Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Заместителя прокурора Московской области - Ионанидзе Д.О. лично, по удостоверению,
от заинтересованного лица Администрации Чеховского муниципального района Московской области - Мамонтов А.И. представитель по доверенности от 25 декабря 2014 года N 70/18-4,
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" - Дюжина О.Э. представитель по доверенности от 02 февраля 2015 года, Прагин Р.А. представитель по доверенности от 28 августа 2015 года, Андриянов С.В. представитель по доверенности от 03 апреля 2015 года,
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу N А41-32271/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Заместителя прокурора Московской области к Администрации Чеховского муниципального района Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
установил:
Заместитель прокурора Московской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация), Обществу с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" (далее - общество, ООО "Энергосистемы Инвест"), в котором просил:
- - признать недействительным постановление администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 "Об утверждении акта предварительного выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под строительство железнодорожного пути необщего пользования";
- - признать недействительным в силу его ничтожности договор от 06 февраля 2014 года N 2074 аренды земельного участка общей площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое, заключенный между администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест".
- применить последствия недействительности ничтожной сделки путем:
а) обязания ООО "Энергосистемы Инвест" вернуть, а Администрации Чеховского муниципального района Московской области принять переданный по договору аренды земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу;
б) исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации спорного договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований прокурора отказано (л.д. 250 т. 1).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) и Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО).
Не согласившись с данным судебным актом, прокуратура обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей управления и МИОМО, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель прокуратуры поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Энергосистемы Инвест" возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 утвержден акт предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования, предназначенный для подвоза и складирования имущества и материалов, необходимых для развития производства ООО "Энергосистемы Инвест"; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 0,1206 га под строительство железнодорожного пути необщего пользования; после предоставления кадастрового паспорта земельного участка заключить договор аренды земельного участка с Администрацией Чеховского муниципального района на период строительства (л.д. 10 т. 1).
Между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест" заключен договор аренды земельного участка от 06 февраля 2014 года N 2074, предметом которого являлся земельный участок площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое (л.д. 20 т. 1). Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается оттиском печати управления (л.д. 24 т. 1).
Согласно кадастровой выписке от 22 января 2014 года N МО-14/3В-66189, категория земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 не установлена, разрешенное использование - под строительство железнодорожного пути необщего пользования.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 25 апреля 2014 года N 503/21-1, на основании протеста Чеховской городской прокуратуры от 17 апреля 2014 года N 1549/18/4 (л.д. 33 т. 1), было отменено постановление Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 (л.д. 35 т. 1).
Решением Арбитражного суда от 29 сентября 2014 года по делу N А41-38452/14 постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 признано незаконным.
Полагая, что постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 вынесено в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации об информировании населения о предоставлении земельного участка под строительство, является незаконным, в связи с чем договор аренды, заключенный на основе названного постановления, ничтожен, Заместитель прокурора Московской области обратился в суд на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации в качестве истца вправе обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Согласно разъяснениям в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 года N 15 применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
Исходя из предмета заявленных требований, заявителем оспаривается постановление Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 "Об утверждении акта предварительного выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под строительство железнодорожного пути необщего пользования".
Как следует из материалов дела, согласно отметке о регистрации заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с уточнением требований в части признания постановления Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 незаконным 03 марта 2015 года, то есть по истечении предусмотренного законом срока на оспаривание ненормативных правовых актов.
Заместителем прокурора Московской области подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение со ссылкой на то, что решением Арбитражного суда от 29 сентября 2014 года по делу А41-38452/14 постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 признано незаконным.
Определением суда от 03 сентября 2014 года производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по делу N А41-38452/14.
Согласно протоколу и определению суда от 03 сентября 2014 года, представитель прокуратуры участвовал в обсуждении ходатайства о приостановлении производства по делу, таким образом, заявителю было известно о наличии судебного процесса, предметом которого являлось оспаривание Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/, решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-38452/14 опубликовано 29 сентября 2014 года. Доказательств невозможности отслеживания информации о принятом по делу N А41-38452/14 решении, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не доказана уважительность причины пропуска срока на обжалование Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1.
