Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области): Ефимова Н.И. по доверенности ОК-02/3188 от 31.12.2013 г.
от ООО "Белгород Дьюти Фри": Кириченко В.А. по доверенности б/н от 30.12.2013 г.; Борушевский А.С. по доверенности б/н от 01.06.2013 г.,
от Федеральной таможенной службы Центрального таможенного управления Белгородской таможни: Бастрыгин С.М. по доверенности N 03-50/75 от 20.08.2013 г.,
от Федерального агентства по управлению Государственным имуществом (Росимущество): Ефимова Н.И., согласно поручению,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) и ООО "Белгород Дьюти Фри" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 по делу N А08-4996/2013 (судья Белоусова В.И.) по заявлению ООО "Белгород Дьюти Фри" (ИНН 7713504620, ОГРН 103773982188) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) (ИНН 3123198660, ОГРН 1093123008241) о признании незаконным бездействия, третьи лица: Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Белгородская таможня, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом (Росимущество),
установил:
ООО "Белгород Дьюти Фри" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к ТУ Росимущества в Белгородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном не рассмотрении обращения Общества об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43 033 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также о разделе вышеуказанного земельного участка на два земельных участка площадью 42 263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства вышеуказанного объекта. Кроме того, заявитель просил понудить ответчика совершить действия по утверждению ООО "Белгород Дьюти Фри" акта выбора спорного земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43 033 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также о разделе вышеуказанного земельного участка на два земельных участка площадью 42 263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды для строительства вышеуказанного объекта с принятием соответствующих решений (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт, в связи со следующим:
- - обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" в адрес ТУ Росимущества в Белгородской области об утверждении Акта выбора земельного участка, а также о его разделе на два участка 42 263 кв. м и 770 кв. м, с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства объекта, не поступало;
- - ТУ Росимущества в Белгородской области неоднократно разъясняло Обществу о невозможности утверждения акта выбора земельного участка в связи с наличием на земельном участке самовольно выстроенного Обществом объекта недвижимости в устной форме;
- - на момент обращения Общества в Арбитражном суде Белгородской области рассматривалось дело А08-7348/2012 по иску ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" к ООО "Дьюти Фри Маркет" о сносе самовольной постройки;
- - принимая решение о незаконности бездействия ТУ Росимущества в Белгородской области, суд первой инстанции не учел тот факт, что еще до момента обращения (09.07.2012) Обществом уже был построен и введен в эксплуатацию магазин беспошлинной торговли, что подтверждается кадастровым паспортом от 13.06.2012.
ООО "Белгород Дьюти Фри" также обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило изменить решение суда в части понуждения ТУ Росимущества в Белгородской области исполнить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Белгород Дьюти Фри", касающихся совершения заинтересованным лицом определенных действий.
Представители ООО "Белгород Дьюти Фри" и ТУ Росимущества в Белгородской области в судебном заседании апелляционного суда поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Земельный участок категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для строительства автомобильного пункта пропуска "Шебекино", площадью 43 033 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", кадастровый номер: 31:17:190800269 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Белгородской таможне на основании Распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области N 108-р от 15.04.2010 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 31-АБ N 887787, выданным 29.04.2010 г.
Письмом от 15.06.2011 N 01-41/28082 ФТС России сообщило о том, что не возражает против осуществления мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по размежеванию спорного земельного участка.
Белгородская таможня обратилась к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением от 27.06.2011 N 53-17/12247 о согласовании и ходатайстве перед Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о разрешении размежевания земельного участка общей площадью 43033 кв. м с кадастровым номером 31:17:1908002:69.
Белгородская таможня 30.08.2011 обратилась в Центральное таможенное управление с заявлением N 53-16/18777 о согласовании вопроса о прекращении за Белгородской таможней права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 770 кв. м.
Письмом от 14.10.2011 г. N 01-41/49755 ФТС России согласовала отказ Белгородской таможни ЦТУ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 770,0 кв. м, образованный в результате размежевания земельного участка общей площадью 43 033,0 кв. м с кадастровым номером 31:17:1908002:69.
06.12.2011 г. Общество обратилось к Генеральному директору ООО "Белгородземпроект" с заявлением о выполнении акта выбора земельного участка под строительство магазина беспошлинной торговли, расположенного по адресу: многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино", Белгородская область, Шебекинский район.
