Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 10.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: О.Ю. Еремеевой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ООО "Парк Гамов" адвокат Панчук А.В. по доверенности б/н от 24.12.2008 сроком на 3 года, удостоверение N <...> от 23.12.2008
от Прокуратуры Приморского края старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Барабаш Е.Н., удостоверение N <...> действительно по 01.12.2009
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края - не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 05.09.2008 г.
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-7903/2008 29-196 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парк Гамов"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Парк Гамов" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 и о понуждении Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принять решение о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:0304 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Решением суда от 05.09.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В доводах жалобы заявитель указывает, что часть испрашиваемого земельного участка находится в пределах особо охраняемой природной территории - лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное". Основанием для регистрации права собственности на земельный участок как лечебно-оздоровительную местность регионального значения "Ясное" площадью 127 880 га в Хасанском районе, явилось постановление Губернатора Приморского края от 05.03.1997 N 94 "О лечебно-оздоровительной местности регионального значения Хасанском районе". По заключению Управления природных ресурсов Приморского края часть земельного участка входит в границы разрабатываемой третьей зоны округа санитарной охраны территории месторождения лечебных грязей "Ясное". Согласно Положению о лечебно-оздоровительных местностях Приморского края от 27.03.1996 N 316 "Об утверждении положения о лечебно-оздоровительных местностях Приморского края", на данной территории вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, неблагоприятно влияющей на природные ресурсы и санитарное состояние особо охраняемых природных территорий. По заключению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, перевод указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности нецелесообразен, ввиду приоритетности использования данной категории земель по ее целевому назначению.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Парк Гамов" решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения. Не согласен с доводом ответчика о том, что принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории - лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное". Указывает, что Дальневосточное отделение государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы" дало положительное заключение к переводу земельного участка в соответствующую категорию. В свою очередь Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края не является надлежаще уполномоченным органом, заключения которого могут быть приняты во внимание для данных целей.
На основании части 5 ст. 52 АПК РФ в дело вступил Прокурора Приморского края (определение Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009).
В пояснениях Прокуратура Приморского края полагает, что судом первой инстанции не дана оценка значимым для рассмотрения дела фактическим обстоятельствам, а также не применены нормы материального права, подлежащие применению. Со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", прокурор указал, что Обществом не представлено наличия одного из условий для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, установленного названной правовой нормой - отсутствие иных вариантов размещения объектов "Технопарк" ООО "Парк Гамов". Считает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии (отсутствии) у ГУ ДВО "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы" полномочий по даче заключений экономического характера. Считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не имеет статуса земель особо охраняемых территорий, который мотивирован отсутствием таких сведений в выписке из кадастровой карты. То обстоятельство, что спорный земельный участок является собственностью ООО "Парк Гамов", по мнению Прокурора, не означает, что одновременно он не может относиться к категории земель особо охраняемых территорий. Просит оспариваемое решение изменить, отказав ООО "Парк Гамов" в удовлетворении требований о понуждении Департамента земельных ресурсов Приморского края принять решение о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что ООО "Парк Гамов" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659.50 кв. м, ориентир: железнодорожная станция, адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, железнодорожная станция Сухановка, примерно в 1,8 км по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка. Право собственности ООО "Парк Гамов" на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.12.2007, о чем в Единый государственный реестр внесена запись N 25-25-11/009/2007-56 и выдано свидетельство о регистрации прав серии 25 АА N 937347.
16.04.2008 ООО "Парк Гамов" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, сопроводительное письмо ООО "Парк Гамов" к ходатайству о переводе N 15/08 от 16.04.2008 (вх. N 29-3978 от 24.04.2008).
Сопроводительным письмом от 29.05.2008 N 29/5-20-3600 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края возвратил ходатайство ООО "Парк Гамов" и приложенные к нему документы.
Не согласившись с действиями Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по возврату ходатайства, посчитав, что они не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "Парк Гамов" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Из абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
На основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постановлением Администрации Приморского края от 22 июня 2007 г. N 142-па органом, уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении земель определен Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 указанного Закона, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Таким образом, во всех остальных случаях ходатайство должно быть принято к рассмотрению, т.к. перечень случаев, когда в рассмотрении ходатайства может быть отказано, является закрытым. Документы, приложенные к ходатайству, должны соответствовать требованиям комментируемого Закона и другим федеральным законам.
