Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2015 N 11АП-19936/2014 ПО ДЕЛУ N А55-18733/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N А55-18733/20144


Резолютивная часть постановления объявлена: 04 февраля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Скосырская С.А., доверенность от 19 сентября 2014 г.,
от ответчика - Борисова Е.В., доверенность от 25 января 2013 г.,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 г. по делу N А55-18733/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Розничная Сеть" (ИНН 6367036563, ОГРН 1026303511222), п.г.т. Стройкерамика, Самарская обл.,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - администрация сельского поселения Дубовый умет муниципального района Волжский Самарской области, с. Дубовый Умет, Самарская обл.,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Розничная Сеть" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее ответчик), выразившихся в принятии решения от 28.05.2014 г. N 63-00-119/14-109987 об отказе в государственном кадастровом учете изменений на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 500 метрах западнее п. Калинка, площадью 64 939 кв. м, кадастровый номер: 63:17:1501012:0002 и о возложении на ответчика обязанности провести государственный кадастровый учет изменений на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 500 метрах западнее п. Калинка, площадью 64 939 кв. м, кадастровый номер: 63:17:1501012:0002 в части категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 г. по делу N А55-18733/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Региональная Розничная Сеть" на основании договора купли-продажи объектов недвижимости от 28.12.2006 г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, в 500 метрах западнее п. Калинка, площадью 64 939 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 63:17:1501012:0002, назначение (категория): земли сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок).
В государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 64 939 кв. м, с кадастровым номером 63:17:1501012:2, расположенном: Самарская область, Волжский район, Массив в 500 метрах западнее п. Калинка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под пасеку, собственность - Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Розничная Сеть" (рег. 63-63-01/325/2006-112 от 08.05.2007).
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 19.05.2005 г., при этом сведения о виде разрешенного использования внесены в ГКН в соответствии с постановлением Администрации Волжского района Самарской области от 04.03.2005 г. N 175.
25.02.2014 г. ООО "Региональная Розничная Сеть" обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением от 25.02.2014 г. N 63-0-1-111/3201/2014-1326 о проведении государственного кадастрового учета изменения категории земельного участка с кадастровым номером 63:17:1501012:2 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и представила следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2007 N 108409; пояснения ООО "Региональная Розничная Сеть" от 25.02.2014 г.; решение Собрания представителей сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области от 12.12.2013 г. N 42 "Об утверждении Генерального плана сельского Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области".
Основанием обращения явилось то обстоятельство, что с декабря 2013 г. вышеуказанный земельный участок включен в границы населенного пункта - поселок Калинка на основании Генерального плана сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области, утв. Решением собрания представителей сельского поселения Дубовый умет муниципального района Волжский Самарской области от 16.12.2013 г. N 42.
28.02.2014 г. и 14.05.2014 г. ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений категории земельного участка.
28.05.2014 г. ответчик решением N 63-00-119/14-109987 отказал заявителю в государственном учете изменений объекта недвижимости (земельного участка) в связи с непредставлением заявителем необходимых для кадастрового учета документов: надлежащим образом заверенного Генеральный плана, содержащего перечень земельных участков, подлежащих включению в границы населенного пункта, а также сведений о его согласовании с Губернатором Самарской области.
Заявитель считает действия ответчика, выразившиеся в отказе в проведении государственного кадастрового учета изменения категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в связи с чем и обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О государственном кадастре", Градостроительным кодексом РФ установлен порядок перевода земельных участков из одной категории в другую, а также установлен порядок межведомственному информационного взаимодействия государственных органов при государственном кадастровом учете смены категорий земельных участков.
Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке входит категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации под установлением или изменением границ населенных пунктов понимается утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. п. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2., 1.З., 2.1 Приказа Министерства Регионального развития РФ от 27.02.2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов территориального планирования муниципальных образований.." орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе.
Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
Срок для согласования проекта документа территориального планирования исчисляется со дня поступления в органы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система) и составляет 3 месяца в соответствии со статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Результаты согласования проекта документа территориального планирования органами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, оформляются в виде заключения.
В случае неполучения органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в срок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, заключения проект документа территориального планирования считается согласованным.
Как следует из материалов дела, ООО "Региональная Розничная Сеть" обратилась в Администрацию сельского поселения Дубовый Умет при разработке Генерального плана сельского поселения предусмотреть включение земельного участка площадью 64 939 кв. м, кадастровый номер: 63:17:1501012:0002 в границы пос. Калинка и изменения разрешенного использования.
Проектной организацией по разработке генерального плана сельского поселения Дубовый Умет ОАО "Гипрогор" в проект генерального плана были внесены соответствующие изменения. Земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 500 метрах западнее п. Калинка, площадью 64 939 кв. м, кадастровый номер: 63:17:1501012:0002 включен в границы пос. Калинка с разрешенным использование Ж8 - зона комплексного освоения.
В соответствии с п. 1.2., 1.З., 2.1 Приказа Министерства Регионального развития РФ от 27.02.2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов территориального планирования муниципальных образований..." Глава сельского поселения Дубовый Умет направил уведомление от 08.07.2013 г. N 01-14/433а о размещении проекта документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационную систему ФГИС ТП (http://fgis.minregion.ru. Согласно сайту федеральной государственной информационной системы государственного планирования ФГИС ТП проект Генерального плана сельского поселения за номером N 133641867 загружен в систему 03.07.2013 г.
Постановлением Администрации сельского поселения Дубовый Умет от 17.10.2013 г. "О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области" (обнародован в газете "Вести сельского поселения Дубовый Умет" N 13 (38) 18.10.2013 г. и на сайте http://www.spd-urnet.samregion.ru) установлен срок проведения публичных слушаний: с 19 октября 2013 года по 20 ноября 2013 года.
Решением Собрания представителей сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области N 42 от 16.12.2013 г. на основании заключения о результатах публичных слушаний от 20.11.2013 г. был утвержден Генеральный план сельского поселения Дубовый Умет.
Решение N 42 вступило в законную в силу, опубликовано в газете "Вести сельского поселения Дубовый Умет" и на официальном сайте сельского поселения.
В силу п. 6, 7 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу акта органа государственной власти и органа местного самоуправления внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В случае, если указанные в частях 1 и 2 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные ст. 15 закона, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Также, в соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4. ст. 21 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Заявителем в порядке, установленном Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" были предоставлены ответчику все документы необходимые для проведения государственного кадастрового учета изменения категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Требование ответчика о предоставлении заявителем Генерального плана сельского поселения Дубовый Умет, а также сведений о согласовании указанного Генерального плана Губернатором Самарской области, являются незаконными, поскольку в соответствии со ст. 15, 21, 22 ФЗ "О государственном кадастре" указанные документы должны были быть запрошены ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке межведомственного взаимодействия.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что Генеральный план не содержит перечня земельных участков, подлежащих включению в границы населенного пункта, в том числе земельного участка с кадастровым номером 63:17:1501012:2, является несостоятельным.
Генеральный план сельского поселения Дубовый Умет является нормативным правовым актом и его содержание не зависит от ООО "Региональная Розничная Сеть". Между тем, текстовая и графическая части Генерального плана сельского поселения Дубовый Умет позволяют прийти к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 63:17:1501012:2 включен в состав населенного пункта.
Кроме того, согласно справке Администрации сельского поселения Дубовый Умет от 09.04.2014 г. исх. N 01-14/238 земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности, включен в границы поселка Калинка в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Дубовый Умет, утвержденным Решением собрания представителей N 42.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик не имел законных оснований для отказа в государственном кадастре учета изменений на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, в 500 метрах западнее п. Калинка, площадью 64939 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 63:17:1501012:0002 и оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 ноября 2014 г. по делу N А55-18733/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)