Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ДЕЛУ N 33-8182/2014

Требование: Об оспаривании постановления органа местного самоуправления.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: По мнению истца, земельный участок был предоставлен без соблюдения установленных законом условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8182/2014


Судья: Антипов А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Зайнуллиной Г.К.
судей: Куловой Г.Р., Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре: ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.
на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В иске Н. ФИО9 к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об оспаривании постановления органа местного самоуправления, отказать
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, просил признать недействительным и отменить постановление главы Администрации муниципального района адрес РБ N... от дата о предоставлении К. в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером N..., общей площадью... кв. м, расположенного по адресу: адрес, между территорией кирпичного завода и массивом для организации гаражей и автостоянки сроком на..., с внесением соответствующих изменений в ЕГРП Управления Росреестра по адрес. В обосновании иска Н. указал, что постановлением главы Администрации муниципального района адрес РБ N... от дата К. был предоставлен в аренду без торгов земельный участок с кадастровым номером N..., общей площадью... кв. м, расположенный по адресу адрес, между территорией кирпичного завода и массивом для организации гаражей и автостоянки, ... заключен договор аренды сроком на.... Н. считает, что оспариваемое им постановление является незаконным, поскольку в районной газете "Асылыкуль" и на официальном сайте Администрации муниципального района, информация о возможном предоставлении данного земельного участка неопределенному кругу лиц, не размещалась, между тем дата спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, что по его убеждению свидетельствует о факте предоставления К. земельного участка без установленных законом процедур, что является незаконным. Н. считает, что при указанных обстоятельствах остаются нарушенными его права при приобретении права аренды на земельный участок.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Н. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Н. указал, что сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом в силу пп. 3, 4 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов. Земельный участок выделен К. незаконно в нарушение требований Правил землепользования и застройки адрес.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
От заявителя Н. поступило ходатайство об отложении слушания дела на другой срок, поскольку дата он принимает участие в процедуре открытого аукциона по продаже земельных участков, расположенных в адрес Республики Башкортостан.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Поскольку Н. суду апелляционной инстанции не представлено доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, судебной коллегией данное ходатайство отклонено.
В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя К. - С. (доверенность от дата), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Н. об оспаривании постановления органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Установлено, что постановлением главы Администрации муниципального района адрес РБ N... от дата К. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N... общей площадью... кв. м, расположенный по адресу: адрес, между территорией кирпичного завода и массивом для организации гаражей и автостоянки. С К. заключен договор аренды N... зем от дата сроком на....
Указанным обстоятельствам предшествовали: заявление К. от дата о выделении оспариваемого земельного участка, акт выбора земельного участка, постановление главы Администрации муниципального района адрес РБ от дата "Об утверждении акта выбора земельного участка", акт согласования месторасположения границы земельного участка, информационное сообщение, опубликованное в газете "Асылыкуль" от дата N N... градостроительное заключение от дата N N..., постановление главы Администрации муниципального района адрес РБ от дата N... "Об утверждении проекта перераспределения границ, земельного участка...", заседания комиссии по застройке муниципального района адрес Республики Башкортостан по вопросу выделения земельного участка под строительство гаража по адрес от дата, дата, изготовление кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В то же время, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).
Материалы дела не содержат существенного несоблюдения установленного порядка предоставления К. в аренду земельного участка с кадастровым номером N..., общей площадью N... кв. м, расположенного по адресу: адрес, между территорией кирпичного завода и массивом для организации гаражей и автостоянки.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Н. не представлено объективных доказательств нарушения его конкретных прав и свобод, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом в силу п. п. 3, 4 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов; земельный участок выделен К. незаконно в нарушение требований Правил землепользования и застройки адрес, не опровергают выводов суда, они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)