20.12.2011 г. комиссией в составе председателя комитета строительства, транспорта и ЖКХ администрации Шебекинского района, начальника отдела архитектуры и градостроительства, архитектора администрации района, председателя комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района, заместителя начальника управления культуры Белгородской области, главного инженера филиала "Шебекинского объединения по эксплуатации газового хозяйства" ОАО "Белгородоблгаз", начальника Шебекинских районных электрических сетей, начальника цеха комплексного технического развития электросвязи Шебекинского района Белгородского филиала ОАО "Центр Телеком", начальника Шебекинского МУП городское ВКХ, начальника Белгородской таможни, генерального директора ООО "Белгород Дьюти Фри" составлен акт о выборе земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли по адресу: многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Шебекино" Шебекинского района Белгородской области. Согласно данного акта комиссия пришла к заключению, что земельный участок для строительства магазина беспошлинной торговли, расположенный: МАПП "Шебекино, Шебекинского района Белгородской области отвечает природно-экологическим, архитектурно-планировочным требованиям. Необходимо: проведение проектно-изыскательских работ, проектирование мероприятий, исключающих возможность вредного воздействия объекта на окружающую среду, формирование земельного участка; оформление предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Согласно заключению Управления культуры Белгородской области N 4 от 13.01.2012 г. о результатах предварительного археологического обследования земельного участка, предназначенного для строительства магазина беспошлинной торговли в Шебекинском районе, многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино" Управление согласовывает строительство беспошлинной торговли в Шебекинском районе, многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино".
Согласно геологическому заключению Отдела геологии и лицензирования по Белгородской области Департамента по недропользованию по ЦФО Федерального агентства по недропользованию МПР РФ N 7 от 31.01.2012 г. спорный земельный участок расположен за пределами известных месторождений полезных ископаемых, запасы минерального сырья которых учтены в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации (заключение действительно в течение одного года).
06.02.2012 г. Общество обратилось в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением N 11/02 о согласовании земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, многосторонний пункт пропуска "Шебекино" и разрешении размежевания земельного участка с общей площадью 43033 кв. м с кадастровым номером 31:17:19 08 002:69.
13.02.2012 г. ответчик направил в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов по разделению земельного участка площадью 43033 кв. м, кадастровый номер 31:17:1908002:69, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", предоставленному на праве постоянного (бессрочного) пользования Белгородской таможне.
06.06.2012 Росимущество в письме N ПП-10/18896 сообщило ТУ Росимущества в Белгородской области о том, что рассмотрение обращение Общества возможно после представления документов, указанных в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
27.06.2012 г. ответчик направил в адрес Общества письмо N ОК-02/1443, в котором сообщил о том, что обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" о предварительном согласовании места размещения магазина беспошлинной торговли и разделе земельного участка, а также о принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления Обществу земельного участка площадью 770 кв. м направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В том же письме сообщалось о том, что комплект документов возвращен для устранения неточностей и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
09.07.2012 г. Общество обратилось в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением N 411/07 о рассмотрении вопроса о разделении земельного участка площадью 43033 кв. м, кадастровый номер 31:17:1908002:69, об утверждении акта выборки земельного участка площадью 770 кв. м и принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м с дальнейшим предоставлением земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли с предварительным согласованием места размещения объекта на условиях аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" с приложением пакета документов в соответствии с требованиями, изложенными в письме Росимущества N ПП-10/16812 от 17.06.2010 г.
09.08.2012 г. в дополнение к указанному выше письму Общество направило следующие документы: 1. Письмо Администрации Шебекинского района N 23 от 08.08.2012; 2. Генеральный план пункта пропуска "Шебекино"; 3. Письмо ООО "Белгородземпроект" N 10-1/556 от 03.08.2012; 4. Письмо Управления Роспотребнадзора по Белгородской области N 1005 от 07.08.2012 г.; 5. Схема расположения земельного участка на МАПП "Шебекино".
27.09.2012 Росимущество направило в адрес Общества письмо N ПП-10/42234, в котором сообщило о том, что ТУ Росимущества в Белгородской области дано поручение рассмотреть обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" при условии соответствия представленных документов действующему законодательству и наличия оснований принять решения и дать ответ заявителю.
