Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" Дабалаева А.А. (доверенность от 28.10 2013), Дорошкевича С.А. (доверенность от 28.10.2013), Комитета по управлению имуществом и землепользованию и Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации г. Улан-Удэ Бадмаевой Б.Р. (доверенности от 17.06.2013, 23.08.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.С.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" (ОГРН 1120327018560, ИНН 0326510286, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконными решений NN О-755, О-756, О-757, О-758, О-759, О-760, О-761, О-762, О-763, О-764, О-765, О-766, О-767, О-768, О-770 от 30 апреля 2013 года.
Определением суда от 05 сентября 2013 года требования о признании незаконными решений N О-756, О-757, О-758, О-759, О-760, О-761, О-762, О-763, О-764, О-765, О-766, О-767, О-768, О-770 от 30 апреля 2013 года выделены в отдельное производство.
По настоящему делу судом первой инстанции рассмотрено требование общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным решения N О-755 от 30 апреля 2013 года.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - Комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2013 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, Октябрьский район, 111 мкр. сроком на три года для строительства оздоровительного комплекса (т. 1 л.д. 69).
7 марта 2013 года Комитетом по архитектуре согласовано предоставление земельного участка Обществу ориентировочной площадью 4000 кв. м в 111 квартале под строительство оздоровительного комплекса (т. 1 л.д. 68).
15 марта 2013 года в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе под строительство оздоровительного комплекса ориентировочной площадью 4000 кв. м в 111 мкр. Октябрьского района (т. 1 л.д. 107).
25 апреля 2013 года Комитет по архитектуре отозвал ранее выданное в отношении испрашиваемого земельного участка заключение от 07 марта 2013 года и отказал в согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, сформированной Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ под комплексное жилищное строительство. Согласно приложению к данному решению основанием явилось ПГ (проект границ) N 338 от 12 августа 2008 года) (т. 1 л.д. 71-73).
30 апреля 2013 года решением Комитета N О-755 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства оздоровительного комплекса в 111 мкр., г. Улан-Удэ, в связи с формированием испрашиваемого земельного участка для дальнейшего предоставления с торгов (т. 1 л.д. 67).
Не согласившись с решением Комитета N О-755 от 30 апреля 2013 года, Общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв. м сроком на три года для строительства оздоровительного комплекса.
В рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
Из оспариваемого решения следует, что основанием для принятия оспариваемого решения N О-755 от 30 апреля 2013 года послужило заключение Комитета по архитектуре от 25 апреля 2013 года, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен на территории, сформированной под комплексное жилищное строительство. При этом Комитетом по архитектуре при вынесении названного заключения сделана ссылка на утвержденный 12 августа 2008 года проект границ N 388.
Вместе с тем, ответчиками в подтверждение данных обстоятельств не представлен вышеназванный проект границ земельного участка.
При этом ответчик сослался, что в отношении территории юго-западного района города Улан-Удэ, куда входит в том числе 111 микрорайон, утвержден проект планировки, что исключает предоставление испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Довод апеллянта о том, что арбитражным судом первой инстанции не должно было приниматься во внимание дополнительное основание, поскольку оно изначально не являлось основанием для принятия оспариваемого решения Комитета, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оспариваемое решение в любом случае прав заявителя не нарушает, поскольку в таком случае, с учетом положений части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не представляется возможным в силу следующего.
На основании пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 4.5).
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (пункт 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (пункт 2).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5).
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 3).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (часть 1).
Частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
С учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1633/13 от 02 июля 2013 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.04.2012 N 493-р "Об утверждении проекта планировки территории юго-западного района г. Улан-Удэ, общей площадью 930,1 га" в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом результатов публичных слушаний утвержден проект планировки территории юго-западного района города Улан-Удэ. 03 мая 2012 года названное распоряжение с утвержденным проектом планировки территории опубликовано в газете "Правда Бурятии".
Из данного проекта планировки видно, что 111 микрорайон, на территории которого испрашивается земельный участок, является составной частью территории, в отношении которого утвержден настоящий проект планировки.
