Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2015 N 16АП-1990/2015 ПО ДЕЛУ N А22-4021/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. по делу N А22-4021/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мамоненковой Виктории Валерьевны (ИНН 081400412989, ОГРН 304081414500057) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2015 по делу N А22-4021/2014 о признании незаконным отказа Администрации города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) в опубликовании информации о возможном представлении в аренду земельного участка и об обязании совершить действия, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

индивидуальный предприниматель Мамоненкова Виктория Валерьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Элисты Республики Калмыкия (далее - ответчик, администрация) опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду земельного участка, площадью 42 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сухэ-Батора, севернее N 4, выразившегося в письме от 25.09.2014 N М 9557/01-44, и обязании Администрации г. Элисты Республики Калмыкия опубликовать информацию о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 42 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сухэ-Батора, севернее N 4 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2015 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Мамоненковой Виктории Валерьевны (ИНН 081400412989, ОГРН 304081414500057) к Администрации города Элисты отказано.
Не согласившись с решением суда предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что предприниматель испрашивала иной участок в 7 микрорайоне, а не в 6 микрорайоне.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.07.2014 предприниматель обратилась к администрации с заявлением об опубликовании в газете "Элистинская панорама" публичной информации о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 42 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, ул. Сухэ-Батора, севернее N 4, а также, в соответствии со ст. ст. 22, 29, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществить выбор данного земельного участка с предварительным согласованием места для строительства магазина и предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет.
К заявлению приложены копия паспорта, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации, копия ситуационной схемы спорного земельного участка (л.д. 9,10).
25.09.2014 письмом N М-9557/01-44 Администрации г. Элисты, сославшись на решение Межведомственной комиссии при Администрации г. Элисты по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории г. Элисты от 27.08.2014 N 28, сообщила предпринимателю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка (л.д. 18).
Межведомственная комиссия при Администрации г. Элисты по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории г. Элисты в соответствии с протоколом от 27.08.2014 N 28 приняла решение о невозможности размещения магазина на земельном участке площадью 42 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, 6 микр. (ул. Сухэ - Батора), юго-восточнее д. 4, в связи с прохождением инженерных коммуникаций (МУП "Элиставодоканал", ОАО "КЭК"), а также заключением Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Элисты (л.д. 89).
Вместе с тем, согласно заключению Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Элисты от 03.09.2014 N 546, отдел возражает в предоставлении земельного участка площадью 42 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, 6 микр. (ул. Сухэ - Батора), юго-восточнее д. 4, в связи с тем, что согласно утвержденному Генеральному плану г. Элисты спорный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений, за красной линией застройки, где размещение капитальных объектов не предусмотрено (л.д. 62,90).
Полагая, что действия Администрации г. Элисты, выразившиеся в отказе опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду земельного участка, площадью 42 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, ул. Сухэ-Батора, севернее N 4, противоречат действующему законодательству и нарушают права предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 3. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, Земельный Кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В соответствии с п. п. 3.2 и 3.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Элисты, утвержденного Решением Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия от 26.09.2013 N 10 (далее - Положение), гражданин или юридическое лицо, заинтересованный (-ое) в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в Администрацию города Элисты с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагается следующий пакет документов:
- - копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица;
- - копии доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, в случае представления документов представителем заявителя.
Согласно п. 3.4 Положения о предоставлении земельных участков Администрация города Элисты в течение тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения, проводит мероприятия по выбору земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями.
В целях проведения мероприятий по выбору земельных участков посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования Администрацией города Элисты создается Межведомственная комиссия по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории города Элисты (далее - Комиссия). В указанную комиссию входят представители соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Состав и положение о Комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Элисты (п. 3.4 Положения).
Постановлением Мэрии г. Элисты (ныне - Администрация г. Элисты) от 15.10.2012 N 2178 создана Межведомственная комиссия при Администрации г. Элисты по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории г. Элисты.
В соответствии с п. 3.6 Положения результаты выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения согласования оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные Администрацией города Элисты схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно п. 3.7 Положения Администрация города Элисты в течение восьми рабочих дней информирует население о предстоящем предоставлении земельного участка в случае согласования места размещения объекта на заседании Комиссии.
По истечении двухнедельного срока со дня опубликования информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка Администрация города Элисты принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (п. 3.8 Положения).
Таким образом, обязанность Администрации произвести информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка возникает в случае согласования места размещения объекта на заседании Межведомственной комиссии по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории города Элисты.
Как правильно установил суд первой инстанции, в соответствии с протоколом заседания Межведомственной комиссии при Администрации г. Элисты по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории г. Элисты от 27.08.2014 N 28, комиссия приняла решение о невозможности размещения магазина на земельном участке площадью 42 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, 6 микр. (ул. Сухэ - Батора), юго-восточнее д. 4, в связи с прохождением инженерных коммуникаций (МУП "Элиставодоканал", ОАО "КЭК"), а также заключением Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты.
Таким образом, комиссия, рассмотрев заявление предпринимателя, не согласовала место размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, исходя из смысла п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
При таких обстоятельствах, учитывая решение Межведомственной комиссии при Администрации г. Элисты по выбору земельных участков для строительства капитальных объектов на территории г. Элисты, оформленное протоколом от 27.08.2014 N 28, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что требование предпринимателя об обязании администрации опубликовать информацию о предстоящем предоставлении земельного участка являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Ссылка о неверном указании судом испрашиваемого места нахождения испрашиваемого земельного участка, вместо 7 микрорайона указан - 6-й, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из существа спора следует о наличии описки, которая не влияет на правомерность отказа, а также не вносит для сторон неясности относительно предмета спора - земельного участка, площадью 42 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Сухэ-Батора, севернее N 4.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.03.2015 по делу N А22-4021/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ

Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.В.ЖУКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)