05.09.2012 года в адрес ответчика поступило заявление ЗАО "КАПО Дьюти Фри" об осуществлении Управлением мероприятий по формированию земельного участка площадью 770 кв. м; в случае отсутствия других претендентов заявитель просил направить в органы местного самоуправления обращения о подготовке акта выбора земельного участка, а также сообщить о сроках проведения тендера и об официальных источниках опубликования тендерной документации.
Согласно акта от 08.10.2012 г. о результатах выездной проверки фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", на котором осуществляется строительство нового комплекса объектов автомобильного пункта пропуска "Шебекино" в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации, а также визуальной проверки расположения на данном земельном участке объектов недвижимого имущества, утвержденного ответчиком, на проверяемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества автомобильного пункта пропуска "Шебекино" в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации", а также нежилое здание магазина беспошлинной торговли.
Из акта также следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли препятствует наличие строения, подпадающего под признаки самовольной постройки, установленные статьей 222 ГК РФ.
Полагая бездействие ответчика по не рассмотрению обращения об утверждении акта выбора земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли незаконным, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии ТУ Росимущества в Белгородской области, выразившемся в длительном не рассмотрении обращения ООО "Белгород Дьюти Фри" об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется только с торгов.
Таким образом, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьи 30 и 31 ЗК РФ не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, поэтому в силу п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
В пунктах 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 43 033 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", кадастровый номер: 31:17:190800269, имеет категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. На данном земельном участке располагается многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино" через государственную границу РФ.
Судом установлено, что ООО "Белгород Дьюти Фри" с целью построить магазин беспошлинной торговли обратился 06.02.2012 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением о предварительном согласовании земельного участка.
Письмом ТУ Росимущества N ОК-02/1443 от 22.06.2012 ООО "Белгород Дьюти Фри" было уведомлено о необходимости доработки ранее представленного пакета документов.
ООО "Белгород Дьюти Фри" 09.07.2012 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом был направлен пакет документов, а также заявление о разделении земельного участка площадью 43 033 кв. м, кадастровый номер: 31:17:190800269, утверждении акта выборки земельного участка площадью 770 кв. м и принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м.
Исходя из заявленных ООО "Белгород Дьюти Фри" в суд первой инстанции требований, а также представленного в суд апелляционной инстанции дополнения к возражению на апелляционную жалобу, следует, что ООО "Белгород Дьюти Фри" оспорено не рассмотрение ТУ Росимущества в Белгородской области заявления Общества от 09.07.2012.
Как следует из материалов дела, решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта либо решение об отказе в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
Письмом ПП-10/42234 от 27.09.2012 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило ООО "Белгород Дьюти Фри", что поручение по рассмотрению заявления Общества от 09.07.2012 и принятию по нему решения дано ТУ Росимущества в Белгородской области.
Судом установлено и признается Управлением, что решения по результатам рассмотрения заявления Общества от 09.07.2012 в установленный срок не принималось.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Административные отношения, связанные с действиями Агентства и его территориальных управлений по реализации права на приобретение земельных участков, регулируются Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 года N 622.
Согласно п. 2.2 Административного регламента, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.3. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также в случаях, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе.
Согласно п. 3.1 Административного регламента, организация предоставления государственной услуги Росимуществом включает в себя следующие административные процедуры:
- - рассмотрение заявления, поступившего в том числе и в электронной форме, о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения;
- - запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить;
- - принятие решения о предоставлении государственной услуги Росимуществом либо принятие решения о даче поручения в территориальный орган Росимущества;
- - принятие распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка;
- - подготовка договора купли-продажи;
- - выдача заявителю документов.
Исходя из приведенных норм Административного регламента, Агентство может принять решение о предоставлении государственной услуги либо о даче соответствующего поручения в территориальный орган.
Исходя из этого, а также с учетом фактически сложившихся отношений, рассмотрение заявлений о приобретении прав на земельные участки в аренду или собственность представляет собой последовательное и неразрывное взаимодействие Территориального управления и Федерального агентства, без осуществления которого принятие решения невозможно.
Доводы ТУ Росимущества в Белгородской области о том, что письменного обращения непосредственно в теруправление не поступало, апелляционной инстанцией отклоняются.
Не направление ООО "Белгород Дьюти Фри" ответа на заявление от 09.07.2012 свидетельствует о бездействии ТУ Росимущества в Белгородской области, поскольку вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Указанная правовая позиция суда согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление ФАС ЦО от 09.09.2011 по делу N А09-8567/2010).
