Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовский области (ОГРН 1026402196622; ИНН 6450000788; 410031, г. Саратов, ул. Радищева, 30) и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А57-949/2013 (судья Яценко Е.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дрим" (410600, г. Саратов, ул. Чапаева, д. 68/70; ОГРН 1126455002112; ИНН 6455056576),
к Федеральному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340),
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН 1056405504671; ИНН 6455039469; 410600, г. Саратов, Театральная пл., 11),
Третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовский области (ОГРН 1026402196622; ИНН 6450000788; 410031, г. Саратов, ул. Радищева, 30),
Открытое акционерное общество "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (ОГРН 1127747072023; ИНН 7722789517; 109052, г. Москва, ул. Нижегородская, 94, корп. 4),
Правительство Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Театральная, 11),
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа" (ОГРН 1106451000590; ИНН 6451426473; 410000, г. Саратов, ул. Пензенская, 27, корп. 137),
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280; ИНН 6450011003; 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитет по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402195511; ИНН 6450003860; 410600, г. Саратов, Театральная пл., 7),
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (ОГРН 1027739346502; ИНН 7701018922; 119415, г. Москва, проспект Вернадского, 37, корп. 2),
Сорокин Игорь Александрович,
Об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н., равный его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании: Представитель Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Шатунова Ольга Николаевна, действующая по доверенности N 64/2013-06 от 28.01.2013,
Представитель комитета по управлению имуществом Саратовский области Марусов Андрей Николаевич, действующий по доверенности N 5123а от 10.10.2013,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Дрим", г. Саратов (далее ООО "Дрим", истец) с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", г. Москва (далее ФГБУ ФКП Росреестр, ответчик 1), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (далее Росреестр, ответчик 2) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 32 751 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 ноября 2013 года по делу N А57-949/2013 исковые требования удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 33 029 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов - отказано.
Кроме того, суд взыскал с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дрим" расходы по государственной пошлине в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратились с апелляционными жалобами, Заявители апелляционных жалоб считают, что экспертное заключение N 04/13-32 от 17.05.2013 года является ненадлежащим доказательством по делу, кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Дрим" является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:000000:150 (единое землепользование, (кадастровые номера частей 64:48:010140:111 и 64:48:010139:124), общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, б/н.
Право аренды на указанный участок у истца возникло на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 17.01.2006 N 28, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Саратовский авиационный завод" "Арендатор", договора замены стороны в обязательстве от 30.03.2007; договора замены стороны в обязательстве от 30.03.2007; договора замены стороны в обязательстве от 20.09.2012, дата регистрации 09.10.2012 N 64-64/11/611/2012-047; договора замены стороны в обязательстве от 22.11.2012 г., дата регистрации 27.12.2012 N 64-64/11/745/2012-138; договора замены стороны в обязательстве от 24.05.2011 г., дата регистрации 06.06.2011 N 64-64/11/298/2011-035; договора замены стороны в обязательстве от 24.10.2006 г., о чем в материалах дела имеется Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 27.03.2013 г. N 01/005/2013-14153 (том 2 л.д. 79), а также Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 17.07.2013 г. N 01/005/2013-32112.
Согласно данным, изложенным в кадастровой Выписке о земельном участке от 16.02.2013 года N 64/201/2012-13193, имеющейся в кадастровом деле объекта недвижимости 64:48:000000:150 земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:150, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - "нежилые здания (механическая мастерская, гараж автомобильный, гараж тракторный, химический склад), в соответствии с кадастровой справкой от 27.03.2013 года о кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляет 74 606 625,15 рублей.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 года (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013 года).
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 установлена в размере 74 606 625,15 рублей.
Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчету от 26.12.2012 N 15/12-12 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 32 751 000 рублей 00 копеек.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость земельного участка, последний обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, направленным на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Рыночная стоимость земельного участка определена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовский области и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не подлежат удовлетворению, а довод последнего, что он не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 26.12.2012 N 15/12-12 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 32 751 000 рублей 00 копеек.
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Требования к проведению оценки предусматривают Федеральные стандарты оценки (ФСО), обязательные к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 и N 256.
Отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Оценив представленный в материалы дела отчет от 26.12.2012 N 15/12-12, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что названный отчет выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ и указанных выше федеральных стандартов оценки.
Представленный отчет содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчетах указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении сравнительного метода оценки; итоговая величина стоимости объекта оценки.
В случае существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу предпринимателя, суд вправе назначить экспертизу этих отчетов в целях их проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Суд первой инстанции, при отсутствии доказательств недостоверности определенной по результатам оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции, по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 г.
Согласно экспертному заключению N 04/13-32 от 17.05.2013 г., представленного обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, по состоянию на 02.06.2012 г. с учетом округления составляет равной его рыночной стоимости в размере 33 029 000 рублей, т.е. сопоставима с имеющимися в материалах дела отчетом общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, существенно ниже кадастровой стоимости участка и составляет на 02.06.2012 г. и составляет сумму в размере 32 751 000 рублей 00 копеек.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что двумя специалистами в области оценочной деятельности было установлено многократное превышение рыночной стоимости земельных участков над их кадастровой стоимостью. Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителей апелляционных жалоб о нарушении истцом требований статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", выразившееся в не прохождении отчета об оценке спорного земельного участка экспертизы в саморегулируемой организации оценщиков, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку ООО "Дрим" представлено в материалы дела экспертное заключение N 04/13-32 от 17.05.2013 г. на отчет 26.12.2012 N 15/12-12 об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н.
Согласно данному экспертному заключению рецензируемый отчет 26.12.2012 N 15/12-12 об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненный оценщиком ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, исковые требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовской области и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2013 по делу N А57-949/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2014 ПО ДЕЛУ N А57-949/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу N А57-949/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "20" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" февраля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовский области (ОГРН 1026402196622; ИНН 6450000788; 410031, г. Саратов, ул. Радищева, 30) и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А57-949/2013 (судья Яценко Е.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Дрим" (410600, г. Саратов, ул. Чапаева, д. 68/70; ОГРН 1126455002112; ИНН 6455056576),
к Федеральному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340),
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ОГРН 1056405504671; ИНН 6455039469; 410600, г. Саратов, Театральная пл., 11),
Третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовский области (ОГРН 1026402196622; ИНН 6450000788; 410031, г. Саратов, ул. Радищева, 30),
Открытое акционерное общество "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (ОГРН 1127747072023; ИНН 7722789517; 109052, г. Москва, ул. Нижегородская, 94, корп. 4),
Правительство Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Театральная, 11),
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа" (ОГРН 1106451000590; ИНН 6451426473; 410000, г. Саратов, ул. Пензенская, 27, корп. 137),
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280; ИНН 6450011003; 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 78),
Комитет по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402195511; ИНН 6450003860; 410600, г. Саратов, Театральная пл., 7),
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (ОГРН 1027739346502; ИНН 7701018922; 119415, г. Москва, проспект Вернадского, 37, корп. 2),
Сорокин Игорь Александрович,
Об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н., равный его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании: Представитель Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Шатунова Ольга Николаевна, действующая по доверенности N 64/2013-06 от 28.01.2013,
Представитель комитета по управлению имуществом Саратовский области Марусов Андрей Николаевич, действующий по доверенности N 5123а от 10.10.2013,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Дрим", г. Саратов (далее ООО "Дрим", истец) с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", г. Москва (далее ФГБУ ФКП Росреестр, ответчик 1), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (далее Росреестр, ответчик 2) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 32 751 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд первой инстанции, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 ноября 2013 года по делу N А57-949/2013 исковые требования удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 площадью 53704 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, свх. Комбайн, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 33 029 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов - отказано.
Кроме того, суд взыскал с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дрим" расходы по государственной пошлине в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратились с апелляционными жалобами, Заявители апелляционных жалоб считают, что экспертное заключение N 04/13-32 от 17.05.2013 года является ненадлежащим доказательством по делу, кроме того, ФГБУ "ФКП Росреестра" также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Дрим" является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:000000:150 (единое землепользование, (кадастровые номера частей 64:48:010140:111 и 64:48:010139:124), общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, б/н.
