Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 г. по делу N А19-8641/2013 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэро" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
третье лицо - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271)
(суд первой инстанции - О.В.Ушакова),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: Саенко М.А. (доверенность от 30.09.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро" (ОГРН 1053812073710, ИНН 3812085356, юр. адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, 202, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд иркутской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, юр. адрес: 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, далее - учреждение, кадастровая палата):
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 в размере, равной его рыночной стоимости, определенной оценщиком в сумме 134 531 000 руб. 00 коп. с момента даты оценки - 1 января 2007 года;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 путем установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, определенной оценщиком в сумме 134 531 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 равной рыночной, в размере 134 531 000 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2007 г., с момента вступления судебного решения в законную силу. Суд первой инстанции обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, уч. 3 равной рыночной в размере 134 531 000 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2007 г., с момента вступления судебного решения в законную силу.
В обосновании суд первой инстанции указал, что истцом в материалы дела представлен отчет N 13-211 от 05.11.13 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп. Исследовав доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.07 превышает его рыночную стоимость, итоговая рыночная стоимость земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2013 г. по делу N А19-8641/2013 по исковому ООО "Аэро" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3-е лицо администрация города Иркутска, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Администрации я указывает, что 22.11.2013 г. было официально опубликовано Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", которым были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., а также определены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования. Указанное постановление Правительства Иркутской области вступило в силу 02.12.2013 г. Следовательно, на момент вынесения решения Арбитражного суда Иркутской области (тем более на момент предстоящего вступления решения суда в законную силу) были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012 г.
В соответствии с действующим законодательством может быть оспорена лишь та кадастровая стоимость, которая является действующей на момент оспаривания. Спор о рыночной стоимости земельного участка определенной на 01.01.2007 г. является спором о рыночной стоимости, утратившей свое значение на момент рассмотрения спора по существу. Отчет об оценке при таких обстоятельствах является недопустимым доказательством по делу. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г., при наличии на момент вынесения решения суда новой утвержденной и внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости на 01.01.2012 г., противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в котором закреплен принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений. При этом, одним из принципов осуществления правосудия является исполнимость решений суда. Однако, исполнить решение суда Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2013 г. в настоящее время не представляется возможным, так как кадастровая стоимость земельного участка определена на 01.01.2007 г., в то время как его стоимость пересчитана на 01.01.2012 г.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что новая кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 г. была установлена после вынесения решения судом первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.01.2014.
Истец и ответчик представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 46932 2, 672002 70 46934 6, 672002 70 46933 9.
Представитель администрации в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1053812073710, что подтверждается выпиской и ЕГРЮЛ по состоянию на 17.06.2013 г. (т. 1 л.д. 30-34).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Аэро" принадлежит на праве собственности с 08.07.10 земельный участок площадью 123500 кв. м, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3, кадастровый (или условный) номер 38.36:000002:10 (т. 1 л.д. 68).
Согласно представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.07.10 (т. 1 л.д. 71-75) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38.36:000002:10 составила 632 237 255 руб. 00 коп.
Управление Росреестра по Иркутской области в отзыве на исковое заявление 05.08.13 (т. 1 л.д. 95-96) указало, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38.36:000002:10 внесены в БД ГКН в соответствии с информацией подготовленной Управлением Роснедвижимости по Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
В указанный нормативный акт Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101 -пп" внесены изменения в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года (приложение N 1).
Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценкой земельного участка, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Иркутска обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя администрации в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 31.12.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В силу этих же положений Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.13 указано, что поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.13 сформулирована правовая позиция, согласно которой, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, обосновывая и доказывая рыночную стоимость земельного участка, истец представил в материалы дела отчет N 13-113 от 05.06.13 (т. 1 л.д. 35-88) об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 15.07.10 составляла 264 924 000 руб. 00 коп.
Администрация города Иркутска, оспаривая представленный истцом, отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, в судебном заседании 12.09.13, заявила ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы. Судом первой инстанции указанное ходатайство удовлетворено по делу назначена судебная оценочная экспертиза ее проведение поручено КПК "Мост".
