Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Шабалиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Русских И.А., представитель по доверенности от 02.04.2014,
от заинтересованного лица (ТУ Росимущества в Свердловской области): Черкашина Н.А., представитель по доверенности N АР-14676 от 30.10.2013,
от заинтересованного лица (Росимущества): Черкашина Н.А., поручение о представлении интересов.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
ОАО "Святогор" обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (очистные сооружения. Восполнение мощностей Лаврово-Николаевского карьера. Вторая очередь Волковского рудника.) и утверждении акта выбора земельного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, суд
Открытое акционерное общество "Святогор" (далее - Истец) в связи с оформлением в аренду земельного участка, который необходим для осуществления работ по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры - очистных сооружений, обратилось 14.05.2013 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области для согласования места размещения объекта, а также согласования акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа.
- Кадастровый номер земельного участка 66:53:0105001:1; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- 12.02.2013 года Истцом получено уведомление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, о том, что заявление Истца и весь пакет документов, необходимых для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа направлены в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
21.06.2013 года (исх. N АР-8275/07) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направило в адрес Истца уведомление, о направлении обращения Истца (так как земельный участок находится в собственности РФ) в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения.
02.08.2013 года (исх. N АР-10218/07) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направило ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которым проинформирован Истец о невозможности утвердить акт выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации и возврата пакета документов на доработку. Истец в свою очередь устранив все замечания 22.01.2014 года направил заявку в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, со всеми необходимыми документами, для того чтобы утвердить акт выбора земельного участка с кадастровым номером 66:53:0105001:1, общей площадью 39,09 ГА и предварительного согласования места размещения объекта с последующей передачей в аренду.
Согласно пункту 2.8. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 03 октября 2013 года N 570, предоставление государственной услуги с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется совокупно в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом или Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Как пояснил в заседание суда истец течение срока на рассмотрение заявления Истца от 22.01.2014 года N 02-21/0196 об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в Кушвинском городском округе, началось с 23.01.2014 года (дата регистрации заявления в Территориальном управлении Росимущества в Свердловской области) истекло 23.03.2014 года.
Полагая, что ТУ Росимущества в Свердловской области нарушило его права и законные интересы, поскольку не согласовало место размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка для строительства и не приняло решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Земельного кодекса срок, Открытое акционерное общество "Святогор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации)
Таким образом, уполномоченный орган обязан совершить действия в виде принятия одного из двух предусмотренных законом решений: согласовать размещение объекта или отказать в размещении объекта. Откладывание принятия решения о выборе земельного участка для строительства административного здания на неопределенный срок законом не предусмотрено и является бездействием уполномоченного органа.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, ОАО "Святогор" в установленный срок обратилось с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
Однако в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии административного органа.
Доводы о том, что со стороны ТУ Росимущества в Свердловской области не было бездействий, а были предприняты все необходимые меры предусмотренные переданными полномочиями, выразившиеся в том, что ТУ Росимущества в Свердловской области направило в адрес Росимущества пакет документов представленных ОАО "Святогор", что подтверждается письмом от 05.02.2014 N АР-1436/07, о направлении пакета документов в Росимущество было сообщено заявителю письмом от 12.02.2014 N АР-1716/07 судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что требования, заявленные открытым акционерным обществом "Святогор" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" в течение месяца с момента вступления в законную силу путем рассмотрения вопроса согласования места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) в пользу открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980) 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N А60-24023/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N А60-24023/2014
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Н. Шабалиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Русских И.А., представитель по доверенности от 02.04.2014,
от заинтересованного лица (ТУ Росимущества в Свердловской области): Черкашина Н.А., представитель по доверенности N АР-14676 от 30.10.2013,
от заинтересованного лица (Росимущества): Черкашина Н.А., поручение о представлении интересов.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
ОАО "Святогор" обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (очистные сооружения. Восполнение мощностей Лаврово-Николаевского карьера. Вторая очередь Волковского рудника.) и утверждении акта выбора земельного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Открытое акционерное общество "Святогор" (далее - Истец) в связи с оформлением в аренду земельного участка, который необходим для осуществления работ по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры - очистных сооружений, обратилось 14.05.2013 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области для согласования места размещения объекта, а также согласования акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа.
- Кадастровый номер земельного участка 66:53:0105001:1; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- 12.02.2013 года Истцом получено уведомление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, о том, что заявление Истца и весь пакет документов, необходимых для принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка на территории Кушвинского городского округа направлены в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
21.06.2013 года (исх. N АР-8275/07) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направило в адрес Истца уведомление, о направлении обращения Истца (так как земельный участок находится в собственности РФ) в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения.
02.08.2013 года (исх. N АР-10218/07) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направило ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которым проинформирован Истец о невозможности утвердить акт выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации и возврата пакета документов на доработку. Истец в свою очередь устранив все замечания 22.01.2014 года направил заявку в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, со всеми необходимыми документами, для того чтобы утвердить акт выбора земельного участка с кадастровым номером 66:53:0105001:1, общей площадью 39,09 ГА и предварительного согласования места размещения объекта с последующей передачей в аренду.
Согласно пункту 2.8. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 03 октября 2013 года N 570, предоставление государственной услуги с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется совокупно в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом или Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Как пояснил в заседание суда истец течение срока на рассмотрение заявления Истца от 22.01.2014 года N 02-21/0196 об утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в Кушвинском городском округе, началось с 23.01.2014 года (дата регистрации заявления в Территориальном управлении Росимущества в Свердловской области) истекло 23.03.2014 года.
Полагая, что ТУ Росимущества в Свердловской области нарушило его права и законные интересы, поскольку не согласовало место размещения объекта путем утверждения акта о выборе земельного участка для строительства и не приняло решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с положениями п. 5 ст. 30 Земельного кодекса срок, Открытое акционерное общество "Святогор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации)
Таким образом, уполномоченный орган обязан совершить действия в виде принятия одного из двух предусмотренных законом решений: согласовать размещение объекта или отказать в размещении объекта. Откладывание принятия решения о выборе земельного участка для строительства административного здания на неопределенный срок законом не предусмотрено и является бездействием уполномоченного органа.
Согласно п. 6 и п. 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, ОАО "Святогор" в установленный срок обратилось с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
Однако в нарушение требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не приняло решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, что, по мнению суда, свидетельствует о незаконном бездействии административного органа.
Доводы о том, что со стороны ТУ Росимущества в Свердловской области не было бездействий, а были предприняты все необходимые меры предусмотренные переданными полномочиями, выразившиеся в том, что ТУ Росимущества в Свердловской области направило в адрес Росимущества пакет документов представленных ОАО "Святогор", что подтверждается письмом от 05.02.2014 N АР-1436/07, о направлении пакета документов в Росимущество было сообщено заявителю письмом от 12.02.2014 N АР-1716/07 судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что требования, заявленные открытым акционерным обществом "Святогор" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в неутверждении акта выбора земельного участка и не согласовании размещения объекта с кадастровым номером 66:53:0105001:1.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Святогор" в течение месяца с момента вступления в законную силу путем рассмотрения вопроса согласования места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) в пользу открытого акционерного общества "Святогор" (ИНН 6618000220, ОГРН 1026601213980) 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.Л.СЕРГЕЕВА
М.Л.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)