Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шацкавтогаз" (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1066225018331, ИНН 6224004926) (регистрационный номер 20АП-2787/2014) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 по делу N А54-3728/2013 (судья Митяева Л.И.),
установил:
следующее.
ООО "Шацкавтогаз" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) (далее - Управление Росреестра по Рязанской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей и к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Рязанской области о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей (том 1, л.д. 5-9).
Определениями суда от 19.07.2013, от 27.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная службу государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - Росреестр), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва ОГРН 1026201266190, ИНН 6231046204) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (город Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), Правительство Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428) (далее - правительство) (том 1, л.д. 1-3, 152-155).
В ходе судебного разбирательства истец заявил об уточнении ответчика, просил считать ответчиками Управление Росреестра по Рязанской области, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области. Также истец просит возложить расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы на себя (том 2, л.д. 16-17).
Определениями суда от 31.10.2013, от 20.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГис" (город Воронеж, ОГРН 1063667166892, ИНН 3664071117) (далее - ООО НПО "ГеоГис"), муниципальное образование - Шацкий муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1026200838751, ИНН 6224000960), Администрация муниципального образования - Агишевское сельское поселение Щацкого муниципального района Рязанской области (село Большое Агишево Рязанской области, ОГРН 1066225000412, ИНН 6224004605) (далее - администрация) (том 2, л.д. 51-55, 163-166).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей; возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 7-10, 39-42; том 3, л.д. 2-5).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 3, л.д. 10-11).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2013 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование (назначение) - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общая площадь 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Щацкий район, уч. ТОО им. Костычева, равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей.
На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование (назначение) - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общая площадь 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Щацкий район, уч. ТОО им. Костычева, равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей (том 3, л.д. 14-25).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Шацкавтогаз" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.03.2014 изменить, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей; возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей (том 3, л.д. 29-31).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что в материалах дела имеются отчет от 08.07.2013 N 54/13, выполненный индивидуальным предпринимателем Русановым С.И., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, и экспертное заключение от 12.02.2014 N 40, выполненное индивидуальным предпринимателем Акимовым В.В., согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей.
По мнению заявителя жалобы, поскольку судом не указано, на каком основании суд не принял в качестве достоверного доказательства отчет от 08.07.2013 N 54/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ООО "Шацкавтогаз" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общей площадью 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, уч. ТОО им. Костычева.
Право собственности истца на данный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, что подтверждается свидетельством от 21.08.2007 серии 62-МГ N 582327 (том 1, л.д. 92).
Постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области", вступившим в силу с 01.01.2011, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2009 в размере 45 886 590 рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости составил при этом 646 рублей 29 копеек за 1 кв. м (том 3, л.д. 7-9).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к ИП Русанову С.И. для получения сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ИП Русанова С.И. от 08.07.2013 N 54/13 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 02.07.2013 составляет 5 621 000 рублей (том 1, л.д. 15-79-89).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ООО "Шацкавтогаз" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 5-9; том 2, л.д. 7-10, 39-42; том 3, л.д. 2-5).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
В целях определения рыночной стоимости принадлежащего ООО "Шацкавтогаз" земельного участка по состоянию на 01.01.2009 по ходатайству истца определением суда от 24.12.2013 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю Акимову Виктору Владимировичу - эксперту Тимакову Михаилу Николаевичу (том 2, л.д. 74, 102-107).
Согласно экспертному заключению ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 112-147-162).
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив экспертное заключение от 12.02.2014 N 40, суд первой инстанции правомерно признал его соответствующим требованиям статей 64, 67, 68, 86 АПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общей площадью 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, уч. ТОО им. Костычева, по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 122-147-162).
Требование апелляционной жалобы об установлении кадастровой стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей и внесении в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости данного земельного участка в указанном размере со ссылкой на отчет от 08.07.2013 N 54/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, которую истец просил изменить на рыночную, определялась по состоянию на 01.01.2009 (постановление правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241).
Вместе с тем в отчете ИП Русанова С.И. от 08.07.2013 N 54/13 рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 02.07.2013 (том 1, л.д. 15-79-89), в связи с чем данный отчет не может служить надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40, уточнения истцом заявленных требований (том 3, л.д. 2-5), арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей по состоянию на 01.01.2009.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости. При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относится на заявителя - ООО "Шацкавтогаз".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 по делу N А54-3728/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шацкавтогаз" (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1066225018331, ИНН 6224004926) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А54-3728/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А54-3728/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шацкавтогаз" (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1066225018331, ИНН 6224004926) (регистрационный номер 20АП-2787/2014) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 по делу N А54-3728/2013 (судья Митяева Л.И.),
установил:
следующее.
ООО "Шацкавтогаз" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) (далее - Управление Росреестра по Рязанской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей и к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Рязанской области о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей (том 1, л.д. 5-9).
