приложены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации сделки.
Вместе с тем, при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором было установлено следующее.
На государственную регистрацию представлено Соглашение от 19.03.2012 N ДЗ-43 о внесении изменений в договор аренды земельного участка Д-38 от 19.02.1998 (далее - Соглашение), заключенное Открытым акционерным обществом "Хотьковское карьероуправление" и Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. Указанным соглашением вносятся изменения в ранее подписанный сторонами Договор аренды земельного участка Д-38 от 19.02.1998 г.
Из представленных на государственную регистрацию документов и архивных документов из межевых дел Сергиево-Посадского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, хранящихся в регистрационной службе, было установлено, что заявленный на государственную регистрацию земельный участок был изъят из земель Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза (кв. 43 и 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества) и предоставлен под разработку карьера по добыче песчано-гравийной смеси во временное пользование с предварительным переводом в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации из лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.04.1994 N 435-р; постановления Главы администрации Московской области от 26.05.1994 г. N 122; постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.06.1994 г. N 1083.
19 февраля 1998 года на основании постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 09.06.1994 N 1083 и постановления Главы Сергиево-Посадского района Московской области от 20.01.1998 N 27 с ОАО "Хотьковское карьероуправление" был подписан Договор аренды земельного участка N Д-38 сроком на 10 лет.
Регистрирующий орган в качестве основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения указал, что в соответствии с требованиями ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Пунктом 3 статьи 433 ГК РФ установлено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, поскольку государственная регистрация договора аренды в регистрирующем органе в соответствии с Законом о регистрации, действующего в момент подписания договора не проводилась, то он считается незаключенным, и, следовательно не порождает юридических последствий для сторон. Кроме того, к незаключенному договору дополнительное соглашение не может быть заключено.
Апелляционный суд считает, что указанное основание для отказа в регистрации дополнительного соглашения не обоснованно ввиду следующего.
Норма ст. 131 ГК РФ применительно к порядку государственной регистрации и основаниям отказа в регистрации отсылала к закону о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который (ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") был введен в действие через шесть месяцев после его официального опубликования в "Российской газете" N 145 от 30.07.1997 г., т.е. с 01.03.1998 г.
Соответственно, Договор аренды от 19.02.1998 г. как заключенный до вступления в законную силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственной регистрации не подлежал и вступил в силу и стал обязательным для сторон с момента его заключения (ст. 425 ГК РФ).
Однако, апелляционный суд учитывает, что в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.1994 N 435-р был разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в том числе в Московской области площадью 68,6 га (том 1, л.д. 39).
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации было издано постановление Главы Администрации Московской области от 26.05.1994 N 122, которым ОАО "Хотьковское карьероуправление" предоставлен земельный участок под разработку карьера по добыче песчано-гравийной смеси, строительство технологической дороги и ЛЭП общей площадью 37 га из земель Сергиево-Посадского лесхоза с правом вырубки деревьев, в том числе 35 га во временное пользование сроком на три года из кварталов 43 и 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества, 2 га в постоянное пользование в квартале 43 Васильевского лесничества. Администрации Сергиево-Посадского района было поручено произвести перевод указанных лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев (л.д. 40).
Однако, из анализа вышеприведенных положений Распоряжения Правительства РФ и постановления Администрации не возможно установить право Администрации на распоряжение спорным земельным участком.
Какие-либо документы, подтверждающие что спорный земельный участок был включен в число разрешенных для перевода из лесных земель в соответствии с вышеуказанным распоряжением Правительства РФ сторонами не представлены.
Исходя из изложенного, применительно к пункту 1 статьи 198 АПК РФ апелляционным судом не установлено нарушения прав заявителя обжалуемым отказом.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 5 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2013 года по делу N А41-14302/13 отменить. В удовлетворении требований ОАО "Хотьковское карьероуправление" отказать.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)