Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 N 05АП-16026/2014 ПО ДЕЛУ N А51-18619/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. N 05АП-16026/2014

Дело N А51-18619/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 19 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-16026/2014
на решение от 13.11.2014
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-18619/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2723020115, ОГРН 1072723005079),
о признании незаконным решения,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель Фрейдун В.А. по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4333 сроком действия до 31.12.2015; представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4339 сроком действия до 31.12.2015,
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Мешкова Е.Ю. по доверенности от 12.01.2015 N 03-3, сроком по 31.12.2015;
- от ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России: представитель Фадеев Е.А. по доверенности N 68 от 05.11.2014 сроком действия на один год;

- установил:

Администрация города Владивостока (далее по тексту - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - управление, Росреестр, государственный регистратор, регистрирующий орган) от 24.03.2014 N 01/011/2014-160 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050034:1278, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 41; площадь 3351 кв. м; местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Полетаева, 23. В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать управление зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Определением суда от 01.09.2014 к участию в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - третье лицо, ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России).
Решением от 13.11.2014 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Указывает, что из системного анализа Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) и Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 423-ФЗ) следует, что законодательно установлена ускоренная упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права. При этом единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное в порядке Закона N 423-ФЗ имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Учитывая, что на государственную регистрацию был представлен приказ заместителя Министра обороны РФ от 19.03.2013 N 146, в котором был указан спорный земельный участок, администрация считает, что у Росреестра отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия оспариваемого решения.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Регистрирующий орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Третье лицо по существу заявленных требований пояснило, что заместителем Министра обороны РФ в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с порядком, установленным Законом N 423-ФЗ, был принят соответствующий приказ, которым в муниципальную собственность города Владивостока был передан земельный участок военного городка N 41. Данный приказ, несмотря на внесение в него изменений, является актуальным в отношении спорного земельного участка.
В судебном заседании 12.02.2015 управлением на основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) было заявлено ходатайство об истребовании у третьего лица сведений об актуальности приказа заместителя Минобороны РФ N 146 от 19.03.2013.
Представители администрации и ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России по заявленному ходатайству возражали.
Данное ходатайство было рассмотрено судебной коллегией и на основании статей 159, 66 АПК РФ отклонено ввиду того, что управлением не представлены доказательства принятия мер к самостоятельному получению запрашиваемых сведений в ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны России.
В судебном заседании 12.02.2015 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.02.2015, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
19 марта 2013 года заместителем Министра обороны РФ был издан приказ N 146 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Владивосток", в соответствии с которым было решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Владивосток объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, начальнику ФГКУ "ДВ ТУИО" Минобороны РФ обеспечить передачу имущества, подписание передаточного акта и направление передаточных актов в администрацию муниципального образования город Владивосток и в Росреестр.
Под пунктом 9 в приложении к названному приказу был указан земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 41, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Полетаева, в/г N 41.
Во исполнение этого же приказа между администрацией и третьим лицом был составлен и подписан передаточный акт N 164 от 02.12.2013, в соответствии с приложением N 1 к которому в собственность муниципального образования город Владивосток подлежал передаче земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 41, местонахождение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Полетаева, в/г N 41 (пункт 9 приложения N 1 передаточного акта).
В соответствии с полученным приказом от 19.03.2013 N 146 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока было издано распоряжение от 12.11.2013 N 2268 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Полетаева, 23, площадью 3351 кв. м Муниципальному образованию город Владивосток, цель предоставления: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 41.
На основании подготовленного межевого плана от 13.01.2014 было уточнено местоположение границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:050034:1278, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Полетаева, 23.
10.02.2014 заявитель в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее по тексту - УМС) обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050034:1278, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации зданий и строений военного городка N 41; площадь 3351 кв. м; местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Полетаева, 23.
В качестве правоустанавливающего документа был представлен приказ от 19.03.2013 N 146. Кроме того, было представлено письмо УМС от 07.02.2014 N 28/9-499 и передаточный акт N 164 от 02.12.2013.
Уведомлением от 25.02.2014 N 01/011/2014-160 государственный регистратор предложил заявителю представить приказ Министра обороны РФ о внесении изменений в приказ от 19.03.2013 N 146 в части уточнения описания передаваемого земельного участка. В этой связи государственная регистрация была приостановлена сроком на месяц с 25.02.2014 по 24.03.2014 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ.
По истечении срока приостановления государственной регистрации Росреестр пришел к выводу о том, что сомнения, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не устранены, поскольку представленный приказ не содержит сведений о кадастровом номере и площади передаваемого земельного участка, а документ, позволяющий точно идентифицировать земельный участок, передаваемый в собственность муниципального образования г. Владивосток, не представлен, в связи с чем сообщением от 24.03.2014 N 01/011/2014-160 отказал в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования город Владивосток в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы жалобы и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16 названного Закона предусмотрено, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, отказывая в государственной регистрации права, управление посчитало, что на государственную регистрацию представлен приказ, который не содержит сведений о площади и кадастровом номере передаваемого земельного участка, а документ, позволяющий точно идентифицировать земельный участок, не представлен.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд первой инстанции посчитал, что он соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Между тем арбитражным судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
При этом границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны (часть 3 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 названного Закона решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В силу части 2 этой же статьи указанное решение должно содержать:
1) наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество, указанное в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
2) указание воинской части (подразделения), соединения, военной образовательной организации высшего образования, иной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, военное недвижимое имущество в границах военных городков или земельных участков которых передается из федеральной собственности;
3) кадастровые номера земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случае, если проведен государственный кадастровый учет указанных земельных участков, либо в случае, если кадастровые номера не присвоены указанным земельным участкам или не проведен их государственный кадастровый учет, описание их местоположения и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо территории поселения, территории городского округа;
4) перечень объектов, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства и которые сохраняются в федеральной собственности, в случае, если в границах военного городка или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков имеются данные объекты;
5) условные номера объектов недвижимости, которые расположены на указанном в пункте 3 настоящей части земельном участке и право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при наличии данных объектов.
В силу части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)