При таких обстоятельствах, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования в части признания постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшему в период предоставления обществу земельного участка и утратившему силу с 01 марта 2015 года) устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2013 года ООО "Энергосистемы Инвест" обратилось в Администрацию Чеховского муниципального р-на с заявлением о проведении процедуры публичных слушаний по вопросу утверждения Акта выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования в районе Люторецкое СП Баранцевское Чеховского р-на Московской области (л.д. 47 т. 1).
Решением Комиссии по градостроительству и земельным отношениям Администрации Чеховского муниципального района от 24 июля 2013 года N 23 утверждено вынести данный вопрос на публичные слушания (л.д. 49 т. 1).
В официальных периодических изданиях "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года, "Чехов сегодня" от 04 сентября 2013 года даны соответствующие объявления о проведении публичных слушаний с указанием принятий предложений от заинтересованных лиц:
- - газета "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года о намерении строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 51 т. 1);
- - газета "Чехов Сегодня" от 04 сентября 2013 года о проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 52 т. 1).
30 сентября 2013 года состоялись публичные слушания по вопросу строительства ООО "Энергосистемы Инвест" линейного объекта (железнодорожного полотна) необщего пользования к станции Чехов Московской железной дороги на земельном участке площадью 5103 кв. м расположенного в районе д. Люторецкое СП Баранцевское, что подтверждается протоколом публичных слушаний 30 сентября 2013 года (л.д. 54 - 56 т. 1).
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Чеховского муниципального р-на дано положительное заключение о результатах публичных слушаний (л.д. 57 т. 1), которое было опубликовано в официальном периодическом издании "Чехов Сегодня" от 16 октября 2013 года (л.д. 58 т. 1).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, доказательств наличия лиц, претендующих на заключение договора аренды земельного участка и заявок от других заинтересованных лиц, не представлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, общество указало, что земельный участок с КН 50:31:0060203:137 примыкает к земельным участкам, принадлежащим ООО "Энергосистемы Инвест" на праве собственности, что не опровергнуто материалами дела. В дело не представлено доказательств возможности использования земельного участка с КН 50:31:0060203:137 иными землепользователями с учетом конфигурации (6 м x 201 м), расположения земельного участка, его назначения.
По результатам выбора земельного участка в испрашиваемых ООО "Энергосистемы Инвест" целях Администрацией Чеховского муниципального района Московской области оформлен Акт выбора земельного участка под строительство ж.д. пути необщего пользования (л.д. 11 - 13 т. 1).
В материалы дела представлен ситуационный план к акту выбора земельного участка под строительство ж.д. пути необщего пользования (л.д. 14 - 17 т. 1).
Заместителем Главы Администрации Чеховского муниципального района утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 18 т. 1).
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 (л.д. 10 т. 1) утвержден акт предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования, предназначенный для подвоза и складирования имущества и материалов, необходимых для развития производства ООО "Энергосистемы Инвест"; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 0,1206 га под строительство железнодорожного пути необщего пользования; после предоставления кадастрового паспорта земельного участка заключить договор аренды земельного участка с Администрацией Чеховского муниципального района на период строительства.
Таким образом, порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, предусмотренный требованиями земельного законодательства, соблюден.
Доводы прокуратуры о нарушении порядка размещения в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, основанные на том, что данное объявление не может быть опубликовано от имени претендующего на земельный участок лица, признается апелляционным судом несостоятельным.
Администрация письмом N 966-13/ЮЛ сообщило обществу о том, что для проведения процедуры публичных слушаний по вопросу утверждения акта предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования последнему необходимо дать соответствующие объявление в средствах массовой информации, для чего следует обратиться в газеты "Чеховский вестник" или "Чехов Сегодня".
В официальных периодических изданиях "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года, "Чехов сегодня" от 04 сентября 2013 года даны соответствующие объявления о проведении публичных слушаний с указанием принятий предложений от заинтересованных лиц:
- - газета "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года о намерении строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 51 т. 1);
- - газета "Чехов Сегодня" от 04 сентября 2013 года о проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 52 т. 1).
Информация размещена в официальных средствах массовой информации, по содержанию является четкой и недвусмысленной, указывает на возможность заинтересованным лицам в определенный срок обратиться в уполномоченный орган, что население и иные заинтересованные лица были информированы о предстоящем проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем принципы справедливости, открытости, прозрачности и публичности при предоставлении муниципальных земель соблюдены.
