Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щаовым Т.Д.,
при участии:
- от заявителя: представитель Сычина О.Е. (доверенность от 03.04.2014);
- от заинтересованного лица: председатель Псюкало П.П. (удостоверение, постановление от 29.03.2010);
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Орловского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.08.2014 по делу N А53-7713/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечное"
к Комитету по управлению имуществом Орловского района
при участии третьего лица: администрации Орловского сельского поселения
о признании незаконным отказа
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнечное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Орловского района (далее - комитет) о признании незаконным отказа в приобретении обществом в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600007:119 и 61:29:0600007:118; об обязании комитета принять решение о предоставлении обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600007:119 и 61:29:0600007:118.
В ходе рассмотрения дела общество отказалось от требования о признании незаконным отказа комитета в приобретении обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:119 и обязании комитета принять решение о предоставлении обществу в собственность данного земельного участка.
Решением суда от 14.08.2014 требование общества относительно земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118 удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество как арендатор имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, так как пользуется им на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло более трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением. Довод комитета о невозможности продажи спорного земельного участка как земельного участка сельскохозяйственного назначения на основании закона N 101-ФЗ, 19-ЗС, поскольку в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178 спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения, суд первой инстанции не принял. При этом суд сослался на то, что в соответствии с актуальными на момент рассмотрения спора данными государственного кадастрового учета, категория спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (кадастровый паспорт от 27.06.2014). Указывая на перевод участка в категорию земель населенных пунктов (Орловского сельского поселения), комитет не представил доказательств изменения категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов и внесения записи о таком изменении в государственный кадастр недвижимости и ЕГРП в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172-ФЗ). На настоящий момент органами местного самоуправления Орловского района Ростовской области и Орловского сельского поселения не подготовлены описание, перечень земельных участков, подлежащих включению в границы сельского поселения, не изготовлены графические материалы, необходимые для предоставления ФБУ "Кадастровая палата" по Ростовской области. Комитет не предоставил суду доказательств соблюдения процедуры утверждения генерального плана (общество заявляло на нарушении процедуры публичных слушаний); объяснения по вопросу о схеме изменения границ поселка.
Отказ общества от требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007: 119 принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Не согласившись с решением суда об удовлетворении заявления, комитет подал апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118. Жалоба мотивирована законностью оспариваемого в деле отказа, так как спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Орловского сельского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178 попадает в черту развития поселка Орловского. С 27.06.14 г. данный земельный участок в соответствии с утвержденным генеральным планом Орловского сельского поселения переведен в категорию: земли населенных пунктов. В связи с этим предоставление спорного земельного участка с собственность на основании Федерального Закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон N 101-ФЗ) не представляется возможным.
После принятия апелляционной жалобы к производству судом апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Орловского сельского поселения (далее - администрация), поскольку комитет основывает свои возражения по делу на том, что спорный земельный участок входит в границы Орловского сельского поселения и, следовательно, находится в ведении данной администрации.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает приведенные в жалобе доводы и просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения. Администрацией соблюдены все процедуры установленного постановлением Главы администрации от 25.05.2009 N 358-1 официального опубликования и обнародования генерального плана и его проекта с актами об их утверждении и назначении к публичным слушаниям. Из приведенного в Положении о территориальном планировании, размещенном на официальном сайте администрации http://orI61.ru/orl-genplan описания планировавшихся границ Орловского сельского поселения ясно следует, что спорный земельный участок находится в границах поселения. Необходимость расширения границ Орловского сельского поселения в том числе и за счет включения в них спорного земельного участка обусловлена тем, что поселок Орловский разрастается, не хватает земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, для строительства объектов малого предпринимательства, для строительства объектов культуры и социальной сферы и для других объектов инфраструктуры, а также для многодетных семей, имеющих трех и более детей.
В связи с новыми критериями программы приобретения жилья, состоящими на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий, увеличилось потребность граждан в приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время стоят 690 граждан п.Орловский на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также растет очередь многодетных семей, земельные участки которым предоставляются однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства В 2013 году предоставлены в собственность бесплатно 24 земельных участка на территории Орловского сельского поселения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда.