Из материалов дела усматривается, что ни одного из поименованных в Федеральном законе случаев для отказа в рассмотрении ходатайства не имелось. Ходатайство было подано надлежащим лицом, с приложением необходимого пакета документов. В свою очередь акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, ответчиком составлен не был.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 этого же Закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статьи 10, 12 названного Закона).
В соответствии статьей 18 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока N 49 от 03.03.2005 г. граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления г. Владивостока в устной и письменной форме.
Должностные лица органов местного самоуправления г. Владивостока обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца с момента поступления обращения.
Этот же срок для рассмотрения обращений граждан закреплен в пункте 2.5 Положения о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления, являющегося приложением к решению Думы г. Владивостока от 28.10.2005 г. N 120.
Таким образом, в силу упомянутых положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона "О переводе земель и земельных участков в составе таких земель", у Департамента земельных ресурсов отсутствовали правовые основания для нерассмотрения и возврата ходатайства Общества. Ответчик обязан был рассмотреть заявление Общества и дать по нему мотивированный ответ.
Оспариваемые действия ответчика противоречат закону и нарушают права Общества в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия ответчика по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Вместе с тем, Обязав Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в течение четырнадцати дней принять решение о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, суд не учел следующее.
В соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что в рамках настоящего дела, Общество обратилось с требованием о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов Приморского края по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008, учитывая, что рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, возложены на департамент земельных ресурсов Приморского края, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, для восстановления нарушенных прав Общества, надлежит обязать ответчика в двухнедельный срок рассмотреть ходатайство Общества о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в земли промышленности.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 05.09.2008 по делу N А51-7903/2008 29-196 изменить.
Признать незаконными действия Департамента земельных ресурсов Приморского края по возврату ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Парк Гамов" от 24.04.2008, в связи с их несоответствием Федеральном закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Обязать Департамент земельных ресурсов Приморского края в течение четырнадцати дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть ходатайство ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2009 N 05АП-1970/08 ПО ДЕЛУ N А51-7903/2008-29-196
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. N 05АП-1970/08
Дело N А51-7903/2008-29-196
Резолютивная часть постановления оглашена 10.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: О.Ю. Еремеевой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ООО "Парк Гамов" адвокат Панчук А.В. по доверенности б/н от 24.12.2008 сроком на 3 года, удостоверение N <...> от 23.12.2008
от Прокуратуры Приморского края старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Барабаш Е.Н., удостоверение N <...> действительно по 01.12.2009
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края - не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 05.09.2008 г.
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-7903/2008 29-196 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парк Гамов"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
об оспаривании действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Парк Гамов" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 и о понуждении Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края принять решение о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:0304 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Решением суда от 05.09.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В доводах жалобы заявитель указывает, что часть испрашиваемого земельного участка находится в пределах особо охраняемой природной территории - лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное". Основанием для регистрации права собственности на земельный участок как лечебно-оздоровительную местность регионального значения "Ясное" площадью 127 880 га в Хасанском районе, явилось постановление Губернатора Приморского края от 05.03.1997 N 94 "О лечебно-оздоровительной местности регионального значения Хасанском районе". По заключению Управления природных ресурсов Приморского края часть земельного участка входит в границы разрабатываемой третьей зоны округа санитарной охраны территории месторождения лечебных грязей "Ясное". Согласно Положению о лечебно-оздоровительных местностях Приморского края от 27.03.1996 N 316 "Об утверждении положения о лечебно-оздоровительных местностях Приморского края", на данной территории вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, неблагоприятно влияющей на природные ресурсы и санитарное состояние особо охраняемых природных территорий. По заключению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, перевод указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности нецелесообразен, ввиду приоритетности использования данной категории земель по ее целевому назначению.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Парк Гамов" решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения. Не согласен с доводом ответчика о том, что принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории - лечебно-оздоровительной местности регионального значения "Ясное". Указывает, что Дальневосточное отделение государственного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы" дало положительное заключение к переводу земельного участка в соответствующую категорию. В свою очередь Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края не является надлежаще уполномоченным органом, заключения которого могут быть приняты во внимание для данных целей.
На основании части 5 ст. 52 АПК РФ в дело вступил Прокурора Приморского края (определение Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009).