Названным проектом планировки территории юго- западного района г. Улан-Удэ определено, что юго-западный жилой район в соответствии с ранее разработанными документами (в том числе Программа освоения застройки земельных участков в целях жилищного строительства на территории городской округ город Улан-Удэ" на 2009-2020) является основным территориальным ресурсом для развития жилой застройки.
Программой комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2009-2020 годы для первоочередного строительства под комплексное многоэтажное освоение предусмотрено 100,00 га (в том числе 111 мкр.).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в границах территории, в отношении которой произведены действия по утверждению градостроительной документации о застройке, в том числе утвержден проект планировки территории.
Правилами землепользования и застройки городского округа г. Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов Республики Бурятия от 25.03.2008 N 817-82 произведено зонирование территории.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажных жилых домов).
Согласно градостроительному регламенту зоны застройки малоэтажными жилыми домами (зона Ж-2), приведенному в названных Правилах землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", к основному виду разрешенного использования относятся многоквартирные жилые дома; жилые дома блокированной застройки; объекты индивидуального жилищного строительства.
Поскольку процедура по утверждению градостроительной документации территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, начата, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у Комитета отсутствуют правовые основания для предоставления испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
При этом отсутствие проекта межевания рассматриваемой территории, предусмотренного частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также не свидетельствует о возможности предоставления земельного участка на указанной территории по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Довод апеллянта о неприменимости положений, предусмотренных пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, к настоящему спору в виду отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1633/13 от 2 июля 2013 года указанного вывода не опровергает, поскольку суд надзорной инстанции определил состав градостроительной документации, при наличии которой подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, применительно к конкретному делу, фактические обстоятельства которого не схожи с установленными по настоящему делу.
С учетом изложенного и исходя из смысла пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "БайкалДомСтрой" требований к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 30 апреля 2013 года N О-755.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2014 ПО ДЕЛУ N А10-2818/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. по делу N А10-2818/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" Дабалаева А.А. (доверенность от 28.10 2013), Дорошкевича С.А. (доверенность от 28.10.2013), Комитета по управлению имуществом и землепользованию и Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации г. Улан-Удэ Бадмаевой Б.Р. (доверенности от 17.06.2013, 23.08.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.С.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" (ОГРН 1120327018560, ИНН 0326510286, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - Комитет) о признании незаконными решений NN О-755, О-756, О-757, О-758, О-759, О-760, О-761, О-762, О-763, О-764, О-765, О-766, О-767, О-768, О-770 от 30 апреля 2013 года.
Определением суда от 05 сентября 2013 года требования о признании незаконными решений N О-756, О-757, О-758, О-759, О-760, О-761, О-762, О-763, О-764, О-765, О-766, О-767, О-768, О-770 от 30 апреля 2013 года выделены в отдельное производство.
По настоящему делу судом первой инстанции рассмотрено требование общества с ограниченной ответственностью "БайкалДомСтрой" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным решения N О-755 от 30 апреля 2013 года.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - Комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2013 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: город Улан-Удэ, Октябрьский район, 111 мкр. сроком на три года для строительства оздоровительного комплекса (т. 1 л.д. 69).
7 марта 2013 года Комитетом по архитектуре согласовано предоставление земельного участка Обществу ориентировочной площадью 4000 кв. м в 111 квартале под строительство оздоровительного комплекса (т. 1 л.д. 68).
15 марта 2013 года в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков для строительства объектов, в том числе под строительство оздоровительного комплекса ориентировочной площадью 4000 кв. м в 111 мкр. Октябрьского района (т. 1 л.д. 107).
25 апреля 2013 года Комитет по архитектуре отозвал ранее выданное в отношении испрашиваемого земельного участка заключение от 07 марта 2013 года и отказал в согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории, сформированной Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ под комплексное жилищное строительство. Согласно приложению к данному решению основанием явилось ПГ (проект границ) N 338 от 12 августа 2008 года) (т. 1 л.д. 71-73).