Законность и обоснованность принятых судом первой инстанции решения и дополнительного решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по делу проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель комитета настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Представитель общества возражала против отмены решения суда, сославшись на его законность. Поддержала заявленных в суде первой инстанции довод о том, что обществу не было известно о проводившихся администрацией публичных слушаниях по проекту генерального плана границ Орловского сельского поселения. Пояснила, что общество не обжаловало постановления об утверждении данного генерального плана в части, относящейся к спорному земельному участку.
В судебном заседании представители комитета и общества обозрели имеющиеся в материалах дела схемы границ Орловского сельского поселения в относящейся к спорному земельному участку части, а также представленную филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области во исполнение определения суда 06.11.14 г. информацию, согласно которой ГКН сведения об учете изменений в части его категории с земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов были внесены 27.06.14 г.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба комитета подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.10.04 г. между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 351 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:29:0600007: 118, площадью 853000 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Орловский район, примерно в 0,2 км по направлению на север от ориентира п. Орловский. По акту приема-передачи от 19.10.2004 земельный участок передан арендатору.
Срок действия договора определен пунктом 2.1 - с 19.20.2004 по 19.10.2014.
23.06.05 г. данный договор прошел государственную регистрацию.
10.02.14 общество на основании п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 Закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 N 19-ЗС (далее - закон N 19-ЗС) обратилось в комитет с заявлением о приобретении в собственность спорного арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения с приложением документов.
Письмом от 06.03.2014 N 130 комитет уведомил общество об отказе в приватизации спорного земельного участка по тому основанию, что в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178, спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения.
Полагая отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, общество обжаловало данный отказ в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества не подлежало удовлетворению ввиду следующего.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 198, 2011, 201 АПК РФ).
Заявление о приобретении спорного земельного участка в собственность, отказ в удовлетворении которого оспаривается в настоящем деле, нормативно обосновано обществом ссылками на п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС, поскольку данный земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения и используется обществом на праве аренды более 3-х лет.
Согласно п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - закон N 101-ФЗ.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в ст. 10 закона N 101-ФЗ.
В п. 1 указанной нормы предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
В пункте 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ указано, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Пункту 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения корреспондируют положения статьи 12.1 Областного закона N 19-ЗС. В нем определено, что переданный в аренду гражданину либо юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким лицом в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка.
Согласно ст. 12.1 Закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 N 19-ЗС, переданный в аренду гражданину либо юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким лицом в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по смыслу приведенных норм такой (специальный) механизм приобретения права собственности установлен законодателем для тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях).
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 27 ЗК РФ данный механизм предусмотрен в отношении земель специальной категории - земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В качестве основания оспариваемого в деле отказа в предоставлении спорного земельного участка с собственность в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС комитет сослался на то, что данный участок на дату обращения уже не относился к землям землями сельскохозяйственного назначения, поскольку он был включен в границы населенного пункта (Орловского сельского поселения) в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178.
Повторно проверив данный довод комитета, суд апелляционной инстанции признал его доказанным надлежащим образом.
Так, согласно имейся в материалах дела схеме административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся частью Генерального плана Орловского сельского поселения, спорный земельный участок с кадастровым номером 61:29:0600007:118 находится в границах Орловского сельского поселения (л.д. 73, 100, 145, 181, 182).
Это так же следует из текстовой части Генерального плана Орловского сельского поселения (Материалы по обоснованию. Том 2. Проектные предложения), согласно которым новая граница поселка Орловский проходит следующим образом. На севере - от пересечения ул. Машиностроительной и автомобильной дороги Сальск - Волгоград до пересечения этой автодороги с восточным обходом поселка граница населенного пункта совпадает с автодорогой Сальск - Волгоград. Далее - идет по границе восточного обхода сначала на восток, затем на юг до пересечения с чертой леса. Затем в восточном направлении (примерно 725 м), далее на юг по границам землеотводов (примерно 2000 м). Затем граница поворачивает на запад, практически по прямой идет около 3500 км, делает небольшой излом на юг (около 250 м), и снова на запад. Далее граница идет по границам землеотводов и имеет сложное очертание (общее направление юго-западное) до пересечения с объездной автомобильной дорогой. От пересечения граница в западном направлении (около 800 м) идет до пересечения с автодорогой идущей в направлении юго - юго-восток на хутор Волочаевский (примерно 1000 м). Далее в западном и северо-западном направлении граница совпадает с границей муниципального образования до пересечения с отводом железной дороги. Затем граница проходит вдоль земель лесного фонда в северном направлении и далее совпадает с чертой поселка практически на всей его западной стороне, за исключением 2х небольших участков. Далее от крайней северо-западной точки поселка граница идет в северном направлении (примерно 630 м), далее вдоль балки в восточном направлении (около 1500 м), затем опускается в южном направлении в начальную точку, что подтверждается схемой административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 74-75).
