Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ф/судья Арсланалиев А.Х.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре ФИО4 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан решение Карабудахкентского районного суда РД от 11 февраля 2014 года, которым постановлено: исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске удовлетворить.
Признать действия администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан по нарушению прав и законных интересов жителей с. Гели противоправными.
Обязать администрацию МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан в срок до 01.07.2014 в черте населенного пункта запретить несанкционированные свалки строительного и бытового мусора, запретить сжигание мусора, благоустроить территорию мусоросвалки, оградить от доступа скота и бродячих животных, усилить контроль за качественной уборкой территорий, обеспечить своевременный вывоз ТБО на узаконенную мусоросвалку согласно договору и утвержденному графику; разработать и согласовать в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов" график-схему очистки территории населенного пункта с ТО Управления Роспотребнадзора в г. Каспийск.
Обязать администрацию МО "село Гели" Карабудахкентского района довести решение суда до потребителей через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., объяснение главы администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района РД ФИО6, просившего решение суда отменить, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
установил:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Каспийске (далее ТО Управления Роспотребнадзора по РД) обратилось в суд к администрации МО "село Гели" в защиту интересов неопределенного круга лиц о нарушении прав и законных интересов жителей с. Гели противоправными. В обоснование иска указал, что на основании требования прокуратуры Карабудахкентского района РД от 12.02.2013, информации и выступлений в СМИ Врио Президента РД ими была проведена внеплановая проверка санитарного состояния в населенном пункте с. Гели. В ходе проверки установлено, что инфекционная заболеваемость в Карабудахкентском районе по сравнению с аналогичным периодом 2012 года превышена по следующим нозологиям: ОКИ, ВГА, укусы животными, что вызывает опасения у населения. В с. Гели вывоз ТБО с территории производится 2 раза в неделю спецтранспортом 1 единицы. Организацией сбора и вывоза ТБО на территории занимается МО "село Гели". Участок, отведенный под полигон, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и гигиеническим требованиям, территория не ограждена, не благоустроена, отсутствуют подъездные пути. Производственный контроль не проводится, пункт радиационного контроля отсутствует. Отсутствует также проект, не представлено решение о предоставлении земельного участка для организации полигона под размещение твердых бытовых отходов, полигон не отвечает требованиям СП-2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СанПиН-2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", отсутствуют скотомогильники.
По результатам проверки, за неудовлетворительное состояние, несанкционированные свалки бытового мусора в черте населенного пункта Гели, в отношении МО "село Гели" приняты меры административного воздействия - вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе главы МО "село Гели" Д. содержится просьба об изменении решения суда от 11.02.2014, дополнив ее словами "указанные нарушения подлежат устранению при выделении ответчику администрацией МО "Карабудахкентский район" дополнительных финансовых средств на эти цели", так как в противном случае решение суда в таком виде будет неисполнимо. Считает, что для устранения указанных в решении суда нарушений требуются большие финансовые затраты, что непосильно для бюджета поселения, тем более бюджет был уже утверждении, и в нем не заложены средства на указанные цели.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не направившего своего представителя в судебное заседание и не сообщившего об уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела и оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными по делу доказательствами, выслушав мнение представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 7, 14 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.8 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные Правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трех суток, в теплое время суток - не более одних суток.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.
Как видно из акта внеплановой проверки, проведенной ТО Управления Роспотребнадзора в г. Каспийске по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, администрация МО "село Гели" на территории села Гели осуществляет деятельность по сбору и размещению твердых бытовых отходов с нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов", СП-2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО" и ГН-2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом ответчика о том, что отсутствие финансов и дефицит бюджета МО не позволяет в полной мере обеспечить на территории поселения соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Согласно ст. ст. 12 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. ст. 9, 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете МО "село Гели" денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Каспийске.
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
определил:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "село Гели" ФИО6 без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-987/2014Г.
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N 33-987/2014г.
Ф/судья Арсланалиев А.Х.
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А., судей Хираева Ш.М. и Ашурова А.И., при секретаре ФИО4 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан решение Карабудахкентского районного суда РД от 11 февраля 2014 года, которым постановлено: исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Каспийске удовлетворить.
