Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Захаровой М.В., при участии от администрации города Конаково Соловьева В.О. (доверенность от 03.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2013 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-4164/2013,
установил:
администрация города Конаково, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ОГРН 1056910027305 (далее - Администрация города) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Конаковского района, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ОГРН 1026901731702 (далее - Администрация района), выраженного в письме от 19.03.2013 N 876, в предоставлении Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 69:43:0070402:1040, под парк отдыха;
- - с кадастровыми номерами 69:15:0200202:165 и 69:43:0071007:74, для организации площадки для отдыха;
- - с кадастровыми номерами 69:43:0000000:180, 69:43:0070931:10, 69:43:0071122:29, 69:43:0070628:100, 69:43:0070809:48 и 69:43:0070925:77, под организацию зоны отдыха;
- - с кадастровым номером 69:15:0000020:1457, под подъездную дорогу;
- - с кадастровым номером 69:43:0070971:14, под организацию площадки для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги;
- - с кадастровыми номерами 69:43:0000000:179 и 69:43:0071132:14, под палаточный туристический лагерь,
и возложении на Администрацию района обязанности предоставить Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование названные земельные участки под указанные цели.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2013 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2014, решение суда от 10.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 10.10.2013 и постановление от 16.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Администрации города, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация города, руководствуясь пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилась в Администрацию района с заявлением от 22.01.2013 N 77 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по фактически сложившейся застройке территории городского поселения "Город Конаково", в том числе под организацию площадки для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги, отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан в соответствии со СНиП II-Л-11-70 "Спортивные сооружения. Нормы проектирования".
Администрация района в письме от 19.03.2013 N 876 отказала в предоставлении земельных участков, сославшись на частичное нахождение этих участков в зоне "озеленяемые берега" и "пляжи" в береговой полосе; на наличие на участке с кадастровым номером 69:15:0000020:1457 дороги и указала на необходимость обоснования обслуживания дороги по участку с кадастровым 3:0070971:14 и на нецелесообразное предоставление участков с кадастровыми номерами 69:43:0000000:179 и 69:43:0071132:14, поскольку ранее для вышеназванных целей участки Администрации города предоставлялись.
Администрация города, считая отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали оспариваемый отказ незаконным и обязали Администрацию района принять решение о передаче испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование заявителя для указанных целей.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Администрации города, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ определено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, Администрация города вправе претендовать на получение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в порядке, определенном статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Испрашиваемые Администрацией города земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, Администрация района является органом, уполномоченным передать испрашиваемые земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование.
Суды установили, что отказ Администрация района в предоставлении земельных участков мотивирован необходимостью обосновать предоставление испрашиваемых участков для муниципальных нужд и нецелесообразность предоставление земельных участков под палаточный лагерь.
Полно и объективно исследовав обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении земельных участков не соответствуют действующему законодательству. Запрета на предоставление испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование действующим законодательством не установлено. Указанные земельные участки необходимы Администрации города для реализации публичных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иное Администрацией района не доказано. Доводы о нецелесообразности предоставления земельных участков носят не правовой характер.
Признав оспариваемый отказ недействительным, суд обоснованно возложил на Администрацию района обязанность восстановить нарушение права заявителя путем предоставления испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование под указанные цели.
В кассационной жалобе Администрация района ссылается на случаи неправомерного распоряжения и ненадлежащего использования земельными участками, ранее предоставленными Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование. Данные факты, по утверждению Администрации района, являются препятствием для последующего предоставления земельных участков в пользование Администрации города.
Кассационная инстанция считает, что указанные в жалобе обстоятельства могут служить основанием для принятия соответствующих мер для устранения нарушений закона, но не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков, испрашиваемых Администрацией города для целей реализации ее публичных полномочий.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации района.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А66-4164/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2014 ПО ДЕЛУ N А66-4164/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу N А66-4164/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л. и Захаровой М.В., при участии от администрации города Конаково Соловьева В.О. (доверенность от 03.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2013 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-4164/2013,
установил:
администрация города Конаково, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ОГРН 1056910027305 (далее - Администрация города) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации Конаковского района, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13, ОГРН 1026901731702 (далее - Администрация района), выраженного в письме от 19.03.2013 N 876, в предоставлении Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 69:43:0070402:1040, под парк отдыха;
- - с кадастровыми номерами 69:15:0200202:165 и 69:43:0071007:74, для организации площадки для отдыха;
- - с кадастровыми номерами 69:43:0000000:180, 69:43:0070931:10, 69:43:0071122:29, 69:43:0070628:100, 69:43:0070809:48 и 69:43:0070925:77, под организацию зоны отдыха;
- - с кадастровым номером 69:15:0000020:1457, под подъездную дорогу;
- - с кадастровым номером 69:43:0070971:14, под организацию площадки для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги;
- - с кадастровыми номерами 69:43:0000000:179 и 69:43:0071132:14, под палаточный туристический лагерь,
и возложении на Администрацию района обязанности предоставить Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование названные земельные участки под указанные цели.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2013 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2014, решение суда от 10.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 10.10.2013 и постановление от 16.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Администрации города, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация города, руководствуясь пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилась в Администрацию района с заявлением от 22.01.2013 N 77 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков по фактически сложившейся застройке территории городского поселения "Город Конаково", в том числе под организацию площадки для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги, отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан в соответствии со СНиП II-Л-11-70 "Спортивные сооружения. Нормы проектирования".
Администрация района в письме от 19.03.2013 N 876 отказала в предоставлении земельных участков, сославшись на частичное нахождение этих участков в зоне "озеленяемые берега" и "пляжи" в береговой полосе; на наличие на участке с кадастровым номером 69:15:0000020:1457 дороги и указала на необходимость обоснования обслуживания дороги по участку с кадастровым 3:0070971:14 и на нецелесообразное предоставление участков с кадастровыми номерами 69:43:0000000:179 и 69:43:0071132:14, поскольку ранее для вышеназванных целей участки Администрации города предоставлялись.
Администрация города, считая отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали оспариваемый отказ незаконным и обязали Администрацию района принять решение о передаче испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование заявителя для указанных целей.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Администрации города, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ определено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Таким образом, Администрация города вправе претендовать на получение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в порядке, определенном статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Испрашиваемые Администрацией города земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, Администрация района является органом, уполномоченным передать испрашиваемые земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование.
Суды установили, что отказ Администрация района в предоставлении земельных участков мотивирован необходимостью обосновать предоставление испрашиваемых участков для муниципальных нужд и нецелесообразность предоставление земельных участков под палаточный лагерь.
Полно и объективно исследовав обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении земельных участков не соответствуют действующему законодательству. Запрета на предоставление испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование действующим законодательством не установлено. Указанные земельные участки необходимы Администрации города для реализации публичных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иное Администрацией района не доказано. Доводы о нецелесообразности предоставления земельных участков носят не правовой характер.
Признав оспариваемый отказ недействительным, суд обоснованно возложил на Администрацию района обязанность восстановить нарушение права заявителя путем предоставления испрашиваемых земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование под указанные цели.
В кассационной жалобе Администрация района ссылается на случаи неправомерного распоряжения и ненадлежащего использования земельными участками, ранее предоставленными Администрации города в постоянное (бессрочное) пользование. Данные факты, по утверждению Администрации района, являются препятствием для последующего предоставления земельных участков в пользование Администрации города.
Кассационная инстанция считает, что указанные в жалобе обстоятельства могут служить основанием для принятия соответствующих мер для устранения нарушений закона, но не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков, испрашиваемых Администрацией города для целей реализации ее публичных полномочий.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации района.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А66-4164/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)