Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2014 N 08АП-1071/2014 ПО ДЕЛУ N А70-8880/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. N 08АП-1071/2014

Дело N А70-8880/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1071/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2013 по делу N А70-8880/2013 (судья Минеев О.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ", ОГРН 1137232028735, ИНН 7204190169 (далее - ООО "ГОСТ", Общество, заявитель)
к Департаменту
о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма N 130618028/10-2 от 18.06.2013, о признании незаконным бездействия и об обязании совершить действия по завершению процедуры рассмотрения заявления о выборе земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента - Горностаев Д.А. по доверенности N 189/08-З-Д от 10.12.2013 (служебное удостоверение);
- от ООО "ГОСТ" - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ГОСТ" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в форме письма N 130618028/10-2 от 18.06.2013, а также о признании незаконным бездействия Департамента, заключающегося в ненаправлении в Администрацию города Тюмени обращения для проведения выбора земельного участка по заявлению ООО "ГОСТ" от 06.05.2013.
Кроме того, Общество просило обязать Департамент в качестве меры по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ГОСТ" от 06.05.2013 о предварительном согласовании места размещения объекта путем совершения определенных действий.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2013 требования Общества удовлетворены частично, решение об отказе в выборе земельного участка, выраженное в форме письма N 130618028/10-2 от 18.06.2013, признано недействительным, на Департамент возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ГОСТ" от 06.05.2013 о предварительном согласовании места размещения торгового объекта, для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны по адресу: г. Тюмень, на пересечении улиц Ленина и Орджоникидзе, с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что доказательств расположения испрашиваемого заявителем участка на территории общего пользования заинтересованным лицом не представлено, а также на то, что фактическое использование земельного участка неограниченным кругом лиц для прохода, проезда и стоянки автотранспорта не является обстоятельством, препятствующим предоставлению земельного участка заявителю для осуществления на нем строительства. Суд первой инстанции также отметил, что ссылки Департамента на новую редакцию Правил землепользования и застройки города Тюмени от 29.08.2013 являются недопустимыми, поскольку данная редакция в силу после вынесения оспариваемого решения, и что заявитель не обязан предоставлять в адрес Департамента информацию, подтверждающую возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, вывод о невозможности предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством, может быть сделан только после определения четких границ такого участка и после составления схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте, чего заинтересованным лицом выполнено не было.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что вхождение земельного участка в границы земель общего пользования и его использование для целей прохода пешеходов и парковки автотранспорта исключает возможность предоставления такого участка для целей строительства. По мнению заинтересованного лица, им осуществлены все необходимые и достаточные в данном случае мероприятия в рамках процедуры рассмотрения заявления о выборе земельного участка, а пересечение испрашиваемого Обществом участка и границ территории охраны объекта культурного наследия, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления ООО "ГОСТ". Кроме того, Департамент также сослался на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие возможность подключения объекта бытового обслуживания к сетям инженерно-технического обеспечения, а также на то, что нормативная территория для обслуживания планируемого к застройке объекта отсутствует, поэтому возведение Обществом на испрашиваемом земельном участке торгового объекта нарушит законные интересы собственников расположенных вблизи зданий.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, в полном объеме.
ООО "ГОСТ" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие названного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
06.05.2013 Общество обратилось к Департаменту с заявлением о выборе земельного участка площадью 922 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина - ул. Орджоникидзе, и предварительном согласовании места размещения торгового объекта, и об утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 118). К данному заявлению Обществом приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 119).
Письмом N 130618028/10-2 от 18.06.2013 Департамент сообщил заявителю о том, что 28.05.2013 совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения торгового объекта, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования и точечное строительство на территории города Тюмени запрещено Правилами землепользования и застройки города Тюмени (л.д. 34).
Полагая, что данное решение Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права ООО "ГОСТ", последнее обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
28.11.2013 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Обществом оспаривается законность решения Департамента, принятого по заявлению ООО "ГОСТ", об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно части 2 той же статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков, указанных в абзаце первом части 1 статьи 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", включая подготовку (изготовление) схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполнение кадастровых работ, а также принятие мер по освобождению их от прав третьих лиц.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение о порядке принятия решения).
Пунктом 1.2 Положения о порядке принятия решения предусмотрено, что принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных данным Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии.
В соответствии с разделом 8 Положения о порядке принятия решения лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, подает в Департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе. К заявлению прилагаются, в том числе, схематическое описание предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка.
В заявлении должны быть указаны сведения, предусмотренные в части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 8.11 Положения о порядке принятия решения закреплена обязанность Департамента при отсутствии оснований для отказа в приеме документов обеспечить выбор земельного участка.
