Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2014 года по делу N А10-4545/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Китой" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901,
(суд первой инстанции - Г.Д-С. Мархаева),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчиков:
- от Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Алексеев Г.О. (доверенность от 20.05.2014);
- от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Алексеев Г.О. (доверенность от 20.05.2014);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" (ОГРН 1020300902160, ИНН 0323110890, далее - ООО "Китой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901.
К участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, далее - Комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340) от 10 июня 2013 года N О-901 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
В обосновании суд первой инстанции указал, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) в период принятия оспариваемого решения решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 2 июня 2011 года N СР-552, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 31 января 2012 года N 9, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда от 27.02.2014 г. по делу N А10-4545/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Китой" в полном объеме. Полагает, что решения Комитета от 02.08.2013 N У-115, от 02.08.2013 N СР-825 были приняты в рамках полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании оспоренного решения Комитета, следовательно, органу местного самоуправления в дальнейшем не препятствовало отмене ранее принятых решений от 02.06.2011 N СР-552 и N У-9 от 31.01.2012. Вывод суда о том, что Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного при утверждении схемы расположения спорного земельного участка является необоснованным. Принятие Комитетом ненормативных актов несоответствующих нормам Земельного кодекса РФ не может свидетельствовать об отсутствии препятствий для отказа в предоставлении земельного участка. Допущенное нарушение Комитетом было выявлено своевременно до момента предоставления в аренду Общества земельного участка, в связи с чем Комитетом были приняты соответствующие меры для устранения нарушений законодательства.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.05.2014.
Представитель соответчиков в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672002 73 53905 3.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Китой" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020300902160, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.10.2013 (т. 1 л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 08 апреля 2010 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о выборе юридическим лицом земельного участка для строительства, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 45333 кв. м, сроком на три года для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, предполагаемое место размещение объекта ст. Медведчиково 5А (т. 1 л.д. 55).
30 мая 2011 года Управление архитектуры заключением N 20450173 согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 45330 кв. м на ст. Медведчиково под строительство базы и железнодорожных подъездных путей (т. 1 л.д. 52).
02 июня 2011 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства базы и железнодорожных подъездных путей (т. 1 л.д. 51) 02 июня 2011 года решением Комитета N СР-552 утверждена схема расположения земельного участка площадью 45330 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ст. Медведчиково для строительства базы и железнодорожных подъездных путей с правом установления публичного сервитута площадью 800 кв. м для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций (т. 1 л.д. 45).
11 октября 2011 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 03:24:034301:476, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 82-86).
27 декабря 2011 года Комитетом по согласованию с Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерством культуры Республики Бурятия, Обществом произведен выбор вышеуказанного земельного участка, о чем составлен акт о выборе земельного участка для строительства N 745 (т. 1 л.д. 50).
31 января 2012 года решением Комитета N У-9 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 45330 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ст. Медведчиково для строительства базы и железнодорожных подъездных путей с правом установления публичного сервитута площадью 800 кв. м для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций (т. 1 л.д. 49).
08 мая 2013 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, в котором просил предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:24:034301:476 площадью 45 034 (+-74 кв. м) сроком на три года для строительства базы и железнодорожных путей, местоположение которого г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково.
10 июня 2013 года Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-901, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Общества в связи с отсутствием обоснования примерного размера земельного участка отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства базы и железнодорожных путей на ст. Медведчиково (т. 1 л.д. 43).
02 августа 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N У-115, N СР-825, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 31 января 2012 года N У-9 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 2 июня 2011 года N СР-552 об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1 л.д. 44;48).
Не согласившись с решением Комитета от 10 июня 2013 года N О-901, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя соответчиков в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из указанных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявитель первоначально (8 апреля 2010 года) обратился в Комитет с заявлением о выборе юридическим лицом земельного участка для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 45333 кв. м, сроком на три года для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, предполагаемое место размещение объекта ст. Медведчиково 5А. Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01.02.2011 N 32 Управление участвует в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией; выдает заключения о возможности или невозможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, а также для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Как правильно указывает суд первой инстанции, реализуя названные полномочия, Управление заключением от 30 мая 2011 года N 20450173 согласовало предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка, что в последующем явилось основанием для принятия Комитетом решения об утверждении схемы расположения земельного участка от 2 июня 2011 года N СР-552, осуществления процедуры выбора земельного участка, а также принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка от 31 января 2012 года N У-9, постановки испрашиваемого Обществом земельного участка на кадастровый учет. Таким образом, вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка Общества выполнены.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое решение, которым Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, принято Комитетом 10 июня 2013 года N О-901.