Указанная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ от 04 сентября 2013 года N ВАС-11733/13 по делу N А79-11376/2012.
В силу пункта 6 Приказа Минтранса России от 06 августа 2008 года N 125 (ред. от 13 марта 2014 года) "Об утверждении Порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрирован в Минюсте России 25 сентября 2008 года N 12343) при получении ответа на обращение о возможности примыкания к существующему железнодорожному пути владелец строящегося железнодорожного пути формирует комиссию по определению места примыкания к железнодорожному пути необщего пользования (далее - комиссия). В состав комиссии включаются уполномоченные представители владельца строящегося железнодорожного пути, владельца существующего железнодорожного пути, федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также при необходимости представители иных органов государственной власти и организаций.
Как следует из материалов дела, 12 января 2012 года Чеховским ОАО "Промжелдортранс" согласованы технические условия на проектирование и строительство подъездного железнодорожного пути для выгрузки грузов с примыканием к IV пути Чеховского ОАО "Промжелдортранс" по ст. Чехов (л.д. 68 т. 1).
В связи с получением положительного ответа о возможности примыкании к железнодорожному пути необщего пользования Чеховского ОАО "Промжелдортранс", была создана комиссия, включающая представителей ЦТУ Росжелдора, ЦУ Госжелнадзора, Чеховского ОАО "Промжелдортранс", филиала ОАО "РЖД" для выбора места примыкания железнодорожного пути необщего пользования ООО "Энергосистемы Инвест".
Согласно Протоколу от 31 мая 2012 года N 53/12 определено место примыкания железнодорожного пути необщего пользования на расстоянии 154 метра от заднего вылета крестовины существующего стрелочного перевода N 9 существующего железнодорожного пути необщего пользования Чеховского ОАО "Промжелдортранс" на железнодорожной станции Чехов Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (л.д. 69 т. 1).
На основании указанного решения комиссии ОАО "РЖД" Московская железная дорога выданы технические условия на присоединение к железнодорожным путям необщего пользования от 05 сентября 2012 года N ТУ-12-521 (л.д. 70 - 75 т. 1).
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, предоставленный в аренду ответчику примыкает к месту присоединения. Таким образом, выбор земельного участка для строительства обусловлен согласованными в установленном порядке техническими условиями для строительства линейного объекта - железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что порядок предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 в аренду ООО "Энергосистемы Инвест" осуществлен с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права иных лиц.
Согласно кадастровой выписке от 16 января 2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет 16 января 2014 года с присвоением кадастрового номера 50:31:0060203:137, разрешенное использование - под строительство железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 26).
Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Между администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест" 06 февраля 2014 года заключен договор аренды земельного участка N 2074 земельного участка площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 19 декабря 2014 года N 2473/14-4 земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060203:137 отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок от 16 января 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании - под строительство железнодорожного пути необщего пользования, сведений о категории земли ГКН не содержит (л.д. 26 т. 1).
Судом учтено также, что в соответствии со статьей 78 Земельного Кодекса РФ использование земельных участков предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи осуществляется без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Таким образом, отсутствие в ГКН сведений о категории земельного участка и установление Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 19 декабря 2014 года N 2473/14-4 категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 не нарушают законодательство и не могут являться основанием для признания договора аренды недействительным.
Исходя из изложенного, оценив все фактические обстоятельства данного конкретного дела, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания заключенного договора аренды от 06 февраля 2014 года N 2074 не имеется.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку суд не нашел оснований для признания договора недействительным, оснований для применения последствий недействительности сделки также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу N А41-32271/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2015 N 10АП-7729/2015 ПО ДЕЛУ N А41-32271/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N А41-32271/14
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Заместителя прокурора Московской области - Ионанидзе Д.О. лично, по удостоверению,
от заинтересованного лица Администрации Чеховского муниципального района Московской области - Мамонтов А.И. представитель по доверенности от 25 декабря 2014 года N 70/18-4,
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" - Дюжина О.Э. представитель по доверенности от 02 февраля 2015 года, Прагин Р.А. представитель по доверенности от 28 августа 2015 года, Андриянов С.В. представитель по доверенности от 03 апреля 2015 года,
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу N А41-32271/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Заместителя прокурора Московской области к Администрации Чеховского муниципального района Московской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
установил:
Заместитель прокурора Московской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация), Обществу с ограниченной ответственностью "Энергосистемы Инвест" (далее - общество, ООО "Энергосистемы Инвест"), в котором просил:
- - признать недействительным постановление администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 "Об утверждении акта предварительного выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под строительство железнодорожного пути необщего пользования";
- - признать недействительным в силу его ничтожности договор от 06 февраля 2014 года N 2074 аренды земельного участка общей площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое, заключенный между администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест".