В заключении экспертной организации от 10.10.13 (т. 2 л.д. 97-102) сделан вывод, что отчет N 13-113 от 05.06.13 изготовленный ЗАО "Эксперт-оценка" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка площадью 123500 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, уч. 3, кадастровый номер 38.36:000002:10 в размере 264 924 000 руб. 00 коп. по состоянию на дату оценки 15.07.10 подтверждается.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 13-211 от 05.11.13 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 37-93).
Исследовав доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.07 превышает его рыночную стоимость, итоговая рыночная стоимость земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп.
Указанные выше выводы администрацией не оспариваются. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент вынесения решения судом первой инстанции был принят новый акт (постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп, опубликовано 22.11.2013 г., вступило в силу с 02.12.2013 г., далее - постановление), которым утверждена стоимость земельного участка на 01.01.2012 г., что приводит к невозможности исполнения решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
На момент оглашения резолютивной части судебного акта (19.11.2013 г.) постановления не было опубликовано, следовательно, вынося решение в полном объеме (26.11.2013 г.) суд первой инстанции не мог руководствоваться актом, из которого он не исходил при оглашении резолютивной части.
Таким образом, на момент вынесения решение суда первой инстанции было законным и обоснованным и исполнимым. Что касается доводов о невозможности исполнения судебного акта, то данный вопрос не является предметом рассмотрения в настоящем деле, как связанный с обстоятельствами, наступившими после вынесения судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 года по делу N А19-8641/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А19-8641/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А19-8641/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 г. по делу N А19-8641/2013 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэро" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
третье лицо - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271)
(суд первой инстанции - О.В.Ушакова),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: Саенко М.А. (доверенность от 30.09.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро" (ОГРН 1053812073710, ИНН 3812085356, юр. адрес: 664075, г. Иркутск, ул. Байкальская, 202, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд иркутской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, юр. адрес: 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, далее - учреждение, кадастровая палата):
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 в размере, равной его рыночной стоимости, определенной оценщиком в сумме 134 531 000 руб. 00 коп. с момента даты оценки - 1 января 2007 года;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 путем установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, определенной оценщиком в сумме 134 531 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, площадью 123500 кв. м, расположенного в Иркутской области, г. Иркутске, Ленинском районе, ул. Розы Люксембург, уч. 3 равной рыночной, в размере 134 531 000 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2007 г., с момента вступления судебного решения в законную силу. Суд первой инстанции обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:10, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, уч. 3 равной рыночной в размере 134 531 000 руб. 00 коп. по состоянию на 01.01.2007 г., с момента вступления судебного решения в законную силу.
В обосновании суд первой инстанции указал, что истцом в материалы дела представлен отчет N 13-211 от 05.11.13 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп. Исследовав доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.07 превышает его рыночную стоимость, итоговая рыночная стоимость земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2013 г. по делу N А19-8641/2013 по исковому ООО "Аэро" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3-е лицо администрация города Иркутска, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Администрации я указывает, что 22.11.2013 г. было официально опубликовано Постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", которым были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., а также определены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования. Указанное постановление Правительства Иркутской области вступило в силу 02.12.2013 г. Следовательно, на момент вынесения решения Арбитражного суда Иркутской области (тем более на момент предстоящего вступления решения суда в законную силу) были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012 г.
В соответствии с действующим законодательством может быть оспорена лишь та кадастровая стоимость, которая является действующей на момент оспаривания. Спор о рыночной стоимости земельного участка определенной на 01.01.2007 г. является спором о рыночной стоимости, утратившей свое значение на момент рассмотрения спора по существу. Отчет об оценке при таких обстоятельствах является недопустимым доказательством по делу. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г., при наличии на момент вынесения решения суда новой утвержденной и внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости на 01.01.2012 г., противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в котором закреплен принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений. При этом, одним из принципов осуществления правосудия является исполнимость решений суда. Однако, исполнить решение суда Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2013 г. в настоящее время не представляется возможным, так как кадастровая стоимость земельного участка определена на 01.01.2007 г., в то время как его стоимость пересчитана на 01.01.2012 г.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что новая кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 г. была установлена после вынесения решения судом первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.01.2014.