Из этого описания ясно следует, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, примерно в 0,2 км по направлению на север от ориентира п. Орловский, так же попадает в планировавшуюся черту Орловского сельского поселения.
Данный генеральный план Орловского сельского поселения утвержден решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения" опубликовано в информационном бюллетене от 16.06.2011 N 48 (л.д. 69-72, 147-148, 174).
То обстоятельство, что комитет ошибочно указал иные номер и дату данного решения, самого решения не порочит.
Дополнительно генеральный план размещен на официальном сайте Администрации Орловского сельского поселения: http://orl61.ru/orl-genplan/.
Проект генерального плана Орловского сельского поселения был опубликован в информационном бюллетене Орловского сельского поселения от 04.03.2011 N 41 (л.д. 173). В данном постановлении, опубликованном в информационном бюллетене, указано, что публичные слушания по генеральному плану состоятся в 10 часов 00 минут 11.04.11 г. в помещении ДК "Родина". Выставка материалов, из которых состоит данный генеральный план, будет работать с 21 марта 2011 года в помещении ДК "Родина". В составе материалов генерального плана так же указаны упомянутая выше схема административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и его текстовая часть.
Необходимость расширения границ Орловского сельского поселения в том числе и за счет включения в них спорного земельного участка обоснована администрацией тем, что поселок Орловский разрастается, не хватает земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, для строительства объектов малого предпринимательства, для строительства объектов культуры и социальной сферы и для других объектов инфраструктуры, а также для многодетных семей, имеющих трех и более детей.
В связи с новыми критериями программы приобретения жилья, состоящими на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий, увеличилось потребность граждан в приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время стоят 690 граждан п.Орловский на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также растет очередь многодетных семей, земельные участки которым предоставляются однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства В 2013 году предоставлены в собственность бесплатно 24 земельных участка на территории Орловского сельского поселения.
Согласно постановлению Главы администрации от 25.05.2009 N 358-1, принятому на основании ст. 38 Устава муниципального образования "Орловское сельское поселение", официальное обнародование муниципальных правовых актов Орловского сельского поселения осуществляется в Информационном бюллетене Орловского сельского поселения (л.д. 172).
В материалах дела отсутствуют доказательства признания в установленном законом порядке не действующим или отмены решения Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения" полностью или в части, относящейся к спорному земельному участку с кадастровым номером 61:29:0600007:118.
В рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке гл. 24 АПК РФ, у суда отсутствуют полномочия для проверки законности данного нормативного правового акта.
Данное решение Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 было обнародовано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проект генерального плана Орловского сельского поселения прошел надлежащую процедуру публичных слушаний.
Довод общества о том, что оно не знало о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Орловского сельского поселения и о его утверждении решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 процедуру публичных слушаний и решение не порочит и не делает недействительными, поскольку извещение о проведении публичных слушаний и решение о его утверждении были надлежащим образом обнародованы органом местного самоуправления установленном в поселении способом - путем опубликования в официальном источнике информации.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что комитет и администрация доказали, что спорный земельный участок с 16.06.11 г. (даты официального опубликования решения в Информационном бюллетене Орловского сельского поселения) находится в границах Орловского сельского поселения в соответствии с действующим и обнародованным в установленном порядке решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124.
С учетом изложенного, вопрос о том, когда указанное решение Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 об утверждении генерального плана было реализовано в части спорного земельного участка путем внесения в ГКН сведений об изменении его категории с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, не имеет правового значения для оценки оспариваемого в деле отказа комитета в продаже обществу спорного участка на основании законов N 101-ФЗ, 19-ЗС.
Согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ, законом N 101-ФЗ регулируется оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Спорный земельный участок с 16.06.11 г. находится в границах Орловского сельского поселения в силу действующего нормативного правового акта - решения Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения"
На дату принятия судом решения по делу в ГКН так же была изменена категория спорного земельного участка на земли населенных пунктов - это изменение было произведено 27.06.14 г., что подтверждается представленной суду первой инстанции кадастровой выпиской (л.д. 86), и предоставленной суду апелляционной инстанции регистрирующим органом информации.