- применить последствия недействительности ничтожной сделки путем:
а) обязания ООО "Энергосистемы Инвест" вернуть, а Администрации Чеховского муниципального района Московской области принять переданный по договору аренды земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу;
б) исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации спорного договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований прокурора отказано (л.д. 250 т. 1).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле принимают участие Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) и Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО).
Не согласившись с данным судебным актом, прокуратура обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей управления и МИОМО, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель прокуратуры поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ООО "Энергосистемы Инвест" возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 утвержден акт предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования, предназначенный для подвоза и складирования имущества и материалов, необходимых для развития производства ООО "Энергосистемы Инвест"; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 0,1206 га под строительство железнодорожного пути необщего пользования; после предоставления кадастрового паспорта земельного участка заключить договор аренды земельного участка с Администрацией Чеховского муниципального района на период строительства (л.д. 10 т. 1).
Между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест" заключен договор аренды земельного участка от 06 февраля 2014 года N 2074, предметом которого являлся земельный участок площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое (л.д. 20 т. 1). Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается оттиском печати управления (л.д. 24 т. 1).
Согласно кадастровой выписке от 22 января 2014 года N МО-14/3В-66189, категория земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 не установлена, разрешенное использование - под строительство железнодорожного пути необщего пользования.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 25 апреля 2014 года N 503/21-1, на основании протеста Чеховской городской прокуратуры от 17 апреля 2014 года N 1549/18/4 (л.д. 33 т. 1), было отменено постановление Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 (л.д. 35 т. 1).
Решением Арбитражного суда от 29 сентября 2014 года по делу N А41-38452/14 постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 признано незаконным.
Полагая, что постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 вынесено в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации об информировании населения о предоставлении земельного участка под строительство, является незаконным, в связи с чем договор аренды, заключенный на основе названного постановления, ничтожен, Заместитель прокурора Московской области обратился в суд на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 АПК РФ прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации в качестве истца вправе обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1, 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Согласно разъяснениям в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 года N 15 применительно к части 4 статьи 198 АПК РФ течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта, затрагивающего интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, начинается со дня издания такого акта. Пропущенный прокурором срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора, если причины пропуска срока были уважительными, в частности, если прокурор до истечения указанного срока или в иной разумный срок предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределенного круга лиц или иных публичных интересов либо не имел возможности, действуя в пределах своих полномочий, выявить указанные нарушения в установленный срок.
Исходя из предмета заявленных требований, заявителем оспаривается постановление Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 "Об утверждении акта предварительного выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории под строительство железнодорожного пути необщего пользования".
Как следует из материалов дела, согласно отметке о регистрации заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с уточнением требований в части признания постановления Администрации Чеховского муниципального района от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 незаконным 03 марта 2015 года, то есть по истечении предусмотренного законом срока на оспаривание ненормативных правовых актов.
Заместителем прокурора Московской области подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение со ссылкой на то, что решением Арбитражного суда от 29 сентября 2014 года по делу А41-38452/14 постановление Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 признано незаконным.
Определением суда от 03 сентября 2014 года производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по делу N А41-38452/14.
Согласно протоколу и определению суда от 03 сентября 2014 года, представитель прокуратуры участвовал в обсуждении ходатайства о приостановлении производства по делу, таким образом, заявителю было известно о наличии судебного процесса, предметом которого являлось оспаривание Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 25 апреля 2014 года N 503/21-1 об отмене постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/, решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-38452/14 опубликовано 29 сентября 2014 года. Доказательств невозможности отслеживания информации о принятом по делу N А41-38452/14 решении, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не доказана уважительность причины пропуска срока на обжалование Постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1.
