Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Киреевой О.Ю., Терехиной И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.
при участии:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Турочакский район" (07АП-4272/14)
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 по делу N А02-2185/2013 (судья Кириченко Е.Ф.)
по иску администрации муниципального образования "Турочакский район" (ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789, ул. Советская, 77, с. Турочак)
к сельской администрации Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район),
третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай (ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486, ул. Строителей, 8, г. Горно-Алтайск),
о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508,
установил:
администрация муниципального образования "Турочакский район" (далее - администрация района) обратилась с иском к Сельской администрации Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее - администрация поселения) с иском о признании недействительной государственной регистрации права собственности Муниципального образования Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования Артыбашского сельского поселения Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; признании права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508.
Иск обоснован ссылками на статьи 12, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра по Республике Алтай).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 иск удовлетворен частично: признана недействительной государственная регистрация права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) на земельные участки с кадастровым номером 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119. Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-56 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:0902020:93; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-55 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:152; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-54 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:115; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-53 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:118; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-52 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:119. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:0902020:93, общей площадью 115893 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, в 1,5 км к северо-востоку от границы с. Артыбаш. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:115, общей площадью 61902 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:152 общей площадью 43140 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, в 1,5 км от границы с. Артыбаш по направлению на север. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:118, общей площадью 21000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:119, общей площадью 69000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровым номером 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказанных в удовлетворении исковых требований, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, не соответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить в указанной части и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование подателем указано, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:501, предназначенный для жилищного строительства, который может быть использован для формирования из него и бесплатного предоставления льготным категориям граждан. Постановления N 151, N 150 от 30.10.2013 и распоряжения N 355, N 356 от 30.10.2013 подтверждают обстоятельство намерения ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508 для иных целей, нежели бесплатное предоставление определенным категориям граждан. В постановлении N 643 от 09.09.2013 и в передаточном акте не указана цель последующего предоставления земельных участков бесплатно в собственность отдельным категориям граждан. Отсутствует установленный уполномоченным органом порядок передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район".
Администрация поселения в отзыве считает решение суда незаконным в части удовлетворения иска. Просит проверить законность и отменить решение суда в указанной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствий с Уставом МО "Турочакский район" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к полномочиям Совета депутатов МО "Турочакский район" (подп. 5 п. 1 ст. 4.2. Устава). Данное положение соответствует подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Совета депутатов Турочакского района N 9-3 от 25.12.2008 утверждено Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "Турочакский район (далее - Положение). В соответствии с пунктом 1.2. Положения муниципальную казну составляет движимое и недвижимое имущество (земельные участки, жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, и другие объекты), принадлежащее на праве собственности МО "Турочакский район", не закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с пунктом 5.5. Положения распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется исходя из интересов МО "Турочакский район" в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением главы МО "Турочакский район" N 643 от 09.09.2013 было принято решение о передаче в собственность МО Артыбашское сельское поселение принадлежащих на праве собственности МО "Турочакский район" следующих земельных участков:
1) кадастровый номер: 04:03:090202:508, местоположение: Республика Алтай, Турочакский район, урочище Артыбаш, общей площадью 4360594 кв. м, разрешенное использование - для жилищного строительства;
2) кадастровый номер: 04:03:090202:119, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 69000 кв. м, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства;
3) кадастровый номер: 64:03:090202:118, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 21000 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
4) кадастровый номер: 04:03:090202:115, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 61902 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
5) кадастровый номер: 04:03:090202:152, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 1,5-х км от границы, с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 43140 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
6) кадастровый номер: 04:03:090202:93, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - урочище Артыбаш по направлению на север, общей площадью 115893 кв. м, разрешенное использование, - для сельскохозяйственного производства.
Земельные участки были переданы в собственность МО Артыбашское сельское поселение по акту приема-передачи земельных участков от 09.09.2013.
