Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Трещалов В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области на решение Устюженского районного суда от 19 сентября 2013 года, которым признано незаконным бездействие администрации города Устюжна, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района по рассмотрению обращения Г. о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес> площадью, пропорциональной ее доле в праве общей долевой собственности на жилой дом.
На администрацию города Устюжна, комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Г..
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Г. по доверенности К.Е., судебная коллегия
установила:
Г. является собственником 1/4 доли жилого дома, площадью 97,72 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14).
11 июля 2011 года Г. обратилась с заявлением на имя главы администрации города Устюжна о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью 630 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого и фактически используемого ею с момента приобретения... жилого дома (л.д. 6).
Письмом заместителя главы города Устюжна М.Е. N... от 27 июля 2011 года Г. сообщено о том, что вопрос о формировании свободного земельного участка будет разрешен после вынесения решения суда по спору об устранении препятствий в пользовании земельным участком К.И. и сносе самовольной постройки Г. при доме <адрес> (л.д. 7).
25 октября 2011 года Г. повторно обратилась с заявлением на имя главы администрации города Устюжна о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 8), в ответ на которое исполняющим обязанности главы города Устюжна Б.А. Г.рекомендовано обратиться в суд (л.д. 9).
09 февраля 2012 года Г. вновь обратилась в администрацию города Устюжна с заявлением, в котором просила возобновить действия по формированию и предоставлению ей (Г.) в собственность земельного участка по адресу: <адрес>; обратиться в Устюженский районный суд с исковым заявлением о признании межевых планов, составленных на земельные участки с кадастровыми номерами N..., недействительными (л.д. 12).
Письмом исполняющего обязанности главы города Устюжна N... от 24 февраля 2012 года Г. сообщено о том, что формирование земельного участка при доле жилого дома будет выполнено после обращения комитета по управлению имуществом Устюженского муниципального района с исковым заявлением в Устюженский районный суд о признании межевых планов, составленных на земельные участки с кадастровыми номерами N... недействительными (л.д. 13).
Ссылаясь на бездействие органов местного самоуправления по предоставлению земельного участка в собственность, Г. 11 сентября 2013 года обратилась в суд с иском к администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области, администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитету по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по формированию и предоставлению ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью, пропорциональной ее доле в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Представитель администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по доверенности Р. с заявленными требованиями не согласилась, в возражении указала, что земельные участки возле дома <адрес> принадлежат на праве собственности К. Межевые работы, проводимые К-ными, признаны недействительными. Земля под домом не разграничена. В комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка Г. не обращалась.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области И. заявленные требования не признала. Пояснила, что председатель комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Л.Е. обращалась в суд с иском о признании межевых планов недействительными, однако рассмотрение дела было приостановлено. С письменным заявлением в комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района о формировании участка под домом Г. не обращалась.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционных жалобах администрация Устюженского муниципального района Вологодской области, комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области ставят вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности, не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и недоказанности обстоятельств, положенных в основу принятия решения.
В возражениях на апелляционные жалобы Г. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе и право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из содержания статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, признание права является одним из способов защиты права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 07 августа 1981 года, удостоверенного нотариусом по нотариальному округу <адрес> К.А. <ДАТА>, зарегистрированного в реестре за N... Г. приобрела в собственность 1/4 долю жилого дома, площадью 97,72 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Право собственности Г. на вышеуказанный объект недвижимости зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области <ДАТА> (л.д. 14).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истец приобрела на основании сделки до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", спорный земельный участок находится в ее фактическом пользовании и необходим ей для обслуживания жилого дома, Г. вправе получить его в собственность бесплатно в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что Г. неоднократно обращалась в администрацию города Устюжна с заявлениями о приобретения права собственности на земельный участок, площадью 630 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
При разрешении спора судом с достоверностью установлено, что вопрос о предоставлении в собственность либо об отказе в предоставлении в собственность истца испрашиваемого ею земельного участка до настоящего времени органами местного самоуправления не разрешен.
При таких обстоятельствах отсутствие со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка является бездействием, безосновательно препятствующим реализации истцом права собственности недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приобретение такого земельного участка в собственность.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции решение по заявлению Г. не принято, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании бездействия администрации города Устюжна, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по рассмотрению обращения Г. о предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес> незаконным.
Вместе с тем с выводом суда о незаконности бездействия органов местного самоуправления в части не разрешения вопроса о формировании спорного земельного участка судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Г.Т.В. и Г.К. имеют право общей долевой собственности на дом <адрес>.
При этом земельный участок под указанным домом не сформирован, его площадь не определена, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения Закона предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии с частями 7, 8 *** Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В силу положений части 1 статьи 37, части 1 статьи 38 вышеприведенного Закона одним из результатов кадастровых работ (в ходе которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка) является межевой план.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, предъявленные истцом требования вытекают из спора о границах земельного участка. Рассмотрение данного спора невозможно без точного определения границ земельного участка.
Истец совместно с другими собственниками дома вправе осуществлять мероприятия по формированию земельного участка, данное право прямо предусмотрено законом и своего дополнительного подтверждения судебным решением не требует.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что спорный земельный участок не может быть оформлен без совершения истцом действий по выполнению кадастровых работ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для совершения действий, направленных на формирование спорного земельного участка, у ответчиков не имелось, в связи с чем бездействие органов местного самоуправления, нарушающее права и законные интересы Г., в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, исключив из резолютивной части решения слово "о формировании".
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда от 19 сентября 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения слово "о формировании".
