Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11763/2015

Требование: Об установлении рыночной стоимости земельных участков.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником четырех земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. по делу N 33-11763/2015


Судья: Мирошниченко А.И.

Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе:
председательствующего Шилиной Е.М.,
судей Резниковой В.В., Гулиной Е.М.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 01 июня 2015 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 18 марта 2014 года по делу по иску С. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении рыночной стоимости земельных участков,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя истца С. - Ш.,
представителя ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" Т.,

установила:

Истец С. обратился в суд с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении рыночной стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что является собственником четырех земельных участков, каждый площадью 35100 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные по адресу: <данные изъяты>, на основании договоров купли-продажи от 01.03.2012 г. Согласно кадастровым паспортам кадастровая стоимость каждого земельного участка составляет <данные изъяты>, из расчета стоимости 1 кв. м - 2402 руб. 50 коп.
Истец просил признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости вышеуказанную кадастровую стоимость земельных участков, установить кадастровую стоимость каждого земельного участка в размере <данные изъяты>. по состоянию на дату их постановки на кадастровый учет в 2011 году, в соответствии с представленным Отчетом независимого оценщика, и обязать ответчика исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 402,50 руб. за 1 кв. м и кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной по данному показателю, и внести новую кадастровую стоимость каждого земельного участка в размере <данные изъяты>, исходя из стоимости 1 кв. м - в размере 150 руб.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал, и в случае удовлетворения иска просил указать в решении суда, что решение является основанием для внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости до вступления в законную силу нового Распоряжения Минэкологии Московской области по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области <данные изъяты> от 26.11.2013 г., то есть до 31.12.2013 г.
Решением Клинского городского суда Московской области от 18 марта 2014 года исковые требования С. были удовлетворены: суд признал кадастровую стоимость принадлежащих истцу земельных участков равной их рыночной стоимости в соответствии с представленным в дело отчетом об оценке по состоянию на дату внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (на соответствующие даты 2011 г.), стоимость 1 кв. м - 150 руб.; указал, что данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков до вступления в законную силу нового Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" <данные изъяты> от 26.11.2013 г., то есть до 31.12.2013 г.
С указанным решением суда не согласилось Министерство имущественных отношений Московской области, не привлеченная к участию в деле, подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований С. отказать, ссылаясь на то, что состоявшееся решение суда нарушает права Минимущества Московской области как органа, ответственного за выполнение мероприятий по кадастровой оценке недвижимости.
При рассмотрении указанной апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции были проверены материалы дела на предмет нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения (ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) и установлено, что суд принял решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Определением судебной коллегии от 20 мая 2015 года в протокольной форме суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в связи с нарушением судом п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением процессуального законодательства.
В соответствии с подпунктом 4 ч. 4, 5 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятие решения суда первой инстанции об установлении новой кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории Московской области, без привлечения Министерства имущественных отношений Московской области к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда от <данные изъяты>.
Разрешая по существу исковые требования С., судебная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что С. на праве собственности является собственником четырех земельных участков, каждый площадью 35100 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные по адресу: <данные изъяты>, на основании договоров купли-продажи от 01.03.2012 г., расположенных по адресу:
- кадастровый номер <данные изъяты>, <данные изъяты>
- кадастровый номер <данные изъяты>, <данные изъяты>
- кадастровый номер <данные изъяты>, <данные изъяты>
- кадастровый номер <данные изъяты>, <данные изъяты>
Согласно кадастровым паспортам от 2011 года, кадастровая стоимость каждого земельного участка составляет <данные изъяты>, из расчета стоимости 1 кв. м - 2402 руб. 50 коп.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Как указывается истцом и следует из материалов дела на основании Распоряжения М.М. области от 23.12.2009 г. N 121-РМ, 25.06.2011 г., 27.06.2011 г., 05.07.2011 г. в отношении земельных участков истца в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее определение их кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь каждого земельного участка.
Истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельные участки истца, расположенные в <данные изъяты>, отнесенные к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под дачное строительство.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от <данные изъяты> N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из приложения <данные изъяты> к указанному Распоряжению от 23.12.2009 следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений Клинского муниципального района не определена.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ.
Между тем, истец, не оспаривая существующую кадастровую стоимость, просит суд признать предыдущие показатели кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, несоответствующими рыночной и установить иную кадастровую стоимость в размере рыночной.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судебной коллегией установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ отменено Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ, которое вступило в силу 01.01.2014, и в отношении спорного земельного участка установлены новый удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость, тогда как истец обратился в суд 09.01.2014 г.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, исковые требования направлены на признание предыдущих показателей кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ, несоответствующими рыночной и установление иной кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, не может применяться на предшествующий период, удовлетворение таких исковых требований не приведет к восстановлению нарушенных прав истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований в том виде, в котором они заявлены.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что истец не лишен возможности в установленном законом порядке оспорить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков, действующую на настоящий момент.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Клинского городского суда Московской области от 18 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований С. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении рыночной стоимости земельных участков - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)