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в т.ч. указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из предмета заявленных требований, способом восстановления нарушенных ООО "Белгород Дьюти Фри" прав является обязанность ТУ Росимущества в Белгородской области принять решение об утверждении акта выбора земельного участка с целью предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри".
Вместе с тем, избрав такой способ восстановления прав заявителя, суд первой инстанции фактически подменил бы своим решением полномочия ТУ Росимущества в Белгородской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом по принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка.
Из позиции ООО "Белгород Дьюти Фри", изложенной в судебном заседании апелляционного суда следует, что в качестве способа восстановления нарушенным прав Общество просит ТУ Росимущества в Белгородской области совершить действия по рассмотрению обращения ООО "Белгород Дьюти Фри" об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43033 кв. м расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также по разделу вышеуказанного земельного участка на два земельных участка 42 263 кв. м и 770 кв. м, с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства вышеуказанного объекта с принятием соответствующих решений согласно действующего законодательства.
Таким образом бездействие Управления по непринятию соответствующего решения заявителем не оспаривается, восстановление нарушенных прав с названным решением не связывается.
В силу ст. 49, 268 АПК РФ, апелляционный суд повторно рассматривает дело в пределах требований, заявленных Обществом в суде первой инстанции, приходит к выводу о правильном выборе судом области способа восстановления прав заявителя в виде обязанности ТУ Росимущества в Белгородской области совершить действия по рассмотрению обращения Общества.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 по делу N А08-4996/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) и ООО "Белгород Дьюти Фри" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2014 ПО ДЕЛУ N А08-4996/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N А08-4996/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области): Ефимова Н.И. по доверенности ОК-02/3188 от 31.12.2013 г.
от ООО "Белгород Дьюти Фри": Кириченко В.А. по доверенности б/н от 30.12.2013 г.; Борушевский А.С. по доверенности б/н от 01.06.2013 г.,
от Федеральной таможенной службы Центрального таможенного управления Белгородской таможни: Бастрыгин С.М. по доверенности N 03-50/75 от 20.08.2013 г.,
от Федерального агентства по управлению Государственным имуществом (Росимущество): Ефимова Н.И., согласно поручению,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) и ООО "Белгород Дьюти Фри" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 по делу N А08-4996/2013 (судья Белоусова В.И.) по заявлению ООО "Белгород Дьюти Фри" (ИНН 7713504620, ОГРН 103773982188) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) (ИНН 3123198660, ОГРН 1093123008241) о признании незаконным бездействия, третьи лица: Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Белгородская таможня, Федеральное агентство по управлению Государственным имуществом (Росимущество),
установил:
ООО "Белгород Дьюти Фри" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к ТУ Росимущества в Белгородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном не рассмотрении обращения Общества об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43 033 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также о разделе вышеуказанного земельного участка на два земельных участка площадью 42 263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства вышеуказанного объекта. Кроме того, заявитель просил понудить ответчика совершить действия по утверждению ООО "Белгород Дьюти Фри" акта выбора спорного земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43 033 кв. м, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также о разделе вышеуказанного земельного участка на два земельных участка площадью 42 263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды для строительства вышеуказанного объекта с принятием соответствующих решений (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт, в связи со следующим:
- - обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" в адрес ТУ Росимущества в Белгородской области об утверждении Акта выбора земельного участка, а также о его разделе на два участка 42 263 кв. м и 770 кв. м, с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства объекта, не поступало;
- - ТУ Росимущества в Белгородской области неоднократно разъясняло Обществу о невозможности утверждения акта выбора земельного участка в связи с наличием на земельном участке самовольно выстроенного Обществом объекта недвижимости в устной форме;
- - на момент обращения Общества в Арбитражном суде Белгородской области рассматривалось дело А08-7348/2012 по иску ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" к ООО "Дьюти Фри Маркет" о сносе самовольной постройки;
- - принимая решение о незаконности бездействия ТУ Росимущества в Белгородской области, суд первой инстанции не учел тот факт, что еще до момента обращения (09.07.2012) Обществом уже был построен и введен в эксплуатацию магазин беспошлинной торговли, что подтверждается кадастровым паспортом от 13.06.2012.