30 апреля 2013 года решением Комитета N О-755 Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства оздоровительного комплекса в 111 мкр., г. Улан-Удэ, в связи с формированием испрашиваемого земельного участка для дальнейшего предоставления с торгов (т. 1 л.д. 67).
Не согласившись с решением Комитета N О-755 от 30 апреля 2013 года, Общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 525, к основным задачам Комитета отнесено эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв. м сроком на три года для строительства оздоровительного комплекса.
В рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
Из оспариваемого решения следует, что основанием для принятия оспариваемого решения N О-755 от 30 апреля 2013 года послужило заключение Комитета по архитектуре от 25 апреля 2013 года, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен на территории, сформированной под комплексное жилищное строительство. При этом Комитетом по архитектуре при вынесении названного заключения сделана ссылка на утвержденный 12 августа 2008 года проект границ N 388.
Вместе с тем, ответчиками в подтверждение данных обстоятельств не представлен вышеназванный проект границ земельного участка.
При этом ответчик сослался, что в отношении территории юго-западного района города Улан-Удэ, куда входит в том числе 111 микрорайон, утвержден проект планировки, что исключает предоставление испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Довод апеллянта о том, что арбитражным судом первой инстанции не должно было приниматься во внимание дополнительное основание, поскольку оно изначально не являлось основанием для принятия оспариваемого решения Комитета, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оспариваемое решение в любом случае прав заявителя не нарушает, поскольку в таком случае, с учетом положений части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не представляется возможным в силу следующего.
На основании пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 4.5).
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (пункт 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (пункт 2).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5).
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 3).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (часть 1).
Частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
С учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1633/13 от 02 июля 2013 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.04.2012 N 493-р "Об утверждении проекта планировки территории юго-западного района г. Улан-Удэ, общей площадью 930,1 га" в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом результатов публичных слушаний утвержден проект планировки территории юго-западного района города Улан-Удэ. 03 мая 2012 года названное распоряжение с утвержденным проектом планировки территории опубликовано в газете "Правда Бурятии".
Из данного проекта планировки видно, что 111 микрорайон, на территории которого испрашивается земельный участок, является составной частью территории, в отношении которого утвержден настоящий проект планировки.
Названным проектом планировки территории юго- западного района г. Улан-Удэ определено, что юго-западный жилой район в соответствии с ранее разработанными документами (в том числе Программа освоения застройки земельных участков в целях жилищного строительства на территории городской округ город Улан-Удэ" на 2009-2020) является основным территориальным ресурсом для развития жилой застройки.
Программой комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2009-2020 годы для первоочередного строительства под комплексное многоэтажное освоение предусмотрено 100,00 га (в том числе 111 мкр.).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый Обществом земельный участок находится в границах территории, в отношении которой произведены действия по утверждению градостроительной документации о застройке, в том числе утвержден проект планировки территории.
Правилами землепользования и застройки городского округа г. Улан-Удэ, утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов Республики Бурятия от 25.03.2008 N 817-82 произведено зонирование территории.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажных жилых домов).
Согласно градостроительному регламенту зоны застройки малоэтажными жилыми домами (зона Ж-2), приведенному в названных Правилах землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ", к основному виду разрешенного использования относятся многоквартирные жилые дома; жилые дома блокированной застройки; объекты индивидуального жилищного строительства.
Поскольку процедура по утверждению градостроительной документации территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, начата, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у Комитета отсутствуют правовые основания для предоставления испрашиваемого земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
При этом отсутствие проекта межевания рассматриваемой территории, предусмотренного частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также не свидетельствует о возможности предоставления земельного участка на указанной территории по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Довод апеллянта о неприменимости положений, предусмотренных пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, к настоящему спору в виду отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1633/13 от 2 июля 2013 года указанного вывода не опровергает, поскольку суд надзорной инстанции определил состав градостроительной документации, при наличии которой подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, применительно к конкретному делу, фактические обстоятельства которого не схожи с установленными по настоящему делу.
С учетом изложенного и исходя из смысла пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "БайкалДомСтрой" требований к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 30 апреля 2013 года N О-755.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 января 2014 года по делу N А10-2818/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)