Признать действия администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан по нарушению прав и законных интересов жителей с. Гели противоправными.
Обязать администрацию МО "село Гели" Карабудахкентского района Республики Дагестан в срок до 01.07.2014 в черте населенного пункта запретить несанкционированные свалки строительного и бытового мусора, запретить сжигание мусора, благоустроить территорию мусоросвалки, оградить от доступа скота и бродячих животных, усилить контроль за качественной уборкой территорий, обеспечить своевременный вывоз ТБО на узаконенную мусоросвалку согласно договору и утвержденному графику; разработать и согласовать в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов" график-схему очистки территории населенного пункта с ТО Управления Роспотребнадзора в г. Каспийск.
Обязать администрацию МО "село Гели" Карабудахкентского района довести решение суда до потребителей через СМИ в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Джарулаева А.К., объяснение главы администрации МО "село Гели" Карабудахкентского района РД ФИО6, просившего решение суда отменить, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
установил:
территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Каспийске (далее ТО Управления Роспотребнадзора по РД) обратилось в суд к администрации МО "село Гели" в защиту интересов неопределенного круга лиц о нарушении прав и законных интересов жителей с. Гели противоправными. В обоснование иска указал, что на основании требования прокуратуры Карабудахкентского района РД от 12.02.2013, информации и выступлений в СМИ Врио Президента РД ими была проведена внеплановая проверка санитарного состояния в населенном пункте с. Гели. В ходе проверки установлено, что инфекционная заболеваемость в Карабудахкентском районе по сравнению с аналогичным периодом 2012 года превышена по следующим нозологиям: ОКИ, ВГА, укусы животными, что вызывает опасения у населения. В с. Гели вывоз ТБО с территории производится 2 раза в неделю спецтранспортом 1 единицы. Организацией сбора и вывоза ТБО на территории занимается МО "село Гели". Участок, отведенный под полигон, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и гигиеническим требованиям, территория не ограждена, не благоустроена, отсутствуют подъездные пути. Производственный контроль не проводится, пункт радиационного контроля отсутствует. Отсутствует также проект, не представлено решение о предоставлении земельного участка для организации полигона под размещение твердых бытовых отходов, полигон не отвечает требованиям СП-2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", СанПиН-2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", отсутствуют скотомогильники.
По результатам проверки, за неудовлетворительное состояние, несанкционированные свалки бытового мусора в черте населенного пункта Гели, в отношении МО "село Гели" приняты меры административного воздействия - вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе главы МО "село Гели" Д. содержится просьба об изменении решения суда от 11.02.2014, дополнив ее словами "указанные нарушения подлежат устранению при выделении ответчику администрацией МО "Карабудахкентский район" дополнительных финансовых средств на эти цели", так как в противном случае решение суда в таком виде будет неисполнимо. Считает, что для устранения указанных в решении суда нарушений требуются большие финансовые затраты, что непосильно для бюджета поселения, тем более бюджет был уже утверждении, и в нем не заложены средства на указанные цели.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не направившего своего представителя в судебное заседание и не сообщившего об уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела и оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными по делу доказательствами, выслушав мнение представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно преамбуле к Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. ст. 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 7, 14 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и другим требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.8 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные Правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Планово-регулярная очистка должна проводиться по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждением санэпидслужбы. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Срок хранения отходов в дворовых сборниках в холодное время суток должен быть не более трех суток, в теплое время суток - не более одних суток.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Законодатель, с целью обеспечения охраны окружающей среды, обязывает, чтобы бытовые и промышленные отходы собирались, вывозились, утилизировались и перерабатывались.
Как видно из акта внеплановой проверки, проведенной ТО Управления Роспотребнадзора в г. Каспийске по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, администрация МО "село Гели" на территории села Гели осуществляет деятельность по сбору и размещению твердых бытовых отходов с нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов", СП-2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО" и ГН-2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом ответчика о том, что отсутствие финансов и дефицит бюджета МО не позволяет в полной мере обеспечить на территории поселения соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Согласно ст. ст. 12 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. ст. 9, 139 и 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсутствие в бюджете МО "село Гели" денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Каспийске.
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции по гражданским делам Верховного суда РД
определил:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "село Гели" ФИО6 без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)