Истец и ответчик представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 46932 2, 672002 70 46934 6, 672002 70 46933 9.
Представитель администрации в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Аэро" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1053812073710, что подтверждается выпиской и ЕГРЮЛ по состоянию на 17.06.2013 г. (т. 1 л.д. 30-34).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Аэро" принадлежит на праве собственности с 08.07.10 земельный участок площадью 123500 кв. м, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3, кадастровый (или условный) номер 38.36:000002:10 (т. 1 л.д. 68).
Согласно представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 21.07.10 (т. 1 л.д. 71-75) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38.36:000002:10 составила 632 237 255 руб. 00 коп.
Управление Росреестра по Иркутской области в отзыве на исковое заявление 05.08.13 (т. 1 л.д. 95-96) указало, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38.36:000002:10 внесены в БД ГКН в соответствии с информацией подготовленной Управлением Роснедвижимости по Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
В указанный нормативный акт Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N 101 -пп" внесены изменения в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Иркутской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года (приложение N 1).
Не согласившись с результатами государственной кадастровой оценкой земельного участка, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Иркутска обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя администрации в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 31.12.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В силу этих же положений Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а также Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, следует, что целью проведения государственной кадастровой оценки земель является определение кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. При проведении работ по государственной оценке во внимание принимается большое количество факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков в определенном кадастровом квартале.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92, в силу ст. 12 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.13 указано, что поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка.
При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.13 сформулирована правовая позиция, согласно которой, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, обосновывая и доказывая рыночную стоимость земельного участка, истец представил в материалы дела отчет N 13-113 от 05.06.13 (т. 1 л.д. 35-88) об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 15.07.10 составляла 264 924 000 руб. 00 коп.
Администрация города Иркутска, оспаривая представленный истцом, отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, в судебном заседании 12.09.13, заявила ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы. Судом первой инстанции указанное ходатайство удовлетворено по делу назначена судебная оценочная экспертиза ее проведение поручено КПК "Мост".
В заключении экспертной организации от 10.10.13 (т. 2 л.д. 97-102) сделан вывод, что отчет N 13-113 от 05.06.13 изготовленный ЗАО "Эксперт-оценка" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка площадью 123500 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, уч. 3, кадастровый номер 38.36:000002:10 в размере 264 924 000 руб. 00 коп. по состоянию на дату оценки 15.07.10 подтверждается.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 13-211 от 05.11.13 об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 123500 кв. м, кадастровый номер 38.36:000002:10, адрес объекта: Иркутская обл., Ленинский район, ул. Розы Люксембург, уч. 3. Согласно отчету об оценке итоговая рыночная стоимость названного земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп. (т. 2 л.д. 37-93).
Исследовав доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.07 превышает его рыночную стоимость, итоговая рыночная стоимость земельного участка на 01.01.07 составляла 134 531 000 руб. 00 коп.
Указанные выше выводы администрацией не оспариваются. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент вынесения решения судом первой инстанции был принят новый акт (постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. N 517-пп, опубликовано 22.11.2013 г., вступило в силу с 02.12.2013 г., далее - постановление), которым утверждена стоимость земельного участка на 01.01.2012 г., что приводит к невозможности исполнения решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в связи со следующим.
На момент оглашения резолютивной части судебного акта (19.11.2013 г.) постановления не было опубликовано, следовательно, вынося решение в полном объеме (26.11.2013 г.) суд первой инстанции не мог руководствоваться актом, из которого он не исходил при оглашении резолютивной части.
Таким образом, на момент вынесения решение суда первой инстанции было законным и обоснованным и исполнимым. Что касается доводов о невозможности исполнения судебного акта, то данный вопрос не является предметом рассмотрения в настоящем деле, как связанный с обстоятельствами, наступившими после вынесения судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 года по делу N А19-8641/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)