В пояснениях Прокуратура Приморского края полагает, что судом первой инстанции не дана оценка значимым для рассмотрения дела фактическим обстоятельствам, а также не применены нормы материального права, подлежащие применению. Со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", прокурор указал, что Обществом не представлено наличия одного из условий для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, установленного названной правовой нормой - отсутствие иных вариантов размещения объектов "Технопарк" ООО "Парк Гамов". Считает, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии (отсутствии) у ГУ ДВО "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы" полномочий по даче заключений экономического характера. Считает также необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не имеет статуса земель особо охраняемых территорий, который мотивирован отсутствием таких сведений в выписке из кадастровой карты. То обстоятельство, что спорный земельный участок является собственностью ООО "Парк Гамов", по мнению Прокурора, не означает, что одновременно он не может относиться к категории земель особо охраняемых территорий. Просит оспариваемое решение изменить, отказав ООО "Парк Гамов" в удовлетворении требований о понуждении Департамента земельных ресурсов Приморского края принять решение о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что ООО "Парк Гамов" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659.50 кв. м, ориентир: железнодорожная станция, адрес ориентира: Приморский край, Хасанский район, железнодорожная станция Сухановка, примерно в 1,8 км по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка. Право собственности ООО "Парк Гамов" на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.12.2007, о чем в Единый государственный реестр внесена запись N 25-25-11/009/2007-56 и выдано свидетельство о регистрации прав серии 25 АА N 937347.
16.04.2008 ООО "Парк Гамов" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, сопроводительное письмо ООО "Парк Гамов" к ходатайству о переводе N 15/08 от 16.04.2008 (вх. N 29-3978 от 24.04.2008).
Сопроводительным письмом от 29.05.2008 N 29/5-20-3600 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края возвратил ходатайство ООО "Парк Гамов" и приложенные к нему документы.
Не согласившись с действиями Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по возврату ходатайства, посчитав, что они не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "Парк Гамов" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Из абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
На основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" постановлением Администрации Приморского края от 22 июня 2007 г. N 142-па органом, уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении земель определен Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 указанного Закона, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Таким образом, во всех остальных случаях ходатайство должно быть принято к рассмотрению, т.к. перечень случаев, когда в рассмотрении ходатайства может быть отказано, является закрытым. Документы, приложенные к ходатайству, должны соответствовать требованиям комментируемого Закона и другим федеральным законам.
Из материалов дела усматривается, что ни одного из поименованных в Федеральном законе случаев для отказа в рассмотрении ходатайства не имелось. Ходатайство было подано надлежащим лицом, с приложением необходимого пакета документов. В свою очередь акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, ответчиком составлен не был.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 этого же Закона).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статьи 10, 12 названного Закона).
В соответствии статьей 18 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока N 49 от 03.03.2005 г. граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления г. Владивостока в устной и письменной форме.
Должностные лица органов местного самоуправления г. Владивостока обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца с момента поступления обращения.
Этот же срок для рассмотрения обращений граждан закреплен в пункте 2.5 Положения о порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления, являющегося приложением к решению Думы г. Владивостока от 28.10.2005 г. N 120.
Таким образом, в силу упомянутых положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона "О переводе земель и земельных участков в составе таких земель", у Департамента земельных ресурсов отсутствовали правовые основания для нерассмотрения и возврата ходатайства Общества. Ответчик обязан был рассмотреть заявление Общества и дать по нему мотивированный ответ.
Оспариваемые действия ответчика противоречат закону и нарушают права Общества в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия ответчика по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Вместе с тем, Обязав Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в течение четырнадцати дней принять решение о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, суд не учел следующее.
В соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что в рамках настоящего дела, Общество обратилось с требованием о признании незаконными действий Департамента земельных ресурсов Приморского края по возврату ходатайства ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008, учитывая, что рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, возложены на департамент земельных ресурсов Приморского края, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, для восстановления нарушенных прав Общества, надлежит обязать ответчика в двухнедельный срок рассмотреть ходатайство Общества о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в земли промышленности.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 05.09.2008 по делу N А51-7903/2008 29-196 изменить.
Признать незаконными действия Департамента земельных ресурсов Приморского края по возврату ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Парк Гамов" от 24.04.2008, в связи с их несоответствием Федеральном закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Обязать Департамент земельных ресурсов Приморского края в течение четырнадцати дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть ходатайство ООО "Парк Гамов" от 24.04.2008 о переводе земельного участка кадастровый номер 25:20:03 04 01:0027, площадью 16 169 659,50 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)