На основании пункта 8.13 Положения о порядке принятия решения решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом в случаях, если строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории; а также в случае, если предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
При этом из оспариваемого решения, изложенного в письме N 130618028/10-2 от 18.06.2013, следует, что основаниями для отказа послужили следующие обстоятельства:
- - испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования;
- - точечное строительство на территории города Тюмени запрещено Правилами землепользования и застройки города Тюмени (л.д. 34).
Между тем, согласно заявлению от 06.05.2013 Обществом испрашивается земельный участок в территориальной зоне градостроительного зонирования ОД-1 - общественно-деловая зона историко-культурного центра города, которая в соответствии со статьей 58 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 N 154, выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром видов их использования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны представляют собой зоны, для которых, в правилах землепользования и застройки разделены границы и установлены градостроительные регламенты.
При этом в силу положений пункта 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Пунктом 2 статьи 7 Правил землепользования и застройки г. Тюмени также предусмотрено, что действие градостроительного регламента, установленного данными Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования города Тюмени.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расположение земельного участка в территориальной зоне ОД-1 (общественно-деловая зона) исключает возможное расположение того же участка в границах территорий общего пользования.
При этом фактическое использование земельного участка неограниченным кругом лиц для прохода, проезда и стоянки автотранспорта не свидетельствует об отнесении такой территории к местам общего пользования и, как следствие, не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления соответствующего земельного участка для строительства.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт отнесения испрашиваемого Обществом земельного участка к землям общего пользования Департаментом не доказан.
Далее, согласно положениям статьи 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени (в редакции решения Тюменской городской Думы от 30.05.2013 N 1057, действующей на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка и на момент вынесения оспариваемого решения) в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно следующих условий:
а) наличие необходимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с программами развития города Тюмени;
б) наличие резервных мощностей объектов инженерной инфраструктуры;
в) обеспеченность планируемого к размещению объекта капитального строительства нормативной социальной инфраструктурой, в том числе объектами детских дошкольных учреждений в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени;
г) наличие свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
При этом из письма Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени N 38-117-2087 "О предоставлении сведений, содержащихся в ИСОГД" усматривается, что документация по планировке территории, на которой располагается испрашиваемый земельный участок, в установленном законодательством порядке не принималась (л.д. 41-43), поэтому утверждение заинтересованного лица о недопустимости точечного строительства на территории г. Тюмени является необоснованным.
В то же время ссылка Департамента на новую редакцию Правил землепользования и застройки города Тюмени от 29.08.2013, вступившую в силу с 12.09.2013, в соответствии с которой точечное строительство объектов капитального строительства не допускается, если создание указанных объектов не предусмотрено проектами планировки и проектами межевания территории города Тюмени, правомерно отклонена судом первой инстанции в связи с тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен Департаментом в момент действия Правил в редакции решения Тюменской городской Думы от 30.05.2013 N 1057.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и разделом 8 Положения о порядке принятия решения процедурой заинтересованным лицом осуществлен не был, суд апелляционной инстанции считает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Общество в заявлении о выборе земельного участка не обосновало размер испрашиваемого участка и при подаче такого заявления не представило документы, подтверждающие возможность подключения планируемого к застройке объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подтверждающие соблюдение условий, при которых допускается точечное строительство, или о том, что такой участок пересекается с границами территории охраны объекта культурного наследия, как и том, что возведение Обществом на испрашиваемом земельном участке торгового объекта нарушит законные интересы собственников расположенных вблизи зданий, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку перечисленные выше обстоятельства в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявления ООО "ГОСТ" о выборе земельного участка в оспариваемом решении N 130618028/10-2 от 18.06.2013 не указаны.
Между тем, арбитражный суд в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает спор по заявленному предмету и основаниям заявления, не вправе выйти за его пределы и должен исходить только из тех обстоятельств и фактов, которые явились основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, в то время как иные обстоятельства, приводимые заинтересованным лицом, не могут являться предметом рассмотрения суда.
Таким образом, учитывая все изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Департамента в выборе земельного участка ориентировочной площадью 922 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта туристской индустрии, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ленина - ул. Орджоникидзе, N 130618028/10-2 от 18.06.2013 в рассматриваемом случае не соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Положению о порядке принятия решения, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая предложенный Обществом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Тюменской области, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления такого права обоснованно возложил на Департамент обязанность завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ГОСТ" от 06.05.2013 о предварительном согласовании места размещения торгового объекта с принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в его размещении.
При этом решением суда первой инстанции в указанной части права Департамента не нарушаются, поскольку на заинтересованное лицо возложена лишь его законная обязанность рассмотреть заявление Общества с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, и по результатам выполнения такой процедуры принять одно из решений, предусмотренных пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, по законным основаниям.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и все представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче заинтересованное лицо не уплачивало государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2013 по делу N А70-8880/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)