ООО "Белгород Дьюти Фри" также обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило изменить решение суда в части понуждения ТУ Росимущества в Белгородской области исполнить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Белгород Дьюти Фри", касающихся совершения заинтересованным лицом определенных действий.
Представители ООО "Белгород Дьюти Фри" и ТУ Росимущества в Белгородской области в судебном заседании апелляционного суда поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Земельный участок категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для строительства автомобильного пункта пропуска "Шебекино", площадью 43 033 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", кадастровый номер: 31:17:190800269 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Белгородской таможне на основании Распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области N 108-р от 15.04.2010 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 31-АБ N 887787, выданным 29.04.2010 г.
Письмом от 15.06.2011 N 01-41/28082 ФТС России сообщило о том, что не возражает против осуществления мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по размежеванию спорного земельного участка.
Белгородская таможня обратилась к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением от 27.06.2011 N 53-17/12247 о согласовании и ходатайстве перед Федеральным агентством по управлению государственным имуществом о разрешении размежевания земельного участка общей площадью 43033 кв. м с кадастровым номером 31:17:1908002:69.
Белгородская таможня 30.08.2011 обратилась в Центральное таможенное управление с заявлением N 53-16/18777 о согласовании вопроса о прекращении за Белгородской таможней права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 770 кв. м.
Письмом от 14.10.2011 г. N 01-41/49755 ФТС России согласовала отказ Белгородской таможни ЦТУ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 770,0 кв. м, образованный в результате размежевания земельного участка общей площадью 43 033,0 кв. м с кадастровым номером 31:17:1908002:69.
06.12.2011 г. Общество обратилось к Генеральному директору ООО "Белгородземпроект" с заявлением о выполнении акта выбора земельного участка под строительство магазина беспошлинной торговли, расположенного по адресу: многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино", Белгородская область, Шебекинский район.
20.12.2011 г. комиссией в составе председателя комитета строительства, транспорта и ЖКХ администрации Шебекинского района, начальника отдела архитектуры и градостроительства, архитектора администрации района, председателя комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района, заместителя начальника управления культуры Белгородской области, главного инженера филиала "Шебекинского объединения по эксплуатации газового хозяйства" ОАО "Белгородоблгаз", начальника Шебекинских районных электрических сетей, начальника цеха комплексного технического развития электросвязи Шебекинского района Белгородского филиала ОАО "Центр Телеком", начальника Шебекинского МУП городское ВКХ, начальника Белгородской таможни, генерального директора ООО "Белгород Дьюти Фри" составлен акт о выборе земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли по адресу: многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Шебекино" Шебекинского района Белгородской области. Согласно данного акта комиссия пришла к заключению, что земельный участок для строительства магазина беспошлинной торговли, расположенный: МАПП "Шебекино, Шебекинского района Белгородской области отвечает природно-экологическим, архитектурно-планировочным требованиям. Необходимо: проведение проектно-изыскательских работ, проектирование мероприятий, исключающих возможность вредного воздействия объекта на окружающую среду, формирование земельного участка; оформление предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Согласно заключению Управления культуры Белгородской области N 4 от 13.01.2012 г. о результатах предварительного археологического обследования земельного участка, предназначенного для строительства магазина беспошлинной торговли в Шебекинском районе, многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино" Управление согласовывает строительство беспошлинной торговли в Шебекинском районе, многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино".
Согласно геологическому заключению Отдела геологии и лицензирования по Белгородской области Департамента по недропользованию по ЦФО Федерального агентства по недропользованию МПР РФ N 7 от 31.01.2012 г. спорный земельный участок расположен за пределами известных месторождений полезных ископаемых, запасы минерального сырья которых учтены в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации (заключение действительно в течение одного года).
06.02.2012 г. Общество обратилось в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением N 11/02 о согласовании земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, многосторонний пункт пропуска "Шебекино" и разрешении размежевания земельного участка с общей площадью 43033 кв. м с кадастровым номером 31:17:19 08 002:69.
13.02.2012 г. ответчик направил в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом пакет документов по разделению земельного участка площадью 43033 кв. м, кадастровый номер 31:17:1908002:69, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", предоставленному на праве постоянного (бессрочного) пользования Белгородской таможне.
