Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шагалиева Д.Б., Шагалиевой Л.У. об оспаривании нормативного правового акта
Ш.Б. и Ш.Л. обратились в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части указания в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:01:02:155:0006 в размере 100 370 600 рублей и обязать Правительство Самарской области внести изменения, указав кадастровую стоимость в 16 500 000 рублей.
Свои требования заявители обосновывают тем, что являются долевыми собственниками земельного участка, площадью 20000,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 63:09:01 02 155:0006.
В 2008 г. постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 была утверждена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, принадлежавшего заявителям в сумме 100 370 600 руб.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Спорный участок в настоящее время имеет шесть сособственников, четыре из которых приобрели свои доли по договору купли-продажи от 08.06.2012 по рыночной стоимости. Исходя из этой рыночной стоимости стоимость 1 кв. м составляет 825 руб., соответственно рыночная стоимость спорного участка составит 16 500 000 рублей.
В соответствии с кадастровым паспортом стоимость 1 кв. м составляет 5 018,53 руб. Заявители считают, что в данном случае следует учесть, что рыночная стоимость определена в 2012 году, когда рынок недвижимости восстановился после кризиса 2008 года.
Заявители считают, что данные обстоятельства с очевидностью указывают на то, что при определении кадастровой стоимости имелись нарушения. Статья 253 ГПК РФ не запрещает суду признавать нормативный акт недействительным в части путем изменения информации, содержащейся в акте, в связи с чем, они обратились в суд с вышеуказанными требованиями. Поскольку принятие оспариваемого постановления повлекло нарушение их прав, т.к. была незаконно увеличена налогооблагаемая база по земельному налогу.
В судебном заседании представитель заявителей заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области, Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявленные требования не признали, считают, что оснований к их удовлетворению не имеется.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, считает, что требования Ш-вых удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно п.п. 1 и 10 указанных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
В соответствии с п.п. 9.6 - 9.12 названного Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия представленного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки, направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителям на праве собственности, с кадастровым номером 63:09:0102155:0006, в размере 100 370 600 рублей.
Названное постановление Правительства Самарской области было опубликовано в периодическом печатном издании газете "Волжская коммуна" в период с 11.12.2008 по 20.12.2008.
Судом было установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области производилось Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным кадастровым центром "Земля" на основании государственного контракта N 4/0 от 26.06.2007. Правопреемником ФГУП "ФКЦ "Земля" с 30.05.2012 является ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Указанные работы были выполнены во исполнение постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановления Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 61 "Об утверждении плана основных мероприятий по завершению работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Самарской области на 2007 - 2008 гг. и плана основных мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости в Самарской области на 2007 - 2011 годы".
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводились в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Данные обстоятельства подтверждаются Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, который был выполнен и утвержден ФГУП ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта N 4/0 от 26.06.2007. Отчет представлен в судебное заседание представителем Правительства Самарской области и обозревался в ходе судебного разбирательства.
Указанный отчет в соответствии с Административным регламентом, на который указано выше, являлся предметом проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) на соответствие Методическим указаниям. По результатам проверки Роснедвижимостью был составлен акт проверки данного отчета. В данном акте указано, что Отчет соответствует Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Копия указанного акта проверки представлена в материалы дела.
В силу перечисленного выше законодательства, регулирующего отношения по определению кадастровой стоимости земельных участков, усматривается, что уполномоченным органом было установлено соответствие Отчета Методическим рекомендациям. Исходя из действующего законодательства, после проверки Отчета Роснедвижимостью, результаты государственной оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.
При этом действующим законодательством не отнесено к компетенции субъекта РФ проверка Отчета на соответствие его Методическим рекомендациям.
Процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Самарской области, установленная нормативными правовыми актами РФ, была полностью соблюдена, основания не утверждать результаты такой оценки у Правительства Самарской области отсутствовали.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти субъекта, с соблюдением установленной процедуры, и официально опубликовано. При этом Правительством Самарской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель именно те, которые были согласованы Роснедвижимостью.
Доводы заявителей о недостоверности информации о земельных участках, о недостаточном изучении факторов, влияющих на стоимость земельного участка опровергаются актом Роснедвижимости, принятым по результатам проверки отчета и установившим соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. При этом суд учитывает, что Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление проверки правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, соблюдения исполнителем работ требований Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель.
Судом не могут быть приняты во внимание также доводы заявителей о превышении кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Данное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности результатов кадастровой оценки с учетом того, что редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ действует с 2010 года, тогда как оспариваемое постановление принято в 2008 году.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Правительством Самарской области своих полномочий и действующего законодательства при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, заявителями представлено не было.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования Ш-вых удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу изложенного выше, требования Ш-вых об обязании Правительства Самарской области внести изменения в оспариваемое постановление, указав кадастровую стоимость в 16 500 000 рублей, не основано на законе. Установление таким образом кадастровой стоимости противоречит перечисленному выше действующему законодательству в этой сфере.
