Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Шиловой О.М., Железовского С.И.,
при секретаре: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2013 года гражданское дело по иску Щ. к Министерству имущественных отношений о возложении обязанности предоставить земельный участок по апелляционной жалобе истца Щ. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., заслушав объяснения истца Щ., представителя истца К., полномочия которого определены в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края В., действующего по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
установила:
Щ. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить земельный участок под индивидуальное строительство в черте города Хабаровска.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом, в порядке реализации права инвалидов на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гарантированного ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка. Ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка, указав на необходимость самостоятельного поиска подходящего земельного участка. Вместе с тем, истец не имеет возможности для организации данного поиска и нуждается в предоставлении земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 г. в удовлетворении исковых требований Щ. отказано.
В апелляционной жалобе истец Щ. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленный им иск. Указывает на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Полагает, что Министерство имущественных отношений Хабаровского края заняло позицию, при которой реализация законного права истца на получение земельного участка невозможна, поскольку заявления истца, в которых содержалась информация о запрашиваемых земельных участках, ответчик не принимает, ссылаясь на имеющиеся обременения, в оказании содействия в поиске земельного участка отказывает.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Согласно раздела 7 Постановления Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" гражданин, имеющий право приобрести земельные участки без проведения торгов, изъявивший желание самостоятельно сформировать земельный участок (далее - заявитель), обращается в Министерство с заявлением о формировании земельного участка. К заявлению прикладываются: копия документа, удостоверяющего личность, оригинал документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка без проведения торгов, схема расположения земельного участка, позволяющая установить точное местоположение земельного участка.
В случае невозможности формирования земельного участка Министерство направляет заявителю уведомление об отказе в формировании земельного участка с указанием причин, по которым данный земельный участок не может быть сформирован.
Министерство после получения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в течение пяти календарных дней направляет заявителю уведомление с предложением обеспечить кадастровые работы и государственный кадастровый учет земельного участка за счет собственных средств в установленном законом порядке.
После проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка. К заявлению прилагаются оригинал кадастрового паспорта земельного участка и сведения о земельных участках, подлежащих снятию с кадастрового учета (при наличии их в кадастровом паспорте земельного участка).
Министерство в течение 10 календарных дней с даты поступления заявления принимает распоряжение о предоставлении земельного участка.
В случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно Министерство в течение пяти календарных дней со дня подписания такого распоряжения направляет его заявителю по адресу, указанному в заявлении, или передает заявителю лично.
В случае предоставления земельного участка в аренду Министерство в срок до пяти календарных дней со дня принятия такого распоряжения заключает договор аренды земельного участка и направляет его заявителю по адресу, указанному в заявлении, или передает заявителю лично.
В соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Щ. является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N (л.д. 6).
Решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N Щ. признан малоимущим, составом семьи 1 человек (л.д. 9).
Согласно постановлению администрации города Хабаровска "О принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от ДД.ММ.ГГГГ N Щ. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда с семьей в составе 1 человека (л.д. 10).
Щ. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
27.05.2013 г. Министерством имущественных отношений Хабаровского края дан ответ на заявление Щ., в котором разъяснен порядок предоставления земельных участков в аренду.
Отказывая Щ. в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Щ. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка без приложения необходимых документов, в том числе схемы расположения земельного участка, позволяющей установить точное местоположение участка, обращение истца было рассмотрено Министерством имущественных отношений и на него дан ответ с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доказательств обращения к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, оформленном в соответствии с установленными требованиями, с приложением необходимых документов, истцом суду представлено не было.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые могут повлечь отмену решения, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Щ. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ГВОЗДЕВ
Судьи
О.М.ШИЛОВА
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7869/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N 33-7869/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Шиловой О.М., Железовского С.И.,
при секретаре: Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2013 года гражданское дело по иску Щ. к Министерству имущественных отношений о возложении обязанности предоставить земельный участок по апелляционной жалобе истца Щ. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., заслушав объяснения истца Щ., представителя истца К., полномочия которого определены в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края В., действующего по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
установила:
Щ. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возложении обязанности предоставить земельный участок под индивидуальное строительство в черте города Хабаровска.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом, в порядке реализации права инвалидов на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гарантированного ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка. Ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка, указав на необходимость самостоятельного поиска подходящего земельного участка. Вместе с тем, истец не имеет возможности для организации данного поиска и нуждается в предоставлении земельного участка.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 г. в удовлетворении исковых требований Щ. отказано.
В апелляционной жалобе истец Щ. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленный им иск. Указывает на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Полагает, что Министерство имущественных отношений Хабаровского края заняло позицию, при которой реализация законного права истца на получение земельного участка невозможна, поскольку заявления истца, в которых содержалась информация о запрашиваемых земельных участках, ответчик не принимает, ссылаясь на имеющиеся обременения, в оказании содействия в поиске земельного участка отказывает.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Согласно раздела 7 Постановления Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" гражданин, имеющий право приобрести земельные участки без проведения торгов, изъявивший желание самостоятельно сформировать земельный участок (далее - заявитель), обращается в Министерство с заявлением о формировании земельного участка. К заявлению прикладываются: копия документа, удостоверяющего личность, оригинал документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка без проведения торгов, схема расположения земельного участка, позволяющая установить точное местоположение земельного участка.
В случае невозможности формирования земельного участка Министерство направляет заявителю уведомление об отказе в формировании земельного участка с указанием причин, по которым данный земельный участок не может быть сформирован.
Министерство после получения документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в течение пяти календарных дней направляет заявителю уведомление с предложением обеспечить кадастровые работы и государственный кадастровый учет земельного участка за счет собственных средств в установленном законом порядке.
После проведения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель обращается в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка. К заявлению прилагаются оригинал кадастрового паспорта земельного участка и сведения о земельных участках, подлежащих снятию с кадастрового учета (при наличии их в кадастровом паспорте земельного участка).
Министерство в течение 10 календарных дней с даты поступления заявления принимает распоряжение о предоставлении земельного участка.
В случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно Министерство в течение пяти календарных дней со дня подписания такого распоряжения направляет его заявителю по адресу, указанному в заявлении, или передает заявителю лично.
В случае предоставления земельного участка в аренду Министерство в срок до пяти календарных дней со дня принятия такого распоряжения заключает договор аренды земельного участка и направляет его заявителю по адресу, указанному в заявлении, или передает заявителю лично.
В соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Щ. является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N (л.д. 6).
Решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N Щ. признан малоимущим, составом семьи 1 человек (л.д. 9).
Согласно постановлению администрации города Хабаровска "О принятии на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от ДД.ММ.ГГГГ N Щ. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда с семьей в составе 1 человека (л.д. 10).
Щ. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
27.05.2013 г. Министерством имущественных отношений Хабаровского края дан ответ на заявление Щ., в котором разъяснен порядок предоставления земельных участков в аренду.
Отказывая Щ. в удовлетворении заявленных исковых требований, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Щ. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка без приложения необходимых документов, в том числе схемы расположения земельного участка, позволяющей установить точное местоположение участка, обращение истца было рассмотрено Министерством имущественных отношений и на него дан ответ с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доказательств обращения к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, оформленном в соответствии с установленными требованиями, с приложением необходимых документов, истцом суду представлено не было.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые могут повлечь отмену решения, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 27 сентября 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Щ. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ГВОЗДЕВ
Судьи
О.М.ШИЛОВА
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)