При таких обстоятельствах у комитета не имелось правовых оснований для продажи обществу спорного земельного участка на основании норм законов N 101-ФЗ, 19-ЗС, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем данный отказ комитет является законным.
Учитывая изложенное, предусмотренных ч. 1 стт. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления общества и признания незаконным, недействительным оспариваемого в деле отказа комитета в предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность на основании п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС и обязания комитета устранить допущенное нарушение прав общества данным отказом путем направления обществу проекта договора купли-продажи не имелось.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит изменению в части рассмотренного судом первой инстанции по существу требования общества в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118 и отнесения на комитет судебных расходов по делу с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении данного требования. Апелляционная жалоба комитета удовлетворяется.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины за подачу заявления в размере 2000 руб. относятся на общество в связи с отказом в удовлетворении заявленного им требования, в связи с чем обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 2000 руб., излишне уплаченных им в качестве госпошлины за подачу заявления по платежному поручению N 110 от 24.03.14 г.
Суд апелляционной инстанции так же разъясняет обществу, что оно не лишено права в установленном законом порядке защитить свои интересы путем обжалования нормативного акта, которым спорный земельный участок включен в границы Орловского сельского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 по делу N А53-7713/2014 изменить, исключив из резолютивной части решения абзацы NN 3, 4, 5, дополнив резолютивную часть решения абзацами следующего содержания:
"В удовлетворении заявленных требований в оставшейся части отказать.
Возвратить ООО "Солнечное", ИНН 6126009683, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных в качестве госпошлины за подачу заявления по платежному поручению N 110 от 24.03.2014 г."
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 15АП-17175/2014 ПО ДЕЛУ N А53-7713/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N 15АП-17175/2014
Дело N А53-7713/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щаовым Т.Д.,
при участии:
- от заявителя: представитель Сычина О.Е. (доверенность от 03.04.2014);
- от заинтересованного лица: председатель Псюкало П.П. (удостоверение, постановление от 29.03.2010);
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Орловского района
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.08.2014 по делу N А53-7713/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнечное"
к Комитету по управлению имуществом Орловского района
при участии третьего лица: администрации Орловского сельского поселения
о признании незаконным отказа
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнечное" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Орловского района (далее - комитет) о признании незаконным отказа в приобретении обществом в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600007:119 и 61:29:0600007:118; об обязании комитета принять решение о предоставлении обществу в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 61:29:0600007:119 и 61:29:0600007:118.
В ходе рассмотрения дела общество отказалось от требования о признании незаконным отказа комитета в приобретении обществом в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:119 и обязании комитета принять решение о предоставлении обществу в собственность данного земельного участка.
Решением суда от 14.08.2014 требование общества относительно земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118 удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество как арендатор имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, так как пользуется им на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло более трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением. Довод комитета о невозможности продажи спорного земельного участка как земельного участка сельскохозяйственного назначения на основании закона N 101-ФЗ, 19-ЗС, поскольку в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178 спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения, суд первой инстанции не принял. При этом суд сослался на то, что в соответствии с актуальными на момент рассмотрения спора данными государственного кадастрового учета, категория спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (кадастровый паспорт от 27.06.2014). Указывая на перевод участка в категорию земель населенных пунктов (Орловского сельского поселения), комитет не представил доказательств изменения категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов и внесения записи о таком изменении в государственный кадастр недвижимости и ЕГРП в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172-ФЗ). На настоящий момент органами местного самоуправления Орловского района Ростовской области и Орловского сельского поселения не подготовлены описание, перечень земельных участков, подлежащих включению в границы сельского поселения, не изготовлены графические материалы, необходимые для предоставления ФБУ "Кадастровая палата" по Ростовской области. Комитет не предоставил суду доказательств соблюдения процедуры утверждения генерального плана (общество заявляло на нарушении процедуры публичных слушаний); объяснения по вопросу о схеме изменения границ поселка.
Отказ общества от требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007: 119 принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Не согласившись с решением суда об удовлетворении заявления, комитет подал апелляционную жалобу в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118. Жалоба мотивирована законностью оспариваемого в деле отказа, так как спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Орловского сельского поселения, утвержденными решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178 попадает в черту развития поселка Орловского. С 27.06.14 г. данный земельный участок в соответствии с утвержденным генеральным планом Орловского сельского поселения переведен в категорию: земли населенных пунктов. В связи с этим предоставление спорного земельного участка с собственность на основании Федерального Закона от 24.07.2002 N 101 - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - закон N 101-ФЗ) не представляется возможным.
