Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2015 N Ф09-2753/15 ПО ДЕЛУ N А60-33414/2014

Требование: О признании незаконными действий уполномоченных органов, об обязании исключить из кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственник участка считал, что кадастровая стоимость участка определена неверно, незаконно утвержден акт определения кадастровой стоимости и внесены сведения в кадастр.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. N Ф09-2753/15

Дело N А60-33414/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 по делу N А60-33414/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Кадастровой палаты - Фонарева Е.А. (доверенность от 13.03.2015 N 60);
- индивидуального предпринимателя Трифанова Д.А. - Терехова Е.А. (доверенность от 17.07.2014), Матвеева М.Ю. (доверенность от 17.07.2014).

Предприниматель Трифанов Дмитрий Александрович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением
- - о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) по утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011 N 66:06.4503001 и по внесению в государственный земельный кадастр, а впоследствии и в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории (земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения), площадью 58000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановичским районом, с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46 202 800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 796 руб. 60 коп.;
- - о признании незаконными действий Кадастровой палаты по внесению в государственный земельный кадастр, а впоследствии в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 58000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановичским районом, с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46202800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 796 руб. 60 коп.; обязании Кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58000 кв. м с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46202800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 706 руб. 60 коп. за кв. м (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.10.2014 (судья Смагин К.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда отменено, заявление удовлетворено в части признания незаконными действий Управления Росреестра по утверждению акта от 02.08.2011 определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4503001:52; действий Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 46 202 800 руб.; обязании Кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58 000 кв. м с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46 202 800 рублей.
В кассационной жалобе Кадастровая палата просит указанный судебный акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что вывод суда о том, что его действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконны, является необоснованным, поскольку на Кадастровую палату в силу ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возложена обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в случае передачи ему сведений в порядке информационного взаимодействия в соответствии с актом органа, уполномоченного на утверждение результатов государственной кадастровой оценки, принятие решения о приостановлении, отказе в осуществлении ГКУ при внесении сведений о кадастровой стоимости на основании актов определения кадастровой стоимости, утвержденных и внесенных в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, Законом не предусмотрено. Функции по государственной кадастровой оценке земель и полномочия по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, возложены на Управление Росреестра.
Кадастровая палата указывает, что на дату составления акта определения кадастровой стоимости от 02.08.2011 она не являлась органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и не была наделена полномочиями по определению государственной кадастровой оценке. Судом не указана норма материального права, в силу которой Кадастровая палата вправе отказать во внесений изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка. Незаконность действий по утверждению Управлением Росреестра акта определения кадастровой стоимости от 02.08.2011 не свидетельствует о незаконности действий по внесению таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Трифанов Д.А. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Трифанов Д.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4503001:52 общей площадью 58 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановичским районом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 66:06:4503001:52 поставлен на государственный кадастровый учет 03.02.2004 со следующими характеристиками: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 58000 кв. м.
В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 13.07.2011 N 1248-РП и на основании заявления 66/401/11-20648 Кадастровой палаты от 02.08.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:06:4503001:52, указаны категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, а также вид разрешенного использования - строительство автомобильного комплекса.
В связи с изменением характеристик земельного участка, Управлением Росреестра определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 02.08.2011 в размере 46 202 800 руб., исходя из кадастровой стоимости одного квадратного метра в размере 796 руб. 60 коп., утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011.
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.08.2014, кадастровой справкой.
Заявитель полагая, что ответчики неверно определили кадастровую стоимость земельного участка, незаконно утвердили акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011 и внесли сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, обратился в суд с настоящими требованиями.

Также суд пришел к выводу о пропуске заявителем предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока обращения в суд, который, по мнению суда, следует исчислять с 02.08.2011 - даты утверждения акта определения кадастровой стоимости.
Отменяя решение суда первой инстанции, и частично удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
В соответствии с п. 1.2. Методических указаний они применяются в случаях образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2. Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (п. 1.3. Методических указаний).
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 06.07.2005 N 539-ПП.
Суд установив, что спорный земельный участок, имеющий разрешенное использование - строительство автомобильного комплекса - отнесен к 3 группе видов разрешенного использования, поскольку третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог, не вошел в состав объектов кадастровой оценки, пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 2.1.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой оценки земель промышленности к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности в данном случае действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что для расчета кадастровой стоимости земельных участков предпринимателя в соответствии с требованиями Методических указаний необходимо утвержденное уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области среднее для Белоярского городского округа значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы, которое в настоящее время отсутствует, постановлением Правительства Свердловской области от 06.07.2005 N 539-ПП соответствующие средние удельные показатели не были утверждены и не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельных участков предпринимателя Трифанова Д.А. в соответствии с Методическими указаниями, в том числе и по состоянию на момент совершения оспариваемых действий, иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено, исходя из того, что применение указанного судом первой инстанции порядка определения экономических характеристик земельных участков является неправомерным, не основанным на законе, а, соответственно, не отвечает установленным нормативам, что может привести к нарушению прав заявителя, а также возложению на него дополнительных (не установленных) обязанностей в виде уплаты налога на землю в большем размере, чем требуется, апелляционный суд правомерно отменил решение арбитражного суда и частично удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что срок на обращение в арбитражный суд надлежит исчислять не с момента, когда предприниматель узнал размер кадастровой стоимости земельного участка, а с того момента, когда до сведения заявителя были доведены основания и дата внесения экономических характеристик в государственный земельный кадастр (кадастровая справка от 21.07.2014), правильно признал необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обращение в арбитражный суд.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия Управления Росреестра по утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного, а также действия Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной ненадлежащим образом, не соответствуют указанным положениям закона, нарушают права и законные интересы заявителя, частично удовлетворив заявленные требования.
Довод Кадастровой палаты о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93, которым федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 по делу N А60-33414/2014 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)