В остальном апелляционные жалобы администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.М.СЛЕПУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.12.2013 N 33-5348/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. N 33-5348/2013
Судья Трещалов В.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области на решение Устюженского районного суда от 19 сентября 2013 года, которым признано незаконным бездействие администрации города Устюжна, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района по рассмотрению обращения Г. о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес> площадью, пропорциональной ее доле в праве общей долевой собственности на жилой дом.
На администрацию города Устюжна, комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Г..
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Г. по доверенности К.Е., судебная коллегия
установила:
Г. является собственником 1/4 доли жилого дома, площадью 97,72 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14).
11 июля 2011 года Г. обратилась с заявлением на имя главы администрации города Устюжна о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью 630 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> занимаемого и фактически используемого ею с момента приобретения... жилого дома (л.д. 6).
Письмом заместителя главы города Устюжна М.Е. N... от 27 июля 2011 года Г. сообщено о том, что вопрос о формировании свободного земельного участка будет разрешен после вынесения решения суда по спору об устранении препятствий в пользовании земельным участком К.И. и сносе самовольной постройки Г. при доме <адрес> (л.д. 7).
25 октября 2011 года Г. повторно обратилась с заявлением на имя главы администрации города Устюжна о формировании и предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 8), в ответ на которое исполняющим обязанности главы города Устюжна Б.А. Г.рекомендовано обратиться в суд (л.д. 9).
09 февраля 2012 года Г. вновь обратилась в администрацию города Устюжна с заявлением, в котором просила возобновить действия по формированию и предоставлению ей (Г.) в собственность земельного участка по адресу: <адрес>; обратиться в Устюженский районный суд с исковым заявлением о признании межевых планов, составленных на земельные участки с кадастровыми номерами N..., недействительными (л.д. 12).
Письмом исполняющего обязанности главы города Устюжна N... от 24 февраля 2012 года Г. сообщено о том, что формирование земельного участка при доле жилого дома будет выполнено после обращения комитета по управлению имуществом Устюженского муниципального района с исковым заявлением в Устюженский районный суд о признании межевых планов, составленных на земельные участки с кадастровыми номерами N... недействительными (л.д. 13).
Ссылаясь на бездействие органов местного самоуправления по предоставлению земельного участка в собственность, Г. 11 сентября 2013 года обратилась в суд с иском к администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области, администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитету по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по формированию и предоставлению ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью, пропорциональной ее доле в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Представитель администрации города Устюжна Устюженского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по доверенности Р. с заявленными требованиями не согласилась, в возражении указала, что земельные участки возле дома <адрес> принадлежат на праве собственности К. Межевые работы, проводимые К-ными, признаны недействительными. Земля под домом не разграничена. В комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка Г. не обращалась.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области И. заявленные требования не признала. Пояснила, что председатель комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Л.Е. обращалась в суд с иском о признании межевых планов недействительными, однако рассмотрение дела было приостановлено. С письменным заявлением в комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района о формировании участка под домом Г. не обращалась.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционных жалобах администрация Устюженского муниципального района Вологодской области, комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области ставят вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности, необоснованности, не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и недоказанности обстоятельств, положенных в основу принятия решения.
В возражениях на апелляционные жалобы Г. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе и право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из содержания статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, признание права является одним из способов защиты права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 07 августа 1981 года, удостоверенного нотариусом по нотариальному округу <адрес> К.А. <ДАТА>, зарегистрированного в реестре за N... Г. приобрела в собственность 1/4 долю жилого дома, площадью 97,72 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Право собственности Г. на вышеуказанный объект недвижимости зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области <ДАТА> (л.д. 14).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истец приобрела на основании сделки до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", спорный земельный участок находится в ее фактическом пользовании и необходим ей для обслуживания жилого дома, Г. вправе получить его в собственность бесплатно в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что Г. неоднократно обращалась в администрацию города Устюжна с заявлениями о приобретения права собственности на земельный участок, площадью 630 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
При разрешении спора судом с достоверностью установлено, что вопрос о предоставлении в собственность либо об отказе в предоставлении в собственность истца испрашиваемого ею земельного участка до настоящего времени органами местного самоуправления не разрешен.
При таких обстоятельствах отсутствие со стороны уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка либо решения об отказе в предоставлении земельного участка является бездействием, безосновательно препятствующим реализации истцом права собственности недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, на приобретение такого земельного участка в собственность.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции решение по заявлению Г. не принято, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании бездействия администрации города Устюжна, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области по рассмотрению обращения Г. о предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес> незаконным.
Вместе с тем с выводом суда о незаконности бездействия органов местного самоуправления в части не разрешения вопроса о формировании спорного земельного участка судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Г.Т.В. и Г.К. имеют право общей долевой собственности на дом <адрес>.
При этом земельный участок под указанным домом не сформирован, его площадь не определена, границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения Закона предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, при этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
В соответствии с частями 7, 8 *** Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В силу положений части 1 статьи 37, части 1 статьи 38 вышеприведенного Закона одним из результатов кадастровых работ (в ходе которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка) является межевой план.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, предъявленные истцом требования вытекают из спора о границах земельного участка. Рассмотрение данного спора невозможно без точного определения границ земельного участка.
Истец совместно с другими собственниками дома вправе осуществлять мероприятия по формированию земельного участка, данное право прямо предусмотрено законом и своего дополнительного подтверждения судебным решением не требует.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что спорный земельный участок не может быть оформлен без совершения истцом действий по выполнению кадастровых работ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для совершения действий, направленных на формирование спорного земельного участка, у ответчиков не имелось, в связи с чем бездействие органов местного самоуправления, нарушающее права и законные интересы Г., в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, исключив из резолютивной части решения слово "о формировании".
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда от 19 сентября 2013 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения слово "о формировании".
В остальном апелляционные жалобы администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.М.СЛЕПУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)