После принятия апелляционной жалобы к производству судом апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Орловского сельского поселения (далее - администрация), поскольку комитет основывает свои возражения по делу на том, что спорный земельный участок входит в границы Орловского сельского поселения и, следовательно, находится в ведении данной администрации.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает приведенные в жалобе доводы и просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения. Администрацией соблюдены все процедуры установленного постановлением Главы администрации от 25.05.2009 N 358-1 официального опубликования и обнародования генерального плана и его проекта с актами об их утверждении и назначении к публичным слушаниям. Из приведенного в Положении о территориальном планировании, размещенном на официальном сайте администрации http://orI61.ru/orl-genplan описания планировавшихся границ Орловского сельского поселения ясно следует, что спорный земельный участок находится в границах поселения. Необходимость расширения границ Орловского сельского поселения в том числе и за счет включения в них спорного земельного участка обусловлена тем, что поселок Орловский разрастается, не хватает земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, для строительства объектов малого предпринимательства, для строительства объектов культуры и социальной сферы и для других объектов инфраструктуры, а также для многодетных семей, имеющих трех и более детей.
В связи с новыми критериями программы приобретения жилья, состоящими на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий, увеличилось потребность граждан в приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время стоят 690 граждан п.Орловский на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также растет очередь многодетных семей, земельные участки которым предоставляются однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства В 2013 году предоставлены в собственность бесплатно 24 земельных участка на территории Орловского сельского поселения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда.
Законность и обоснованность принятых судом первой инстанции решения и дополнительного решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по делу проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель комитета настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведенные в апелляционной жалобе доводы.
Представитель общества возражала против отмены решения суда, сославшись на его законность. Поддержала заявленных в суде первой инстанции довод о том, что обществу не было известно о проводившихся администрацией публичных слушаниях по проекту генерального плана границ Орловского сельского поселения. Пояснила, что общество не обжаловало постановления об утверждении данного генерального плана в части, относящейся к спорному земельному участку.
В судебном заседании представители комитета и общества обозрели имеющиеся в материалах дела схемы границ Орловского сельского поселения в относящейся к спорному земельному участку части, а также представленную филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области во исполнение определения суда 06.11.14 г. информацию, согласно которой ГКН сведения об учете изменений в части его категории с земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов были внесены 27.06.14 г.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба комитета подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.10.04 г. между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 351 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:29:0600007: 118, площадью 853000 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Орловский район, примерно в 0,2 км по направлению на север от ориентира п. Орловский. По акту приема-передачи от 19.10.2004 земельный участок передан арендатору.
Срок действия договора определен пунктом 2.1 - с 19.20.2004 по 19.10.2014.
23.06.05 г. данный договор прошел государственную регистрацию.
10.02.14 общество на основании п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 Закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 N 19-ЗС (далее - закон N 19-ЗС) обратилось в комитет с заявлением о приобретении в собственность спорного арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения с приложением документов.
Письмом от 06.03.2014 N 130 комитет уведомил общество об отказе в приватизации спорного земельного участка по тому основанию, что в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178, спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, включен в территорию Орловского сельского поселения.
Полагая отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, общество обжаловало данный отказ в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление общества не подлежало удовлетворению ввиду следующего.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 198, 2011, 201 АПК РФ).
Заявление о приобретении спорного земельного участка в собственность, отказ в удовлетворении которого оспаривается в настоящем деле, нормативно обосновано обществом ссылками на п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС, поскольку данный земельный участок имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения и используется обществом на праве аренды более 3-х лет.
Согласно п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" - закон N 101-ФЗ.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в ст. 10 закона N 101-ФЗ.
В п. 1 указанной нормы предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
В пункте 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ указано, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Пункту 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения корреспондируют положения статьи 12.1 Областного закона N 19-ЗС. В нем определено, что переданный в аренду гражданину либо юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким лицом в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка.
Согласно ст. 12.1 Закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 N 19-ЗС, переданный в аренду гражданину либо юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким лицом в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по смыслу приведенных норм такой (специальный) механизм приобретения права собственности установлен законодателем для тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях).