На основании вышеуказанного постановления и передаточного акта Управление Росреестра по Республике Алтай осуществило государственную регистрацию права собственности МО Артыбашское сельское поселение на данные земельные участки
Указывая, что в связи с отсутствием установленного уполномоченным органом - Советом депутатов Турочакского района - порядка передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район" и составляющего его казну в собственность иным муниципальным образованиям, администрация района не имела права на передачу спорных земельных участков в муниципальную собственность муниципального образования "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай", Постановление главы МО "Турочакский район" N 643 от 09.09.2013 является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации возможна передача муниципального имущества из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность сельского поселения: при передачи муниципальным районном сельскому поселению части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующего поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, если это имущество предназначено для осуществления передаваемых полномочий; для предоставления таких земельных участков гражданам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации. При передаче рассматриваемых земельных участков из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай" передача части полномочий МО "Турочакский район" в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не осуществлялась. Для целей предоставления земельных участков гражданам бесплатно может быть использован исключительно земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Согласно с части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 6.3. Устава МО "Турочакский район" к полномочиям Администрации Турочакского района относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, передача муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, Республики Алтай, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 11) регулирует вопросы передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться:
1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. (абз. 2 ч. 4 ст. 15 данного закона гласит, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав: муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации);
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих; работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Согласно п. 15 ч. 2. ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации).
- Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает определенные случаи, при которых возможна передача муниципального имущества из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность сельского поселения: при передачи муниципальным районном сельскому поселению части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующего поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, если это имущество предназначено для осуществления передаваемых полномочий; для предоставления таких земельных участков гражданам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Как правильно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, при передаче рассматриваемых земельных участков из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай" передача части полномочий МО "Турочакский район" в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не осуществлялась.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан на территории Республики Алтай установлены в пункте 5 Закона Республики Алтай "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай" N 13-2 от 01.08.2003. Так, однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, проживающим на территории муниципального района или городского округа: многодетным семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями); молодым семьям, возраст супругов которых не превышает 35 лет; гражданам, являющимся ветеранами боевых действий; инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов; лицам, проработавшим в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 года не менее шести месяцев.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N N 02/031/2013-987-02/031/2013-992 (том 1, л.д. 12 - 25) спорные земельные участки имеют следующее целевое назначение: 04:03:0902020:93, 04:03:090202:115, 04:03:090202:152, 04:03:090202:118 - для сельскохозяйственного производства; 04:03:090202:119 - для ведения личного подсобного хозяйства; 04:03:090202:508 - для жилищного строительства.
Таким образом, для целей, указанных в рассматриваемом пункте Закона Республики Алтай 13-2 может быть использован исключительно земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Кроме того, ответчиком представлены доказательства наличия в МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков: журнал регистрации заявлений от семей, имеющих детей-инвалидов за 2012 - 2014 годы, журнал регистрации заявлений от многодетных семей 2012 - 2013, журнал регистрации заявлений от молодых семей за 2012 - 2014 годы, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для передачи земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508 из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" в целях их предоставления гражданам бесплатно.
Возможность предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 гражданам бесплатно действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем они не могут быть переданы в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление N 643 от 09.09.2013 главы муниципального образования "Турочакский район" Болтухина Н.Я. о передаче в собственность МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" в установленном законом порядке недействительным не признано. Основания полагать его незаконным у арбитражного суда отсутствуют. Отсутствие установленного уполномоченным органом - Советом депутатов Турочакского района - порядка передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район" и составляющего его казну в собственность иным муниципальным образованиям, не лишает муниципальные органы предоставленных им полномочий по распоряжению имуществом муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119, отказав в удовлетворении иска в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Обстоятельства наличия в собственности МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" иного земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, который может быть использован для формирования из него и бесплатного предоставления льготным категориям граждан; намерения ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508 для иных целей, нежели бесплатное предоставление определенным категориям граждан; неуказания в постановлении N 643 от 09.09.2013 и в передаточном акте цели - последующего предоставления земельных участков бесплатно в собственность отдельным категориям граждан, ни в отдельности, ни в совокупности, в соответствии с действующим законодательством не являются основанием для возвращения переданного ответчику земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508 обратно.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 по делу N А02-2185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
И.И.ТЕРЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А02-2185/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А02-2185/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Киреевой О.Ю., Терехиной И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопатиной Ю.М.
при участии:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Турочакский район" (07АП-4272/14)
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 по делу N А02-2185/2013 (судья Кириченко Е.Ф.)
по иску администрации муниципального образования "Турочакский район" (ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789, ул. Советская, 77, с. Турочак)
к сельской администрации Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район),
третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай (ИНН 0411119757, ОГРН 1040400770486, ул. Строителей, 8, г. Горно-Алтайск),
о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508,
установил:
администрация муниципального образования "Турочакский район" (далее - администрация района) обратилась с иском к Сельской администрации Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее - администрация поселения) с иском о признании недействительной государственной регистрации права собственности Муниципального образования Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования Артыбашского сельского поселения Республики Алтай на земельные участки с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; признании права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508; обязании Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровыми номерами: 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 и 04:03:090202:508.