06.06.2012 Росимущество в письме N ПП-10/18896 сообщило ТУ Росимущества в Белгородской области о том, что рассмотрение обращение Общества возможно после представления документов, указанных в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
27.06.2012 г. ответчик направил в адрес Общества письмо N ОК-02/1443, в котором сообщил о том, что обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" о предварительном согласовании места размещения магазина беспошлинной торговли и разделе земельного участка, а также о принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м с целью предоставления Обществу земельного участка площадью 770 кв. м направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В том же письме сообщалось о том, что комплект документов возвращен для устранения неточностей и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
09.07.2012 г. Общество обратилось в адрес ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением N 411/07 о рассмотрении вопроса о разделении земельного участка площадью 43033 кв. м, кадастровый номер 31:17:1908002:69, об утверждении акта выборки земельного участка площадью 770 кв. м и принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м с дальнейшим предоставлением земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли с предварительным согласованием места размещения объекта на условиях аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" с приложением пакета документов в соответствии с требованиями, изложенными в письме Росимущества N ПП-10/16812 от 17.06.2010 г.
09.08.2012 г. в дополнение к указанному выше письму Общество направило следующие документы: 1. Письмо Администрации Шебекинского района N 23 от 08.08.2012; 2. Генеральный план пункта пропуска "Шебекино"; 3. Письмо ООО "Белгородземпроект" N 10-1/556 от 03.08.2012; 4. Письмо Управления Роспотребнадзора по Белгородской области N 1005 от 07.08.2012 г.; 5. Схема расположения земельного участка на МАПП "Шебекино".
27.09.2012 Росимущество направило в адрес Общества письмо N ПП-10/42234, в котором сообщило о том, что ТУ Росимущества в Белгородской области дано поручение рассмотреть обращение ООО "Белгород Дьюти Фри" при условии соответствия представленных документов действующему законодательству и наличия оснований принять решения и дать ответ заявителю.
05.09.2012 года в адрес ответчика поступило заявление ЗАО "КАПО Дьюти Фри" об осуществлении Управлением мероприятий по формированию земельного участка площадью 770 кв. м; в случае отсутствия других претендентов заявитель просил направить в органы местного самоуправления обращения о подготовке акта выбора земельного участка, а также сообщить о сроках проведения тендера и об официальных источниках опубликования тендерной документации.
Согласно акта от 08.10.2012 г. о результатах выездной проверки фактического использования федерального земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", на котором осуществляется строительство нового комплекса объектов автомобильного пункта пропуска "Шебекино" в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации, а также визуальной проверки расположения на данном земельном участке объектов недвижимого имущества, утвержденного ответчиком, на проверяемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества автомобильного пункта пропуска "Шебекино" в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации", а также нежилое здание магазина беспошлинной торговли.
Из акта также следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли препятствует наличие строения, подпадающего под признаки самовольной постройки, установленные статьей 222 ГК РФ.
Полагая бездействие ответчика по не рассмотрению обращения об утверждении акта выбора земельного участка для строительства магазина беспошлинной торговли незаконным, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии ТУ Росимущества в Белгородской области, выразившемся в длительном не рассмотрении обращения ООО "Белгород Дьюти Фри" об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется только с торгов.
Таким образом, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьи 30 и 31 ЗК РФ не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений по обеспечению выбора земельного участка органом местного самоуправления, поэтому в силу п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации по аналогии закона подлежит применению Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
В пунктах 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 43 033 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", кадастровый номер: 31:17:190800269, имеет категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. На данном земельном участке располагается многосторонний автомобильный пункт пропуска "Шебекино" через государственную границу РФ.
Судом установлено, что ООО "Белгород Дьюти Фри" с целью построить магазин беспошлинной торговли обратился 06.02.2012 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области с заявлением о предварительном согласовании земельного участка.
Письмом ТУ Росимущества N ОК-02/1443 от 22.06.2012 ООО "Белгород Дьюти Фри" было уведомлено о необходимости доработки ранее представленного пакета документов.
ООО "Белгород Дьюти Фри" 09.07.2012 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом был направлен пакет документов, а также заявление о разделении земельного участка площадью 43 033 кв. м, кадастровый номер: 31:17:190800269, утверждении акта выборки земельного участка площадью 770 кв. м и принятии решения об образовании двух земельных участков площадью 42263 кв. м и 770 кв. м.
Исходя из заявленных ООО "Белгород Дьюти Фри" в суд первой инстанции требований, а также представленного в суд апелляционной инстанции дополнения к возражению на апелляционную жалобу, следует, что ООО "Белгород Дьюти Фри" оспорено не рассмотрение ТУ Росимущества в Белгородской области заявления Общества от 09.07.2012.