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 27 ЗК РФ данный механизм предусмотрен в отношении земель специальной категории - земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В качестве основания оспариваемого в деле отказа в предоставлении спорного земельного участка с собственность в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС комитет сослался на то, что данный участок на дату обращения уже не относился к землям землями сельскохозяйственного назначения, поскольку он был включен в границы населенного пункта (Орловского сельского поселения) в соответствии с генеральным планом границ Орловского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 16.08.2012 N 178.
Повторно проверив данный довод комитета, суд апелляционной инстанции признал его доказанным надлежащим образом.
Так, согласно имейся в материалах дела схеме административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся частью Генерального плана Орловского сельского поселения, спорный земельный участок с кадастровым номером 61:29:0600007:118 находится в границах Орловского сельского поселения (л.д. 73, 100, 145, 181, 182).
Это так же следует из текстовой части Генерального плана Орловского сельского поселения (Материалы по обоснованию. Том 2. Проектные предложения), согласно которым новая граница поселка Орловский проходит следующим образом. На севере - от пересечения ул. Машиностроительной и автомобильной дороги Сальск - Волгоград до пересечения этой автодороги с восточным обходом поселка граница населенного пункта совпадает с автодорогой Сальск - Волгоград. Далее - идет по границе восточного обхода сначала на восток, затем на юг до пересечения с чертой леса. Затем в восточном направлении (примерно 725 м), далее на юг по границам землеотводов (примерно 2000 м). Затем граница поворачивает на запад, практически по прямой идет около 3500 км, делает небольшой излом на юг (около 250 м), и снова на запад. Далее граница идет по границам землеотводов и имеет сложное очертание (общее направление юго-западное) до пересечения с объездной автомобильной дорогой. От пересечения граница в западном направлении (около 800 м) идет до пересечения с автодорогой идущей в направлении юго - юго-восток на хутор Волочаевский (примерно 1000 м). Далее в западном и северо-западном направлении граница совпадает с границей муниципального образования до пересечения с отводом железной дороги. Затем граница проходит вдоль земель лесного фонда в северном направлении и далее совпадает с чертой поселка практически на всей его западной стороне, за исключением 2х небольших участков. Далее от крайней северо-западной точки поселка граница идет в северном направлении (примерно 630 м), далее вдоль балки в восточном направлении (около 1500 м), затем опускается в южном направлении в начальную точку, что подтверждается схемой административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 74-75).
Из этого описания ясно следует, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, Орловский район, примерно в 0,2 км по направлению на север от ориентира п. Орловский, так же попадает в планировавшуюся черту Орловского сельского поселения.
Данный генеральный план Орловского сельского поселения утвержден решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения" опубликовано в информационном бюллетене от 16.06.2011 N 48 (л.д. 69-72, 147-148, 174).
То обстоятельство, что комитет ошибочно указал иные номер и дату данного решения, самого решения не порочит.
Дополнительно генеральный план размещен на официальном сайте Администрации Орловского сельского поселения: http://orl61.ru/orl-genplan/.
Проект генерального плана Орловского сельского поселения был опубликован в информационном бюллетене Орловского сельского поселения от 04.03.2011 N 41 (л.д. 173). В данном постановлении, опубликованном в информационном бюллетене, указано, что публичные слушания по генеральному плану состоятся в 10 часов 00 минут 11.04.11 г. в помещении ДК "Родина". Выставка материалов, из которых состоит данный генеральный план, будет работать с 21 марта 2011 года в помещении ДК "Родина". В составе материалов генерального плана так же указаны упомянутая выше схема административных границ, границ земель различных категорий, зон с особыми условиями использования территории и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и его текстовая часть.
Необходимость расширения границ Орловского сельского поселения в том числе и за счет включения в них спорного земельного участка обоснована администрацией тем, что поселок Орловский разрастается, не хватает земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, для строительства объектов малого предпринимательства, для строительства объектов культуры и социальной сферы и для других объектов инфраструктуры, а также для многодетных семей, имеющих трех и более детей.
В связи с новыми критериями программы приобретения жилья, состоящими на учете нуждающимися в улучшении жилищных условий, увеличилось потребность граждан в приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время стоят 690 граждан п.Орловский на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также растет очередь многодетных семей, земельные участки которым предоставляются однократно бесплатно для индивидуального жилищного строительства В 2013 году предоставлены в собственность бесплатно 24 земельных участка на территории Орловского сельского поселения.
