Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" - Шишкина И.И., доверенность от 03.07.2013 г.;
- от Администрации г. Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 10.10.2013 г. N 130-01-12;
- от Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 13.01.2014 г. N 01-13/28;
- от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года по делу N А72-13131/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (ОГРН 1037300996930), г. Ульяновск,
- о признании незаконным отказа КАиГ Администрации г. Ульяновска N 01-13/3677 от 31.05.2012;
- об обязании Администрации г. Ульяновска выполнить действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл";
- заинтересованные лица:
Администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит: признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 31.05.2012 N 01-13/3677 в предоставлении земельного участка площадью 35955,0 кв. м расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство гостиничного комплекса, обязать Администрацию города Ульяновска выполнить предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 правил землепользования и застройки в городе Ульяновска действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл" о предоставлении земельного участка площадью 35955,0 кв. м, расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство гостиничного комплекса, в сроки, установленные указанными нормами, с обеспечением выбора указанного земельного участка и публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывают, что процедура резервирования испрашиваемого земельного участка была начата и требует прохождения нескольких этапов, со значительными временными и материальными затратами.
По мнению подателя жалобы, вынесенное решение в пользу заявителя нарушает права и затрагивает интересы неопределенного круга лиц и тем самым удовлетворяет лишь требования частного лица (организации).
В судебном заседании представитель Администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее - ООО "Симбирск-Ойл", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Администрацию города Ульяновска о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса на земельном участке, расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе ориентировочной площадью 35955 кв. м. Предполагаемая площадь застройки - 28 000 кв. м. Право на земельный участок -аренда.
21.03.2012 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее - Комитет) ответил, что предоставление данного земельного участка не представляется возможным, так как на участке расположены многолетние зеленые насаждения и инженерные коммуникации (самотечный коллектор).
Не согласившись с данным ответом, общество обратилось в суд, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2012 признан отказ Комитета незаконным и Администрацию г. Ульяновска, суд обязал рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 35955 кв. м южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе под размещение гостиничного комплекса в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2012 по делу N А72-5304/2012 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы - без удовлетворения.
Во исполнение решения суда от 06.09.2012 Комитет письмом от 31.05.2013 N 01-13/3677 повторно дал отказ в обеспечении выбора земельного участка ссылаясь на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены садовые участки с садовыми домиками, участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги, на участке расположены зеленые насаждения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в обеспечении выбора земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Администрация города Ульяновска и Комитет пояснила, что был дан ответ о невозможности выбора испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок входит в границы участка, в отношении которого администрацией города Ульяновска принято решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд.
Представитель административных органов пояснила, что 05.06.2013 N 01-13/3795 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено и направлено в Комитет управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 27 по ул. Орловской под строительство жилых домов со встроенными или пристроенными объектами социального коммунально-бытового назначения и обслуживания населения.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правил), утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главу города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил).
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Приведенные административными органами основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд, не принимаются судом, поскольку процедура резервирования начата после обращения общества с заявлением от 29.02.2012.
Из материалов дела следует, что заявление Общества от 28.02.2012 ранее было рассмотрено администрацией с принятием решения по существу заявления - отказ от 21.03.2012. Указанное решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией с нарушением требований закона, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А72-5304/2012.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие возможность предварительного согласования заявителю места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Заинтересованными лицами не представлено доказательств о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на спорном земельном участке.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что администрация не приняла во внимание вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу N А72-5304/2012, которым установлено, что предоставление спорного земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Обжалуемый отказ от 31.05.2013 по своей сути повторяет отказ от 21.03.2013, который был предметом рассмотрения по делу N А72-5304/2012 и был признан незаконным.
Предусмотренных законом оснований для отказа в выборе земельного участка у административного органа не имелось.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что принятое Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска решение не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Оспариваемый заявителем отказ был дан со ссылкой на то, что, по мнению Администрации, на испрашиваемом земельном участка находятся садовые участки с садовыми домиками, участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияга, на участке расположены зеленые насаждения.
Указанные обстоятельства отказа в отношении испрашиваемого земельного участка ранее уже являлись предметом исследования Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5304\\2012 и им была дана соответствующая оценка судом.
Приведенные административными органами основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд являются неосновательными, поскольку процедура резервирования начата после обращения общества с заявлением от 29.02.2012.
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, так же в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории".
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных и муниципальных нужд территорий.
Согласно ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
В материалы настоящего дела Заинтересованными лицами не было представлено доказательств соблюдения процедуры резервирования спорного земельного участка:
- в отношении территории, на которой расположен спорный участок отсутствует проект планировки и проект межевания территории. В соответствии со ст. 42 ГрК РФ именно в проекте планировке и проектах межевания территории (документации по планировке территории) предусматриваются участки, на которых в последующем размещаются объекты федерального, регионального или местного значения. Согласно ст. 42 ГрК РФ, подготовка проекта планировке территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
- Администрация и КаИГ не представили доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, представленное в материалы настоящего дела заключение о возможности резервирования земельного участка для муниципальных нужд принято администрацией без учета вступивших в законную силу судебных актов по делу N А72-5304\\2012.
Вступившим в законную силу судебными актами по делу N А72-5304\\2012 на Администрацию была возложена конкретная обязанность - рассмотреть заявление от 28.02.2012 г. в соответствии с представленными документами.