Иск обоснован ссылками на статьи 12, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (далее - Управление Росреестра по Республике Алтай).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 иск удовлетворен частично: признана недействительной государственная регистрация права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) на земельные участки с кадастровым номером 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119. Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-56 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:0902020:93; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-55 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:152; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-54 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:115; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-53 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:118; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" (ОГРН 1060407000026, ИНН 0407006905, ул. Центральная, 1, с. Иогач, Турочакский район) N 04-02-02/043/2013-52 на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:119. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:0902020:93, общей площадью 115893 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, в 1,5 км к северо-востоку от границы с. Артыбаш. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:115, общей площадью 61902 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:152 общей площадью 43140 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, в 1,5 км от границы с. Артыбаш по направлению на север. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:118, общей площадью 21000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Признано право собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:119, общей площадью 69000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, установлено относительно ориентира 2-х км от границы с. Артыбаш, по направлению на север, расположенного в границах участка. Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Республики Алтай обязано осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Турочакский район" на земельные участки с кадастровым номером 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказанных в удовлетворении исковых требований, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, не соответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить в указанной части и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование подателем указано, что в собственности ответчика находится земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:501, предназначенный для жилищного строительства, который может быть использован для формирования из него и бесплатного предоставления льготным категориям граждан. Постановления N 151, N 150 от 30.10.2013 и распоряжения N 355, N 356 от 30.10.2013 подтверждают обстоятельство намерения ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508 для иных целей, нежели бесплатное предоставление определенным категориям граждан. В постановлении N 643 от 09.09.2013 и в передаточном акте не указана цель последующего предоставления земельных участков бесплатно в собственность отдельным категориям граждан. Отсутствует установленный уполномоченным органом порядок передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район".
Администрация поселения в отзыве считает решение суда незаконным в части удовлетворения иска. Просит проверить законность и отменить решение суда в указанной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствий с Уставом МО "Турочакский район" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к полномочиям Совета депутатов МО "Турочакский район" (подп. 5 п. 1 ст. 4.2. Устава). Данное положение соответствует подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Решением Совета депутатов Турочакского района N 9-3 от 25.12.2008 утверждено Положение о порядке управления муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну муниципального образования "Турочакский район (далее - Положение). В соответствии с пунктом 1.2. Положения муниципальную казну составляет движимое и недвижимое имущество (земельные участки, жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, и другие объекты), принадлежащее на праве собственности МО "Турочакский район", не закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
В соответствии с пунктом 5.5. Положения распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется исходя из интересов МО "Турочакский район" в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением главы МО "Турочакский район" N 643 от 09.09.2013 было принято решение о передаче в собственность МО Артыбашское сельское поселение принадлежащих на праве собственности МО "Турочакский район" следующих земельных участков:
1) кадастровый номер: 04:03:090202:508, местоположение: Республика Алтай, Турочакский район, урочище Артыбаш, общей площадью 4360594 кв. м, разрешенное использование - для жилищного строительства;
2) кадастровый номер: 04:03:090202:119, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 69000 кв. м, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства;
3) кадастровый номер: 64:03:090202:118, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 21000 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
4) кадастровый номер: 04:03:090202:115, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 2-х км от границы с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 61902 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
5) кадастровый номер: 04:03:090202:152, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - в 1,5-х км от границы, с. Артыбаш по направлению на север, общей площадью 43140 кв. м, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
6) кадастровый номер: 04:03:090202:93, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - урочище Артыбаш по направлению на север, общей площадью 115893 кв. м, разрешенное использование, - для сельскохозяйственного производства.
Земельные участки были переданы в собственность МО Артыбашское сельское поселение по акту приема-передачи земельных участков от 09.09.2013.