Как следует из материалов дела, решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта либо решение об отказе в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта принято не было.
Письмом ПП-10/42234 от 27.09.2012 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило ООО "Белгород Дьюти Фри", что поручение по рассмотрению заявления Общества от 09.07.2012 и принятию по нему решения дано ТУ Росимущества в Белгородской области.
Судом установлено и признается Управлением, что решения по результатам рассмотрения заявления Общества от 09.07.2012 в установленный срок не принималось.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Административные отношения, связанные с действиями Агентства и его территориальных управлений по реализации права на приобретение земельных участков, регулируются Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 года N 622.
Согласно п. 2.2 Административного регламента, государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.3. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III Административного регламента, а также в случаях, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе.
Согласно п. 3.1 Административного регламента, организация предоставления государственной услуги Росимуществом включает в себя следующие административные процедуры:
- - рассмотрение заявления, поступившего в том числе и в электронной форме, о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности заявителя здания, строения, сооружения;
- - запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить;
- - принятие решения о предоставлении государственной услуги Росимуществом либо принятие решения о даче поручения в территориальный орган Росимущества;
- - принятие распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка;
- - подготовка договора купли-продажи;
- - выдача заявителю документов.
Исходя из приведенных норм Административного регламента, Агентство может принять решение о предоставлении государственной услуги либо о даче соответствующего поручения в территориальный орган.
Исходя из этого, а также с учетом фактически сложившихся отношений, рассмотрение заявлений о приобретении прав на земельные участки в аренду или собственность представляет собой последовательное и неразрывное взаимодействие Территориального управления и Федерального агентства, без осуществления которого принятие решения невозможно.
Доводы ТУ Росимущества в Белгородской области о том, что письменного обращения непосредственно в теруправление не поступало, апелляционной инстанцией отклоняются.
Не направление ООО "Белгород Дьюти Фри" ответа на заявление от 09.07.2012 свидетельствует о бездействии ТУ Росимущества в Белгородской области, поскольку вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Указанная правовая позиция суда согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление ФАС ЦО от 09.09.2011 по делу N А09-8567/2010).
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в т.ч. указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Исходя из предмета заявленных требований, способом восстановления нарушенных ООО "Белгород Дьюти Фри" прав является обязанность ТУ Росимущества в Белгородской области принять решение об утверждении акта выбора земельного участка с целью предоставления испрашиваемого земельного участка на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри".
Вместе с тем, избрав такой способ восстановления прав заявителя, суд первой инстанции фактически подменил бы своим решением полномочия ТУ Росимущества в Белгородской области Федерального агентства по управлению государственным имуществом по принятию решения об утверждении акта выбора земельного участка.
Из позиции ООО "Белгород Дьюти Фри", изложенной в судебном заседании апелляционного суда следует, что в качестве способа восстановления нарушенным прав Общество просит ТУ Росимущества в Белгородской области совершить действия по рассмотрению обращения ООО "Белгород Дьюти Фри" об утверждении акта выбора земельного участка площадью 770 кв. м для строительства магазина беспошлинной торговли из земельного участка с кадастровым номером 31:17:1908002:69, площадью 43033 кв. м расположенного по адресу: Белгородская область, Шебекинский район, в границах земель ЗАО "Заря", находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Белгородской таможне, а также по разделу вышеуказанного земельного участка на два земельных участка 42 263 кв. м и 770 кв. м, с целью предоставления земельного участка площадью 770 кв. м на правах аренды ООО "Белгород Дьюти Фри" для строительства вышеуказанного объекта с принятием соответствующих решений согласно действующего законодательства.
Таким образом бездействие Управления по непринятию соответствующего решения заявителем не оспаривается, восстановление нарушенных прав с названным решением не связывается.
В силу ст. 49, 268 АПК РФ, апелляционный суд повторно рассматривает дело в пределах требований, заявленных Обществом в суде первой инстанции, приходит к выводу о правильном выборе судом области способа восстановления прав заявителя в виде обязанности ТУ Росимущества в Белгородской области совершить действия по рассмотрению обращения Общества.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.11.2013 по делу N А08-4996/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области) и ООО "Белгород Дьюти Фри" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)