Право аренды на указанный участок у истца возникло на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 17.01.2006 N 28, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области (Арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Саратовский авиационный завод" "Арендатор", договора замены стороны в обязательстве от 30.03.2007; договора замены стороны в обязательстве от 30.03.2007; договора замены стороны в обязательстве от 20.09.2012, дата регистрации 09.10.2012 N 64-64/11/611/2012-047; договора замены стороны в обязательстве от 22.11.2012 г., дата регистрации 27.12.2012 N 64-64/11/745/2012-138; договора замены стороны в обязательстве от 24.05.2011 г., дата регистрации 06.06.2011 N 64-64/11/298/2011-035; договора замены стороны в обязательстве от 24.10.2006 г., о чем в материалах дела имеется Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 27.03.2013 г. N 01/005/2013-14153 (том 2 л.д. 79), а также Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 17.07.2013 г. N 01/005/2013-32112.
Согласно данным, изложенным в кадастровой Выписке о земельном участке от 16.02.2013 года N 64/201/2012-13193, имеющейся в кадастровом деле объекта недвижимости 64:48:000000:150 земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:150, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - "нежилые здания (механическая мастерская, гараж автомобильный, гараж тракторный, химический склад), в соответствии с кадастровой справкой от 27.03.2013 года о кадастровой стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка составляет 74 606 625,15 рублей.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 года (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11.01.2013 года).
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 установлена в размере 74 606 625,15 рублей.
Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчету от 26.12.2012 N 15/12-12 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 32 751 000 рублей 00 копеек.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость земельного участка, последний обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу, направленным на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Рыночная стоимость земельного участка определена на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 года N 531 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" с 01.03.2012 года наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовский области и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не подлежат удовлетворению, а довод последнего, что он не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 26.12.2012 N 15/12-12 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150 на дату определения стоимости объекта оценки 02 июня 2012 года, составляет 32 751 000 рублей 00 копеек.
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Требования к проведению оценки предусматривают Федеральные стандарты оценки (ФСО), обязательные к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные приказами Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 и N 256.
Отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Оценив представленный в материалы дела отчет от 26.12.2012 N 15/12-12, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", об определении рыночной стоимости спорного земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что названный отчет выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ и указанных выше федеральных стандартов оценки.
Представленный отчет содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчетах указаны общая информация, идентифицирующая объект оценки; анализ рынка объекта оценки; описание процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении сравнительного метода оценки; итоговая величина стоимости объекта оценки.
В случае существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу предпринимателя, суд вправе назначить экспертизу этих отчетов в целях их проверки при соблюдении правил АПК РФ.
Суд первой инстанции, при отсутствии доказательств недостоверности определенной по результатам оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции, по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 г.
Согласно экспертному заключению N 04/13-32 от 17.05.2013 г., представленного обществом с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, общей площадью 53 704 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, по состоянию на 02.06.2012 г. с учетом округления составляет равной его рыночной стоимости в размере 33 029 000 рублей, т.е. сопоставима с имеющимися в материалах дела отчетом общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:150, существенно ниже кадастровой стоимости участка и составляет на 02.06.2012 г. и составляет сумму в размере 32 751 000 рублей 00 копеек.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что двумя специалистами в области оценочной деятельности было установлено многократное превышение рыночной стоимости земельных участков над их кадастровой стоимостью. Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителей апелляционных жалоб о нарушении истцом требований статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", выразившееся в не прохождении отчета об оценке спорного земельного участка экспертизы в саморегулируемой организации оценщиков, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку ООО "Дрим" представлено в материалы дела экспертное заключение N 04/13-32 от 17.05.2013 г. на отчет 26.12.2012 N 15/12-12 об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н.
Согласно данному экспертному заключению рецензируемый отчет 26.12.2012 N 15/12-12 об оценке земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, совхоз Комбайн, 1/н, выполненный оценщиком ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Таким образом, исковые требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционные жалобы комитета по управлению имуществом Саратовской области и Федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2013 по делу N А57-949/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.И.ЖЕВАК
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)