На основании вышеуказанного постановления и передаточного акта Управление Росреестра по Республике Алтай осуществило государственную регистрацию права собственности МО Артыбашское сельское поселение на данные земельные участки
Указывая, что в связи с отсутствием установленного уполномоченным органом - Советом депутатов Турочакского района - порядка передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район" и составляющего его казну в собственность иным муниципальным образованиям, администрация района не имела права на передачу спорных земельных участков в муниципальную собственность муниципального образования "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай", Постановление главы МО "Турочакский район" N 643 от 09.09.2013 является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации возможна передача муниципального имущества из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность сельского поселения: при передачи муниципальным районном сельскому поселению части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующего поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, если это имущество предназначено для осуществления передаваемых полномочий; для предоставления таких земельных участков гражданам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации. При передаче рассматриваемых земельных участков из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай" передача части полномочий МО "Турочакский район" в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не осуществлялась. Для целей предоставления земельных участков гражданам бесплатно может быть использован исключительно земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Согласно с части 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 6.3. Устава МО "Турочакский район" к полномочиям Администрации Турочакского района относится владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, передача муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, Республики Алтай, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждение, совершение иных сделок в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 11) регулирует вопросы передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться:
1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона. (абз. 2 ч. 4 ст. 15 данного закона гласит, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав: муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации);
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих; работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Согласно п. 15 ч. 2. ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (часть 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации).
- Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает определенные случаи, при которых возможна передача муниципального имущества из муниципальной собственности муниципального района в муниципальную собственность сельского поселения: при передачи муниципальным районном сельскому поселению части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет соответствующего поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, если это имущество предназначено для осуществления передаваемых полномочий; для предоставления таких земельных участков гражданам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Как правильно установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, при передаче рассматриваемых земельных участков из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай" передача части полномочий МО "Турочакский район" в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не осуществлялась.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан на территории Республики Алтай установлены в пункте 5 Закона Республики Алтай "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории Республики Алтай" N 13-2 от 01.08.2003. Так, однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности или на ином праве земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, проживающим на территории муниципального района или городского округа: многодетным семьям, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, совместно проживающих с родителями усыновителями, приемными родителями, опекунами или попечителями); молодым семьям, возраст супругов которых не превышает 35 лет; гражданам, являющимся ветеранами боевых действий; инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов; лицам, проработавшим в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 года не менее шести месяцев.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N N 02/031/2013-987-02/031/2013-992 (том 1, л.д. 12 - 25) спорные земельные участки имеют следующее целевое назначение: 04:03:0902020:93, 04:03:090202:115, 04:03:090202:152, 04:03:090202:118 - для сельскохозяйственного производства; 04:03:090202:119 - для ведения личного подсобного хозяйства; 04:03:090202:508 - для жилищного строительства.
Таким образом, для целей, указанных в рассматриваемом пункте Закона Республики Алтай 13-2 может быть использован исключительно земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Кроме того, ответчиком представлены доказательства наличия в МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков: журнал регистрации заявлений от семей, имеющих детей-инвалидов за 2012 - 2014 годы, журнал регистрации заявлений от многодетных семей 2012 - 2013, журнал регистрации заявлений от молодых семей за 2012 - 2014 годы, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для передачи земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508 из муниципальной собственности МО "Турочакский район" в муниципальную собственность МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" в целях их предоставления гражданам бесплатно.
Возможность предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119 гражданам бесплатно действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем они не могут быть переданы в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление N 643 от 09.09.2013 главы муниципального образования "Турочакский район" Болтухина Н.Я. о передаче в собственность МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" в установленном законом порядке недействительным не признано. Основания полагать его незаконным у арбитражного суда отсутствуют. Отсутствие установленного уполномоченным органом - Советом депутатов Турочакского района - порядка передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Турочакский район" и составляющего его казну в собственность иным муниципальным образованиям, не лишает муниципальные органы предоставленных им полномочий по распоряжению имуществом муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 04:03:0902020:93; 04:03:090202:115; 04:03:090202:152; 04:03:090202:118; 04:03:090202:119, отказав в удовлетворении иска в отношении земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508.
Обстоятельства наличия в собственности МО "Артыбашское сельское поселение Турочакского района Республики Алтай" иного земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, который может быть использован для формирования из него и бесплатного предоставления льготным категориям граждан; намерения ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 04:03:090202:508 для иных целей, нежели бесплатное предоставление определенным категориям граждан; неуказания в постановлении N 643 от 09.09.2013 и в передаточном акте цели - последующего предоставления земельных участков бесплатно в собственность отдельным категориям граждан, ни в отдельности, ни в совокупности, в соответствии с действующим законодательством не являются основанием для возвращения переданного ответчику земельного участка с кадастровым номером 04:03:090202:508 обратно.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19.03.2014 по делу N А02-2185/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи
О.Ю.КИРЕЕВА
И.И.ТЕРЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)