Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Хариным Р.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, присутствующим в Арбитражном суде Самарской области представителем:
от ОАО "Газпром" - Мячина Ю.Ю., доверенность от 01.07.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-8874/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (ИНН 6315000291, ОГРН 1026300956505), администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, с. Сергиевск, открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518), о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, заявление удовлетворено. Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что обжалуемое сообщение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с действующим законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" в представленном отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что спорный земельный участок занят объектами газоснабжения, относящимися к федеральным энергетическим системам, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
В судебном заседании, проведенным с использованием систем видео-конференц-связи с помощью Арбитражного суда Самарской области, представитель открытого акционерного общества "Газпром" поддержал правовую позицию Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области. Просил оставить обжалуемые судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "Газпром", судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.09.2012 Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов.
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 отказано в государственной регистрации, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 83, пунктами 1, 8 статьи 85, пунктами 1, 2, 4 статьи 87, пунктами 1, 8, 9 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8 статьи 1, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 13, 16 Закона о государственной регистрации, частями 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Территориального управления, и удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием юридического лица.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ определено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным Федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и Управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс и является основной системой газоснабжения в Российской Федерацией и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Установив по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела документов в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью.
Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом, руководствуясь положениями пункта п. 1 ст. 85, 87 ЗК РФ, суды обоснованно отклонили довод регистрирующего органа о невозможности проведения регистрации права собственности Российской Федерации в виду отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А55-6562/2011.
Доводы кассационной жалобы об обратном не опровергают выводы арбитражных судов, а повторяют аргументы отзыва на заявление и апелляционной жалобы, которые были исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных при разрешении спора, что в силу положений статьи 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование заявителем жалобы положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А55-8874/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-8874/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу N А55-8874/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Коноплевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Хариным Р.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, присутствующим в Арбитражном суде Самарской области представителем:
от ОАО "Газпром" - Мячина Ю.Ю., доверенность от 01.07.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-8874/2013
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (ИНН 6315000291, ОГРН 1026300956505), администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, с. Сергиевск, открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518), о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, заявление удовлетворено. Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод, газораспределительную станцию 32 пос. Ровный.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что обжалуемое сообщение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с действующим законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" в представленном отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что спорный земельный участок занят объектами газоснабжения, относящимися к федеральным энергетическим системам, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
В судебном заседании, проведенным с использованием систем видео-конференц-связи с помощью Арбитражного суда Самарской области, представитель открытого акционерного общества "Газпром" поддержал правовую позицию Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области. Просил оставить обжалуемые судебные акты без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО "Газпром", судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.09.2012 Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:32, площадью 2 217 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов.
Управлением Росреестра по Самарской области сообщением N 31/016/2012-416 от 21.01.2013 отказано в государственной регистрации, так как не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 83, пунктами 1, 8 статьи 85, пунктами 1, 2, 4 статьи 87, пунктами 1, 8, 9 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8 статьи 1, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 13, 16 Закона о государственной регистрации, частями 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Территориального управления, и удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, обратившегося в суд с соответствующим требованием юридического лица.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ определено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным Федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и Управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс и является основной системой газоснабжения в Российской Федерацией и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Установив по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела документов в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью.
Следовательно, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом, руководствуясь положениями пункта п. 1 ст. 85, 87 ЗК РФ, суды обоснованно отклонили довод регистрирующего органа о невозможности проведения регистрации права собственности Российской Федерации в виду отнесения спорного земельного участка к землям населенных пунктов.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 по делу N А55-6562/2011.
Доводы кассационной жалобы об обратном не опровергают выводы арбитражных судов, а повторяют аргументы отзыва на заявление и апелляционной жалобы, которые были исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных при разрешении спора, что в силу положений статьи 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иное толкование заявителем жалобы положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по делу N А55-8874/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)