Согласно постановлению Главы администрации от 25.05.2009 N 358-1, принятому на основании ст. 38 Устава муниципального образования "Орловское сельское поселение", официальное обнародование муниципальных правовых актов Орловского сельского поселения осуществляется в Информационном бюллетене Орловского сельского поселения (л.д. 172).
В материалах дела отсутствуют доказательства признания в установленном законом порядке не действующим или отмены решения Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения" полностью или в части, относящейся к спорному земельному участку с кадастровым номером 61:29:0600007:118.
В рамках настоящего дела, рассматриваемого в порядке гл. 24 АПК РФ, у суда отсутствуют полномочия для проверки законности данного нормативного правового акта.
Данное решение Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 было обнародовано в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проект генерального плана Орловского сельского поселения прошел надлежащую процедуру публичных слушаний.
Довод общества о том, что оно не знало о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Орловского сельского поселения и о его утверждении решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 процедуру публичных слушаний и решение не порочит и не делает недействительными, поскольку извещение о проведении публичных слушаний и решение о его утверждении были надлежащим образом обнародованы органом местного самоуправления установленном в поселении способом - путем опубликования в официальном источнике информации.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что комитет и администрация доказали, что спорный земельный участок с 16.06.11 г. (даты официального опубликования решения в Информационном бюллетене Орловского сельского поселения) находится в границах Орловского сельского поселения в соответствии с действующим и обнародованным в установленном порядке решением Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124.
С учетом изложенного, вопрос о том, когда указанное решение Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 об утверждении генерального плана было реализовано в части спорного земельного участка путем внесения в ГКН сведений об изменении его категории с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, не имеет правового значения для оценки оспариваемого в деле отказа комитета в продаже обществу спорного участка на основании законов N 101-ФЗ, 19-ЗС.
Согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ, законом N 101-ФЗ регулируется оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Спорный земельный участок с 16.06.11 г. находится в границах Орловского сельского поселения в силу действующего нормативного правового акта - решения Собрания депутатов Орловского сельского поселения от 10.06.2011 N 124 "Об утверждении генерального плана Орловского сельского поселения"
На дату принятия судом решения по делу в ГКН так же была изменена категория спорного земельного участка на земли населенных пунктов - это изменение было произведено 27.06.14 г., что подтверждается представленной суду первой инстанции кадастровой выпиской (л.д. 86), и предоставленной суду апелляционной инстанции регистрирующим органом информации.
При таких обстоятельствах у комитета не имелось правовых оснований для продажи обществу спорного земельного участка на основании норм законов N 101-ФЗ, 19-ЗС, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем данный отказ комитет является законным.
Учитывая изложенное, предусмотренных ч. 1 стт. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления общества и признания незаконным, недействительным оспариваемого в деле отказа комитета в предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность на основании п. 4 ст. 10 закона N 101-ФЗ, ст. 12.1 закона N 19-ЗС и обязания комитета устранить допущенное нарушение прав общества данным отказом путем направления обществу проекта договора купли-продажи не имелось.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит изменению в части рассмотренного судом первой инстанции по существу требования общества в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 61:29:0600007:118 и отнесения на комитет судебных расходов по делу с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении данного требования. Апелляционная жалоба комитета удовлетворяется.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины за подачу заявления в размере 2000 руб. относятся на общество в связи с отказом в удовлетворении заявленного им требования, в связи с чем обществу из федерального бюджета подлежит возвращению 2000 руб., излишне уплаченных им в качестве госпошлины за подачу заявления по платежному поручению N 110 от 24.03.14 г.
Суд апелляционной инстанции так же разъясняет обществу, что оно не лишено права в установленном законом порядке защитить свои интересы путем обжалования нормативного акта, которым спорный земельный участок включен в границы Орловского сельского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2014 по делу N А53-7713/2014 изменить, исключив из резолютивной части решения абзацы NN 3, 4, 5, дополнив резолютивную часть решения абзацами следующего содержания:
"В удовлетворении заявленных требований в оставшейся части отказать.
Возвратить ООО "Солнечное", ИНН 6126009683, из федерального бюджета 2000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченных в качестве госпошлины за подачу заявления по платежному поручению N 110 от 24.03.2014 г."
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)