При таких обстоятельствах, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования в части признания постановления Администрации Чеховского муниципального района Московской от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшему в период предоставления обществу земельного участка и утратившему силу с 01 марта 2015 года) устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Как следует из материалов дела, 24 июля 2013 года ООО "Энергосистемы Инвест" обратилось в Администрацию Чеховского муниципального р-на с заявлением о проведении процедуры публичных слушаний по вопросу утверждения Акта выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования в районе Люторецкое СП Баранцевское Чеховского р-на Московской области (л.д. 47 т. 1).
Решением Комиссии по градостроительству и земельным отношениям Администрации Чеховского муниципального района от 24 июля 2013 года N 23 утверждено вынести данный вопрос на публичные слушания (л.д. 49 т. 1).
В официальных периодических изданиях "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года, "Чехов сегодня" от 04 сентября 2013 года даны соответствующие объявления о проведении публичных слушаний с указанием принятий предложений от заинтересованных лиц:
- - газета "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года о намерении строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 51 т. 1);
- - газета "Чехов Сегодня" от 04 сентября 2013 года о проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 52 т. 1).
30 сентября 2013 года состоялись публичные слушания по вопросу строительства ООО "Энергосистемы Инвест" линейного объекта (железнодорожного полотна) необщего пользования к станции Чехов Московской железной дороги на земельном участке площадью 5103 кв. м расположенного в районе д. Люторецкое СП Баранцевское, что подтверждается протоколом публичных слушаний 30 сентября 2013 года (л.д. 54 - 56 т. 1).
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Чеховского муниципального р-на дано положительное заключение о результатах публичных слушаний (л.д. 57 т. 1), которое было опубликовано в официальном периодическом издании "Чехов Сегодня" от 16 октября 2013 года (л.д. 58 т. 1).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, доказательств наличия лиц, претендующих на заключение договора аренды земельного участка и заявок от других заинтересованных лиц, не представлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, общество указало, что земельный участок с КН 50:31:0060203:137 примыкает к земельным участкам, принадлежащим ООО "Энергосистемы Инвест" на праве собственности, что не опровергнуто материалами дела. В дело не представлено доказательств возможности использования земельного участка с КН 50:31:0060203:137 иными землепользователями с учетом конфигурации (6 м x 201 м), расположения земельного участка, его назначения.
По результатам выбора земельного участка в испрашиваемых ООО "Энергосистемы Инвест" целях Администрацией Чеховского муниципального района Московской области оформлен Акт выбора земельного участка под строительство ж.д. пути необщего пользования (л.д. 11 - 13 т. 1).
В материалы дела представлен ситуационный план к акту выбора земельного участка под строительство ж.д. пути необщего пользования (л.д. 14 - 17 т. 1).
Заместителем Главы Администрации Чеховского муниципального района утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 18 т. 1).
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 27 декабря 2013 года N 1917/11-1 (л.д. 10 т. 1) утвержден акт предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования, предназначенный для подвоза и складирования имущества и материалов, необходимых для развития производства ООО "Энергосистемы Инвест"; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории площадью 0,1206 га под строительство железнодорожного пути необщего пользования; после предоставления кадастрового паспорта земельного участка заключить договор аренды земельного участка с Администрацией Чеховского муниципального района на период строительства.
Таким образом, порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов, предусмотренный требованиями земельного законодательства, соблюден.
Доводы прокуратуры о нарушении порядка размещения в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, основанные на том, что данное объявление не может быть опубликовано от имени претендующего на земельный участок лица, признается апелляционным судом несостоятельным.
Администрация письмом N 966-13/ЮЛ сообщило обществу о том, что для проведения процедуры публичных слушаний по вопросу утверждения акта предварительного выбора земельного участка под строительство железнодорожного пути необщего пользования последнему необходимо дать соответствующие объявление в средствах массовой информации, для чего следует обратиться в газеты "Чеховский вестник" или "Чехов Сегодня".
В официальных периодических изданиях "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года, "Чехов сегодня" от 04 сентября 2013 года даны соответствующие объявления о проведении публичных слушаний с указанием принятий предложений от заинтересованных лиц:
- - газета "Чеховский вестник" от 17 августа 2013 года о намерении строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 51 т. 1);
- - газета "Чехов Сегодня" от 04 сентября 2013 года о проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 52 т. 1).