Следует также отметить, что Конституционный суд РФ в определении от 01.03.2011 N 274-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявления Ш.Д., Ш.Л. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.03.2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2013 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Козик С.В.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шагалиева Д.Б., Шагалиевой Л.У. об оспаривании нормативного правового акта
установил:
Ш.Б. и Ш.Л. обратились в Самарский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части указания в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:01:02:155:0006 в размере 100 370 600 рублей и обязать Правительство Самарской области внести изменения, указав кадастровую стоимость в 16 500 000 рублей.
Свои требования заявители обосновывают тем, что являются долевыми собственниками земельного участка, площадью 20000,0 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 63:09:01 02 155:0006.
В 2008 г. постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 была утверждена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, принадлежавшего заявителям в сумме 100 370 600 руб.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Спорный участок в настоящее время имеет шесть сособственников, четыре из которых приобрели свои доли по договору купли-продажи от 08.06.2012 по рыночной стоимости. Исходя из этой рыночной стоимости стоимость 1 кв. м составляет 825 руб., соответственно рыночная стоимость спорного участка составит 16 500 000 рублей.
В соответствии с кадастровым паспортом стоимость 1 кв. м составляет 5 018,53 руб. Заявители считают, что в данном случае следует учесть, что рыночная стоимость определена в 2012 году, когда рынок недвижимости восстановился после кризиса 2008 года.
Заявители считают, что данные обстоятельства с очевидностью указывают на то, что при определении кадастровой стоимости имелись нарушения. Статья 253 ГПК РФ не запрещает суду признавать нормативный акт недействительным в части путем изменения информации, содержащейся в акте, в связи с чем, они обратились в суд с вышеуказанными требованиями. Поскольку принятие оспариваемого постановления повлекло нарушение их прав, т.к. была незаконно увеличена налогооблагаемая база по земельному налогу.
В судебном заседании представитель заявителей заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области, Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" заявленные требования не признали, считают, что оснований к их удовлетворению не имеется.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, считает, что требования Ш-вых удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно п.п. 1 и 10 указанных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
В соответствии с п.п. 9.6 - 9.12 названного Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия представленного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки, направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителям на праве собственности, с кадастровым номером 63:09:0102155:0006, в размере 100 370 600 рублей.
Названное постановление Правительства Самарской области было опубликовано в периодическом печатном издании газете "Волжская коммуна" в период с 11.12.2008 по 20.12.2008.
Судом было установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области производилось Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным кадастровым центром "Земля" на основании государственного контракта N 4/0 от 26.06.2007. Правопреемником ФГУП "ФКЦ "Земля" с 30.05.2012 является ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Указанные работы были выполнены во исполнение постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановления Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 61 "Об утверждении плана основных мероприятий по завершению работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Самарской области на 2007 - 2008 гг. и плана основных мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости в Самарской области на 2007 - 2011 годы".
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводились в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Данные обстоятельства подтверждаются Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, который был выполнен и утвержден ФГУП ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта N 4/0 от 26.06.2007. Отчет представлен в судебное заседание представителем Правительства Самарской области и обозревался в ходе судебного разбирательства.
Указанный отчет в соответствии с Административным регламентом, на который указано выше, являлся предметом проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) на соответствие Методическим указаниям. По результатам проверки Роснедвижимостью был составлен акт проверки данного отчета. В данном акте указано, что Отчет соответствует Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Копия указанного акта проверки представлена в материалы дела.
В силу перечисленного выше законодательства, регулирующего отношения по определению кадастровой стоимости земельных участков, усматривается, что уполномоченным органом было установлено соответствие Отчета Методическим рекомендациям. Исходя из действующего законодательства, после проверки Отчета Роснедвижимостью, результаты государственной оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.
При этом действующим законодательством не отнесено к компетенции субъекта РФ проверка Отчета на соответствие его Методическим рекомендациям.
Процедура проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Самарской области, установленная нормативными правовыми актами РФ, была полностью соблюдена, основания не утверждать результаты такой оценки у Правительства Самарской области отсутствовали.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти субъекта, с соблюдением установленной процедуры, и официально опубликовано. При этом Правительством Самарской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель именно те, которые были согласованы Роснедвижимостью.
Доводы заявителей о недостоверности информации о земельных участках, о недостаточном изучении факторов, влияющих на стоимость земельного участка опровергаются актом Роснедвижимости, принятым по результатам проверки отчета и установившим соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. При этом суд учитывает, что Роснедвижимость является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление проверки правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, соблюдения исполнителем работ требований Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель.
Судом не могут быть приняты во внимание также доводы заявителей о превышении кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Данное обстоятельство не свидетельствует о недостоверности результатов кадастровой оценки с учетом того, что редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ действует с 2010 года, тогда как оспариваемое постановление принято в 2008 году.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Правительством Самарской области своих полномочий и действующего законодательства при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, заявителями представлено не было.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования Ш-вых удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу изложенного выше, требования Ш-вых об обязании Правительства Самарской области внести изменения в оспариваемое постановление, указав кадастровую стоимость в 16 500 000 рублей, не основано на законе. Установление таким образом кадастровой стоимости противоречит перечисленному выше действующему законодательству в этой сфере.
Следует также отметить, что Конституционный суд РФ в определении от 01.03.2011 N 274-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Ш.Д., Ш.Л. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в Приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102155:0006 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца.
Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)