Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2015 N Ф10-1879/2015 ПО ДЕЛУ N А68-9956/2014

Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, обязании осуществить регистрацию.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган мотивировал отказ тем, что процедура предоставления в аренду земельных участков была соблюдена в отношении одного земельного участка, снятого с кадастрового учета, а документы, подтверждающие соблюдение процедуры в отношении спорного участка, отсутствуют.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N Ф10-1879/2015

Дело N А68-9956/2014

Резолютивная часть объявлена 02.07.2015
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.,
при участии представителей:
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, ул. Жаворонкова, д. 2, г. Тула, 300012) - Подосенова А.А. (дов. от 24.04.2015 N 2001-21/6095),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065, ул. Сойфера, д. 20а, г. Тула, 300041) - Румянцевой М.О. (дов. от 23.12.2014 N 02/1-36/42),
от Гудкова Сергея Игоревича (г. Тула) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2015 (судья Андреева Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-9956/2014,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области, регистрирующий орган) от 04.07.2014 N 01/095/2014-585 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:020509:146 от 15.04.2014 N 14В3157 и обязании Управления Росреестра по Тульской области осуществить государственную регистрацию вышеуказанного договора аренды.
Определением суда от 10.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гудков Сергей Игоревич.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Тульской области просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Министерством требований отказать в полном объеме, указывая, что суды неправильно применили нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит решение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Министерства и Управления Росреестра по Тульской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 15.01.2008 Гудков С.И. обратился в администрацию города Тулы с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в районе п. Михалково г. Тулы.
13.10.2011 Правительством Тульской области принято распоряжение N 65-р о предоставлении Гудкову С.И. земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:020509:71, площадью 999 кв. м, расположенного по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3, в аренду на пять лет для строительства индивидуального жилого дома. Пунктом 2 данного постановления Министерство предписано осуществить необходимые действия, связанные с предоставлением Гудкову С.И. в аренду земельного участка.
Решением государственного органа кадастрового учета от 24.04.2012 сведения о земельном участке с кадастровым номером 71:30:020509:71, как временно учтенном, аннулированы из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
26.11.2013 Гудковым С.И. на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:30:020509:146, площадью 999 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3, для строительства индивидуального жилого дома (разрешенное использование: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1 - 3 этажа с приквартирным участком).
Распоряжением Правительства Тульской области от 08.04.2014 N 226-р "О внесении изменений в распоряжение правительства Тульской области от 13.10.2011 N 65-р "О предоставлении в аренду земельного участка" в пункт 1 распоряжения от 13.10.2011 N 65-р внесены следующие изменения: текст "71:30:020509:71, площадью 999 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3, в аренду на пять лет для строительства индивидуального жилого дома" заменить текстом "71:30:020509:146, площадью 999 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3, в аренду на три года для строительства отдельно стоящего индивидуального жилого дома в 1 - 3 этажа".
15.04.2014 между Министерством (арендодатель) и Гудковым С.И. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 14В3157, согласно п. 1.1. статьи 1 которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (город Тула), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:020509:146, площадью 999 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3, для строительства индивидуального жилого дома (разрешенное использование: отдельно стоящий индивидуальный жилой дом в 1 - 3 этажа с приквартирным участком).
20.05.2014 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.04.2014 N 14В3157.
Сообщением от 04.07.2014 N 01/095/2014-585 Управление отказало Министерству в государственной регистрации договора аренды на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В обоснование отказа Управление указало, что условия и процедура предоставления в аренду земельных участков была соблюдена в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020509:71 снятого с кадастрового учета, а также ввиду отсутствия документов и доказательств, подтверждающих соблюдение условий и процедуры предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:020509:146.
Считая данный отказ незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства правоотношений между Министерством и Гудковым по вопросу предоставления в аренду испрошенного последним земельного участка для строительства жилого дома, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что процедура предоставления в аренду Гудкову С.И. земельного участка с кадастровым номером 71:30:020509:146 была соблюдена, так как данный участок имеет идентичные характеристики с ранее поставленным на учет и аннулированным земельным участком 71:30:020509:71, отсутствует необходимость в ее повторном проведении, представленные для государственной регистрации правоустанавливающие документы являются действующими, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Выводы судов являются законными и обоснованными ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина. В этом случае исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления только в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Указанная процедура предоставления в аренду земельного участка Гудкову С.И. была соблюдена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений.
Таким образом, действующее законодательство требует для передачи земельного участка в аренду соблюдения процедуры его формирования с обязательным присвоением кадастрового номера и постановкой на кадастровый учет. Индивидуализирующие признаки земельного участка необходимы для идентификации земельного участка для целей его закрепления за арендатором и последующей эксплуатации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия решения о снятии участка с учета) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, предусмотрено, что в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.
Судами установлено, что распоряжением Правительства Тульской области от 13.10.2011 N 65-р Гудкову С.И. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:020509:71, сведения о котором, по истечении двух лет со дня постановки на учет, на основании части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ аннулированы и исключены из ГКН в связи с отсутствием государственной регистрации прав на земельный участок.
Распоряжением Правительства Тульской области от 08.04.2014 N 226-р внесены изменения в распоряжение от 13.10.2011 N 65-р в части указания кадастрового номера земельного участка 71:30:020509:146 (дата внесения в ГКН 26.11.2013), который является предметом договора аренды, представленного на государственную регистрацию.
С учетом изложенного исключение органом государственного кадастрового учета из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 71:30:020509:71, что повлекло снятие его с государственного кадастрового учета, не свидетельствует о прекращении его существования как объекта, предоставленного Гудкову С.И. в аренду, а также о наличии оснований для проведения процедуры предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:020509:146.
Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 7 ст. 38 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ) и определяются межеванием.
Идентичность уникальных характеристик земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет под номером 71:30:020509:71, а впоследствии был вновь поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:020509:146, подтверждается письмом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области от 30.12.2013 N 17-9840НА в ответ на обращение Министерства.
Таким образом, в распоряжении правительства Тульской области N 65-р о предоставлении Гудкову С.И. в аренду земельного участка и в заключенном договоре аренды земельного участка, за регистрацией которого обратилось Министерство, предметом аренды является один и тот же земельный участок площадью 999 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по 5-му Михалковскому проезду, 7, участок N 3.
При названных обстоятельствах обжалуемое решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации договора аренды от 04.07.2014 N 01/095/2014-585 обоснованно признано судами первой и апелляционной инстанций незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований, в том числе, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А68-9956/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)