Заинтересованными лицами не представлено ни одного доказательства, которое свидетельствовало бы о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года по делу N А72-13131/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2014 N 11АП-5158/2014 ПО ДЕЛУ N А72-13131/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N А72-13131/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" - Шишкина И.И., доверенность от 03.07.2013 г.;
- от Администрации г. Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 10.10.2013 г. N 130-01-12;
- от Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска - Аладина Д.П., доверенность от 13.01.2014 г. N 01-13/28;
- от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года по делу N А72-13131/2013 (судья Тимофеев В.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (ОГРН 1037300996930), г. Ульяновск,
- о признании незаконным отказа КАиГ Администрации г. Ульяновска N 01-13/3677 от 31.05.2012;
- об обязании Администрации г. Ульяновска выполнить действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл";
- заинтересованные лица:
Администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит: признать незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 31.05.2012 N 01-13/3677 в предоставлении земельного участка площадью 35955,0 кв. м расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство гостиничного комплекса, обязать Администрацию города Ульяновска выполнить предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 правил землепользования и застройки в городе Ульяновска действия по рассмотрению заявления ООО "Симбирск-Ойл" о предоставлении земельного участка площадью 35955,0 кв. м, расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе города Ульяновска под строительство гостиничного комплекса, в сроки, установленные указанными нормами, с обеспечением выбора указанного земельного участка и публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывают, что процедура резервирования испрашиваемого земельного участка была начата и требует прохождения нескольких этапов, со значительными временными и материальными затратами.
По мнению подателя жалобы, вынесенное решение в пользу заявителя нарушает права и затрагивает интересы неопределенного круга лиц и тем самым удовлетворяет лишь требования частного лица (организации).
В судебном заседании представитель Администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск, Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее - ООО "Симбирск-Ойл", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Администрацию города Ульяновска о возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса на земельном участке, расположенном южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе ориентировочной площадью 35955 кв. м. Предполагаемая площадь застройки - 28 000 кв. м. Право на земельный участок -аренда.
21.03.2012 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее - Комитет) ответил, что предоставление данного земельного участка не представляется возможным, так как на участке расположены многолетние зеленые насаждения и инженерные коммуникации (самотечный коллектор).
Не согласившись с данным ответом, общество обратилось в суд, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2012 признан отказ Комитета незаконным и Администрацию г. Ульяновска, суд обязал рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 35955 кв. м южнее дома N 27 по ул. Орловской в Засвияжском районе под размещение гостиничного комплекса в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2012 по делу N А72-5304/2012 оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы - без удовлетворения.
Во исполнение решения суда от 06.09.2012 Комитет письмом от 31.05.2013 N 01-13/3677 повторно дал отказ в обеспечении выбора земельного участка ссылаясь на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены садовые участки с садовыми домиками, участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияги, на участке расположены зеленые насаждения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в обеспечении выбора земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Администрация города Ульяновска и Комитет пояснила, что был дан ответ о невозможности выбора испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок входит в границы участка, в отношении которого администрацией города Ульяновска принято решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд.
Представитель административных органов пояснила, что 05.06.2013 N 01-13/3795 Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подготовлено и направлено в Комитет управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее жилого дома N 27 по ул. Орловской под строительство жилых домов со встроенными или пристроенными объектами социального коммунально-бытового назначения и обслуживания населения.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению соответствующего исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правил), утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главу города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Комитет готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил).
При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Приведенные административными органами основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд, не принимаются судом, поскольку процедура резервирования начата после обращения общества с заявлением от 29.02.2012.
Из материалов дела следует, что заявление Общества от 28.02.2012 ранее было рассмотрено администрацией с принятием решения по существу заявления - отказ от 21.03.2012. Указанное решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией с нарушением требований закона, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А72-5304/2012.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие возможность предварительного согласования заявителю места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Заинтересованными лицами не представлено доказательств о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на спорном земельном участке.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что администрация не приняла во внимание вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу N А72-5304/2012, которым установлено, что предоставление спорного земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Обжалуемый отказ от 31.05.2013 по своей сути повторяет отказ от 21.03.2013, который был предметом рассмотрения по делу N А72-5304/2012 и был признан незаконным.
Предусмотренных законом оснований для отказа в выборе земельного участка у административного органа не имелось.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что принятое Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска решение не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Оспариваемый заявителем отказ был дан со ссылкой на то, что, по мнению Администрации, на испрашиваемом земельном участка находятся садовые участки с садовыми домиками, участок находится в границах водоохранной зоны реки Свияга, на участке расположены зеленые насаждения.
Указанные обстоятельства отказа в отношении испрашиваемого земельного участка ранее уже являлись предметом исследования Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5304\\2012 и им была дана соответствующая оценка судом.
Приведенные административными органами основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на решение о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд являются неосновательными, поскольку процедура резервирования начата после обращения общества с заявлением от 29.02.2012.
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, так же в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории".
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных и муниципальных нужд территорий.
Согласно ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
В материалы настоящего дела Заинтересованными лицами не было представлено доказательств соблюдения процедуры резервирования спорного земельного участка:
- в отношении территории, на которой расположен спорный участок отсутствует проект планировки и проект межевания территории. В соответствии со ст. 42 ГрК РФ именно в проекте планировке и проектах межевания территории (документации по планировке территории) предусматриваются участки, на которых в последующем размещаются объекты федерального, регионального или местного значения. Согласно ст. 42 ГрК РФ, подготовка проекта планировке территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
- Администрация и КаИГ не представили доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, представленное в материалы настоящего дела заключение о возможности резервирования земельного участка для муниципальных нужд принято администрацией без учета вступивших в законную силу судебных актов по делу N А72-5304\\2012.
Вступившим в законную силу судебными актами по делу N А72-5304\\2012 на Администрацию была возложена конкретная обязанность - рассмотреть заявление от 28.02.2012 г. в соответствии с представленными документами.
Заинтересованными лицами не представлено ни одного доказательства, которое свидетельствовало бы о невозможности предварительного согласования места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2014 года по делу N А72-13131/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)