Определениями суда от 19.07.2013, от 27.08.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная службу государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - Росреестр), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (город Москва ОГРН 1026201266190, ИНН 6231046204) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (город Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), Правительство Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428) (далее - правительство) (том 1, л.д. 1-3, 152-155).
В ходе судебного разбирательства истец заявил об уточнении ответчика, просил считать ответчиками Управление Росреестра по Рязанской области, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области. Также истец просит возложить расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы на себя (том 2, л.д. 16-17).
Определениями суда от 31.10.2013, от 20.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение "ГеоГис" (город Воронеж, ОГРН 1063667166892, ИНН 3664071117) (далее - ООО НПО "ГеоГис"), муниципальное образование - Шацкий муниципальный район Рязанской области в лице Администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1026200838751, ИНН 6224000960), Администрация муниципального образования - Агишевское сельское поселение Щацкого муниципального района Рязанской области (село Большое Агишево Рязанской области, ОГРН 1066225000412, ИНН 6224004605) (далее - администрация) (том 2, л.д. 51-55, 163-166).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей; возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 7-10, 39-42; том 3, л.д. 2-5).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 3, л.д. 10-11).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.12.2013 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование (назначение) - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общая площадь 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Щацкий район, уч. ТОО им. Костычева, равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей.
На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование (назначение) - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общая площадь 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Щацкий район, уч. ТОО им. Костычева, равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей (том 3, л.д. 14-25).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Шацкавтогаз" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.03.2014 изменить, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей; возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей (том 3, л.д. 29-31).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что в материалах дела имеются отчет от 08.07.2013 N 54/13, выполненный индивидуальным предпринимателем Русановым С.И., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, и экспертное заключение от 12.02.2014 N 40, выполненное индивидуальным предпринимателем Акимовым В.В., согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей.
По мнению заявителя жалобы, поскольку судом не указано, на каком основании суд не принял в качестве достоверного доказательства отчет от 08.07.2013 N 54/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ООО "Шацкавтогаз" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общей площадью 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, уч. ТОО им. Костычева.
Право собственности истца на данный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, что подтверждается свидетельством от 21.08.2007 серии 62-МГ N 582327 (том 1, л.д. 92).
Постановлением Правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области", вступившим в силу с 01.01.2011, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2009 в размере 45 886 590 рублей. Удельный показатель кадастровой стоимости составил при этом 646 рублей 29 копеек за 1 кв. м (том 3, л.д. 7-9).
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к ИП Русанову С.И. для получения сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ИП Русанова С.И. от 08.07.2013 N 54/13 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 02.07.2013 составляет 5 621 000 рублей (том 1, л.д. 15-79-89).
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ООО "Шацкавтогаз" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) (том 1, л.д. 5-9; том 2, л.д. 7-10, 39-42; том 3, л.д. 2-5).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
В целях определения рыночной стоимости принадлежащего ООО "Шацкавтогаз" земельного участка по состоянию на 01.01.2009 по ходатайству истца определением суда от 24.12.2013 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено индивидуальному предпринимателю Акимову Виктору Владимировичу - эксперту Тимакову Михаилу Николаевичу (том 2, л.д. 74, 102-107).
Согласно экспертному заключению ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 112-147-162).
В силу статьи 64 АПК РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив экспертное заключение от 12.02.2014 N 40, суд первой инстанции правомерно признал его соответствующим требованиям статей 64, 67, 68, 86 АПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для строительства автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, автозаправочной станции и объектов придорожного сервиса, общей площадью 71 000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, уч. ТОО им. Костычева, по состоянию на 01.01.2009 составляет 25 581 300 рублей (том 2, л.д. 122-147-162).
Требование апелляционной жалобы об установлении кадастровой стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 общей площадью 71 000 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 5 621 000 рублей и внесении в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости данного земельного участка в указанном размере со ссылкой на отчет от 08.07.2013 N 54/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:24:0040213:0170 составляет 5 621 000 рублей, отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, которую истец просил изменить на рыночную, определялась по состоянию на 01.01.2009 (постановление правительства Рязанской области от 06.10.2010 N 241).
Вместе с тем в отчете ИП Русанова С.И. от 08.07.2013 N 54/13 рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 02.07.2013 (том 1, л.д. 15-79-89), в связи с чем данный отчет не может служить надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении ИП Акимова В.В. от 12.02.2014 N 40, уточнения истцом заявленных требований (том 3, л.д. 2-5), арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 25 581 300 рублей по состоянию на 01.01.2009.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости. При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относится на заявителя - ООО "Шацкавтогаз".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.03.2014 по делу N А54-3728/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шацкавтогаз" (город Шацк Рязанской области, ОГРН 1066225018331, ИНН 6224004926) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)