Информация размещена в официальных средствах массовой информации, по содержанию является четкой и недвусмысленной, указывает на возможность заинтересованным лицам в определенный срок обратиться в уполномоченный орган, что население и иные заинтересованные лица были информированы о предстоящем проведении публичных слушаний по вопросу строительства железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем принципы справедливости, открытости, прозрачности и публичности при предоставлении муниципальных земель соблюдены.
Указанная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ от 04 сентября 2013 года N ВАС-11733/13 по делу N А79-11376/2012.
В силу пункта 6 Приказа Минтранса России от 06 августа 2008 года N 125 (ред. от 13 марта 2014 года) "Об утверждении Порядка примыкания к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования" (зарегистрирован в Минюсте России 25 сентября 2008 года N 12343) при получении ответа на обращение о возможности примыкания к существующему железнодорожному пути владелец строящегося железнодорожного пути формирует комиссию по определению места примыкания к железнодорожному пути необщего пользования (далее - комиссия). В состав комиссии включаются уполномоченные представители владельца строящегося железнодорожного пути, владельца существующего железнодорожного пути, федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также при необходимости представители иных органов государственной власти и организаций.
Как следует из материалов дела, 12 января 2012 года Чеховским ОАО "Промжелдортранс" согласованы технические условия на проектирование и строительство подъездного железнодорожного пути для выгрузки грузов с примыканием к IV пути Чеховского ОАО "Промжелдортранс" по ст. Чехов (л.д. 68 т. 1).
В связи с получением положительного ответа о возможности примыкании к железнодорожному пути необщего пользования Чеховского ОАО "Промжелдортранс", была создана комиссия, включающая представителей ЦТУ Росжелдора, ЦУ Госжелнадзора, Чеховского ОАО "Промжелдортранс", филиала ОАО "РЖД" для выбора места примыкания железнодорожного пути необщего пользования ООО "Энергосистемы Инвест".
Согласно Протоколу от 31 мая 2012 года N 53/12 определено место примыкания железнодорожного пути необщего пользования на расстоянии 154 метра от заднего вылета крестовины существующего стрелочного перевода N 9 существующего железнодорожного пути необщего пользования Чеховского ОАО "Промжелдортранс" на железнодорожной станции Чехов Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (л.д. 69 т. 1).
На основании указанного решения комиссии ОАО "РЖД" Московская железная дорога выданы технические условия на присоединение к железнодорожным путям необщего пользования от 05 сентября 2012 года N ТУ-12-521 (л.д. 70 - 75 т. 1).
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок, предоставленный в аренду ответчику примыкает к месту присоединения. Таким образом, выбор земельного участка для строительства обусловлен согласованными в установленном порядке техническими условиями для строительства линейного объекта - железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что порядок предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 в аренду ООО "Энергосистемы Инвест" осуществлен с соблюдением требований Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права иных лиц.
Согласно кадастровой выписке от 16 января 2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет 16 января 2014 года с присвоением кадастрового номера 50:31:0060203:137, разрешенное использование - под строительство железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 26).
Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Между администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ООО "Энергосистемы Инвест" 06 февраля 2014 года заключен договор аренды земельного участка N 2074 земельного участка площадью 1206 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 50:31:0060203:137, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, в районе д. Люторецкое.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 19 декабря 2014 года N 2473/14-4 земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060203:137 отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок от 16 января 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о разрешенном использовании - под строительство железнодорожного пути необщего пользования, сведений о категории земли ГКН не содержит (л.д. 26 т. 1).
Судом учтено также, что в соответствии со статьей 78 Земельного Кодекса РФ использование земельных участков предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи осуществляется без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Таким образом, отсутствие в ГКН сведений о категории земельного участка и установление Постановлением Администрации Чеховского муниципального района от 19 декабря 2014 года N 2473/14-4 категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060203:137 не нарушают законодательство и не могут являться основанием для признания договора аренды недействительным.
Исходя из изложенного, оценив все фактические обстоятельства данного конкретного дела, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оснований для признания заключенного договора аренды от 06 февраля 2014 года N 2074 не имеется.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку суд не нашел оснований для признания договора недействительным, оснований для применения последствий недействительности сделки также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу N А41-32271/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)