Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Лобашова Е.В., доверенность N 01-09-737 от 27.12.2007 года,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2007 года по делу N А55-12013/2007 (судья Стенина А.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области,
к Заместителю Главы городского округа Самара - Главе администрации Железнодорожного района городского округа Самара
3-е лицо: Степанов Р.С.
о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от утверждения проекта границ земельного участка
установил:
Министерство имущественных отношений (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным действия Заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара (далее - ответчик), выразившегося в отказе от утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская, 146, площадью 7,5 кв. м.
Решением суда от 07.11.2007 года в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик бездействие не допустил, поскольку предоставил Министерству ответ в установленные нормативными актами сроки, в связи с чем, суд не усмотрел нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, ответчиком пропущен семидневный срок для направления заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, указанным в отзыве.
Представители заявители и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 27.03.2006 года ИП Степанов Р.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская, 146, под установку киоска (л.д. 16), в связи с чем, заявителем 03.05.2007 года в адрес Главы администрации Железнодорожного района городского округа Самары направлено письмо об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 07-28/3-0314 (л.д. 12).
25.05.2007 года ответчик отказал заявителю в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка под установку временного киоска - мастерскую "Ремонт обуви", указав на невозможность его установки, так как испрашиваемый земельный участок находится в зоне прохождения инженерной коммуникации (кабели связи), согласно СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п. 7.23 (л.д. 13).
Согласно пп. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. 2.5 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения заявителя подготовить и направить в Министерство, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании пп. 1.2 п. 1 указанного Постановления на орган местного самоуправления городского округа Самара - Администрацию городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 данного постановления.
Распоряжением Главы городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р, полномочия по утверждению проектов границ земельных участков делегированы заместителям Глав городского округа Самара - главам администраций районов городского округа Самара.
Согласно п. 3.1 и п. 3.3 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы Городского округа Самара от 31.05.2007 года N 435 (далее Положение), глава администрации района - должностное лицо, возглавляющее администрацию района и осуществляющее непосредственное руководство деятельностью администрации района (территориального органа Администрации городского округа Самара). Глава администрации района является заместителем Главы городского округа. В соответствии с п. 3.10.14 Положения глава администрации района утверждает проекты границ земельных участков площадью до 100 кв. м, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, в силу ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 года N 294, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации района городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по изготовлению и утверждению проектов границ земельных участков.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на распоряжение Главы администрации городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р является несостоятельной. Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Администрация городского округа Самара, которая и должна выступать ответчиком по данному делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования заявителя предъявлены к ненадлежащему ответчику. Именно по этому мотиву следовало суду первой инстанции отказать в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2007 года по делу N А55-12013/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2008 ПО ДЕЛУ N А55-12013/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2008 г. по делу N А55-12013/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Лобашова Е.В., доверенность N 01-09-737 от 27.12.2007 года,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2008 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2007 года по делу N А55-12013/2007 (судья Стенина А.В.),
принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области,
к Заместителю Главы городского округа Самара - Главе администрации Железнодорожного района городского округа Самара
3-е лицо: Степанов Р.С.
о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от утверждения проекта границ земельного участка
установил:
Министерство имущественных отношений (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным действия Заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара (далее - ответчик), выразившегося в отказе от утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская, 146, площадью 7,5 кв. м.
Решением суда от 07.11.2007 года в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик бездействие не допустил, поскольку предоставил Министерству ответ в установленные нормативными актами сроки, в связи с чем, суд не усмотрел нарушение законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, ответчиком пропущен семидневный срок для направления заключения о невозможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, указанным в отзыве.
Представители заявители и третьего лица в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 27.03.2006 года ИП Степанов Р.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская, 146, под установку киоска (л.д. 16), в связи с чем, заявителем 03.05.2007 года в адрес Главы администрации Железнодорожного района городского округа Самары направлено письмо об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении N 07-28/3-0314 (л.д. 12).
25.05.2007 года ответчик отказал заявителю в изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка под установку временного киоска - мастерскую "Ремонт обуви", указав на невозможность его установки, так как испрашиваемый земельный участок находится в зоне прохождения инженерной коммуникации (кабели связи), согласно СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п. 7.23 (л.д. 13).
Согласно пп. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно п. 2.5 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обязан в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения заявителя подготовить и направить в Министерство, с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством", определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании пп. 1.2 п. 1 указанного Постановления на орган местного самоуправления городского округа Самара - Администрацию городского округа Самара возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, за исключением случаев размещения отдельно стоящих рекламоносителей, а также случаев, установленных пунктом 1.3 данного постановления.
Распоряжением Главы городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р, полномочия по утверждению проектов границ земельных участков делегированы заместителям Глав городского округа Самара - главам администраций районов городского округа Самара.
Согласно п. 3.1 и п. 3.3 Положения "О территориальных органах Администрации городского округа Самара", утвержденного Решением Думы Городского округа Самара от 31.05.2007 года N 435 (далее Положение), глава администрации района - должностное лицо, возглавляющее администрацию района и осуществляющее непосредственное руководство деятельностью администрации района (территориального органа Администрации городского округа Самара). Глава администрации района является заместителем Главы городского округа. В соответствии с п. 3.10.14 Положения глава администрации района утверждает проекты границ земельных участков площадью до 100 кв. м, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, в силу ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 года N 294, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации района городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов по изготовлению и утверждению проектов границ земельных участков.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на распоряжение Главы администрации городского округа Самара от 11.04.2007 года N 144-р является несостоятельной. Уполномоченным органом местного самоуправления по утверждению проектов границ земельных участков площадью 100 кв. м и менее, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, является Администрация городского округа Самара, которая и должна выступать ответчиком по данному делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования заявителя предъявлены к ненадлежащему ответчику. Именно по этому мотиву следовало суду первой инстанции отказать в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2007 года по делу N А55-12013/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)