Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 44Г-1473/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 44г-1473/2014

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации, поступившую в краевой суд 23 апреля 2014 года, на заочное решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 апреля 2014 года по делу по заявлению М. об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,

установил:

М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
В обоснование требований заявитель указала, что ей на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: футбольное поле площадью <...> кв. м и футбольное поле площадью <...> кв. м, расположенные по адресу: <...>. Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, который является собственностью Российской Федерации. Кроме того, указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Войсковой части N <...>. <...> ею было подано заявление о выкупе земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м, находящегося в федеральной собственности, представлены все необходимые документы. Письмом <...> Территориальное управление сообщило М. о необходимости предоставления информации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Войсковой части N <...> на земельный участок с кадастровым номером <...>, после чего повторно направить весь пакет документов в Территориальное управление. Однако заявитель полагает, что предоставление с заявлением о выкупе земельного участка информации о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Войсковой части N <...> является правом, а не обязанностью заявителя, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим заявлением.
Заочным решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2014 года заявление М. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 апреля 2014 года заочное решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить указанные судебные постановления, дело направить на новое рассмотрение, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права.
25 апреля 2014 года судьей Краснодарского краевого суда дело истребовано в суд кассационной инстанции. 21 мая 2014 года дело поступило в краевой суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего спора не было допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от <...> за < Ф.И.О. >1 признано право собственности на нежилое сооружение - футбольное поле литер <...> площадью застройки <...> кв. м и на нежилое сооружение - футбольное поле литер <...> площадью застройки <...> кв. м, находящиеся по адресу: <...>. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <...> М. на основании договора дарения от <...> является собственником футбольного поля общей площадью <...> кв. м литер <...> и футбольного поля общей площадью <...> кв. м литер <...>, расположенных по адресу: <...>.
М. обратилась с заявлением в ТУ Росимущества в Краснодарском крае о предоставлении за плату земельного участка, находящегося под объектом недвижимости: футбольное поле литер <...>, условный номер <...> площадью <...> кв. м <...> М. дополнительно направила в Территориальное управление копию кадастрового плана территории, копию уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, копию письма департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар.
Письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар <...> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по <...> < Ф.И.О. >1 было отказано, поскольку часть земельного участка площадью <...> кв. м принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования в/ч <...>, вид разрешенного использования земельного участка - военный объект. Также поскольку земельный участок, предоставленный в/ч <...>, является землями Российской Федерации - Министерства обороны, необходимо представить поручение Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю МО г. Краснодар о формировании земельного участка.
При этом в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером (условным номером) <...> и земельный участок с кадастровым номером (условным номером) <...>, расположенные по адресу: <...>.
Письмом <...> Территориальное управление сообщило М., что необходимо предоставить информацию о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в/ч N <...> на земельный участок с кадастровым номером <...>, после чего повторно обратиться в Территориальное управление с пакетом документов, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития России <...>.
Суд первой инстанции правильно признал незаконными действия Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды.
Граждане, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном ст. 29 ЗК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, собственник расположенного на земельном участке объекта недвижимости имеет исключительное право требовать продажи земельного участка, занятого этой недвижимостью, так как именно ему принадлежит выбор титула права на этот земельный участок (собственность или аренда).
Пунктом 3 ст. 28 ЗК РФ установлено, что собственники объектов недвижимого имущества, которые не являются самовольными постройками, и расположенные на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По правилу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность (выкупе) гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность осуществляется за плату.
Статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при продаже земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ, стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном п. 2, 3 указанной статьи.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и подведомственные им организации, участвующие в предоставлении публичных услуг, осуществляют взаимодействие с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, в том числе и информационный обмен. При этом органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления подобных документов и информации.
Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. То есть размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 2 данного Приказа документы, указанные в п. 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня (копия свидетельства о государственной регистрации, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый паспорт участка), не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе представить их вместе с соответствующим заявлением.
Земельным законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений прав юридических и физических лиц - собственников объектов недвижимости на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Орган, осуществляющий полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, не вправе по собственному усмотрению ограничивать права землепользователей, которым на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, на оформление титула прав на земельные участки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что предоставление М. документов, подтверждающих прекращение в отношении земельных участков права постоянного (бессрочного) пользования Войсковой частью N <...>, является ее правом, но не обязанностью, и признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в части не предоставления в собственность М. спорного земельного участка, расположенного по ул. им. Талалихина в г. Краснодаре.
Доводы кассационной жалобы исследовались судебными инстанциями. При этом доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судебными инстанциями доказательств и иное толкование действующего законодательства.
Нарушений закона судами при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,

определил:

В передаче кассационной жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25 февраля 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 апреля 2014 года по делу по заявлению М. об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.

Судья
И.Г.КОРНЫЛЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)