Вместе с тем, в рассматриваемый период по заявлению Общества уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 31 января 2012 года N У-9, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Кроме того, заявителем в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 11 октября 2011 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
Из указанных обстоятельств и норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что основания для принятия Комитетом 10 июня 2013 года оспариваемого решения N О-901 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 31 января 2012 года N У-9. В период принятия оспариваемого решения (10 июня 2013 года) решение Комитета от 31 января 2012 года N У-9 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено. Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решении об его согласовании.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что из оспариваемого решения Комитета не видно, что явилось основанием для повторного рассмотрения им вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта Обществу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) в период принятия оспариваемого решения решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 2 июня 2011 года N СР-552, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 31 января 2012 года N 9, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что не могут быть приняты во внимание решения Комитета от 2 августа 2013 года N У-115, N СР-825, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 31 января 2012 года N У-9 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 2 июня 2011 года N СР-552 об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку основанием для принятия указанных решений явилось оспариваемое по настоящему делу решение от 10 июня 2013 года N О-901. К тому же, на момент вынесения оспариваемого решения вышеуказанные решения Комитета от 2 августа 2013 года отсутствовали.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комитета вышеперечисленным нормам земельного законодательства, что в свою очередь влечет незаконность последнего.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено, что взаимосвязанные положения норм статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможно только при отсутствии к тому препятствий. В то же время применительно к обстоятельствам настоящего дела Комитет не представил объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта. Напротив установленные по делу обстоятельства - утверждение схемы расположения испрашиваемого участка, выбор земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта свидетельствуют об отсутствии каких-либо препятствий к предоставлению Обществу такого участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комитет оспариваемым решением просто устранил ранее допущенные ошибки, не могут быть приняты во внимание в связи с вышеуказанным. Кроме того, апелляционный суд также полагает, что при выполнении процедуры выделения земельного участка под строительство законом для того и предусмотрено согласование с различными органами, чтобы соответствующие специалисты, обладающие необходимыми познаниями в области строительства и землеустройства, высказались о возможности или невозможности строительства тех объектов, которые заявлены, на испрашиваемом земельном участке.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Комитета от 10 июня 2013 года N О-901 является необоснованным, и не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, является незаконным. Оспариваемое решение Комитета нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности в настоящем случае - эксплуатации базы и железнодорожных путей, планируемых возвести заявителем на испрашиваемом земельном участке. Изложенные обстоятельства являются достаточными для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2014 года по делу N А10-4545/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А10-4545/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А10-4545/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2014 года по делу N А10-4545/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Китой" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901,
(суд первой инстанции - Г.Д-С. Мархаева),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчиков:
- от Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Алексеев Г.О. (доверенность от 20.05.2014);
- от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ Алексеев Г.О. (доверенность от 20.05.2014);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Китой" (ОГРН 1020300902160, ИНН 0323110890, далее - ООО "Китой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901.
К участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, далее - Комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340) от 10 июня 2013 года N О-901 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
В обосновании суд первой инстанции указал, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) в период принятия оспариваемого решения решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 2 июня 2011 года N СР-552, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 31 января 2012 года N 9, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда от 27.02.2014 г. по делу N А10-4545/2013 отменить и принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Китой" в полном объеме. Полагает, что решения Комитета от 02.08.2013 N У-115, от 02.08.2013 N СР-825 были приняты в рамках полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и на основании оспоренного решения Комитета, следовательно, органу местного самоуправления в дальнейшем не препятствовало отмене ранее принятых решений от 02.06.2011 N СР-552 и N У-9 от 31.01.2012. Вывод суда о том, что Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного при утверждении схемы расположения спорного земельного участка является необоснованным. Принятие Комитетом ненормативных актов несоответствующих нормам Земельного кодекса РФ не может свидетельствовать об отсутствии препятствий для отказа в предоставлении земельного участка. Допущенное нарушение Комитетом было выявлено своевременно до момента предоставления в аренду Общества земельного участка, в связи с чем Комитетом были приняты соответствующие меры для устранения нарушений законодательства.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.05.2014.
Представитель соответчиков в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672002 73 53905 3.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Китой" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020300902160, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.10.2013 (т. 1 л.д. 16-17).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 08 апреля 2010 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о выборе юридическим лицом земельного участка для строительства, в котором просило определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 45333 кв. м, сроком на три года для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, предполагаемое место размещение объекта ст. Медведчиково 5А (т. 1 л.д. 55).
30 мая 2011 года Управление архитектуры заключением N 20450173 согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 45330 кв. м на ст. Медведчиково под строительство базы и железнодорожных подъездных путей (т. 1 л.д. 52).
02 июня 2011 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства базы и железнодорожных подъездных путей (т. 1 л.д. 51) 02 июня 2011 года решением Комитета N СР-552 утверждена схема расположения земельного участка площадью 45330 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ст. Медведчиково для строительства базы и железнодорожных подъездных путей с правом установления публичного сервитута площадью 800 кв. м для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций (т. 1 л.д. 45).
11 октября 2011 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 03:24:034301:476, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 82-86).
27 декабря 2011 года Комитетом по согласованию с Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерством культуры Республики Бурятия, Обществом произведен выбор вышеуказанного земельного участка, о чем составлен акт о выборе земельного участка для строительства N 745 (т. 1 л.д. 50).
31 января 2012 года решением Комитета N У-9 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 45330 кв. м, местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ст. Медведчиково для строительства базы и железнодорожных подъездных путей с правом установления публичного сервитута площадью 800 кв. м для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций (т. 1 л.д. 49).
08 мая 2013 года Общество обратилось в Комитет с заявлением о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, в котором просил предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:24:034301:476 площадью 45 034 (+-74 кв. м) сроком на три года для строительства базы и железнодорожных путей, местоположение которого г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково.
10 июня 2013 года Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-901, согласно которому по результатам рассмотрения заявления Общества в связи с отсутствием обоснования примерного размера земельного участка отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства базы и железнодорожных путей на ст. Медведчиково (т. 1 л.д. 43).
02 августа 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N У-115, N СР-825, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 31 января 2012 года N У-9 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 2 июня 2011 года N СР-552 об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1 л.д. 44;48).
Не согласившись с решением Комитета от 10 июня 2013 года N О-901, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя соответчиков в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из указанных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявитель первоначально (8 апреля 2010 года) обратился в Комитет с заявлением о выборе юридическим лицом земельного участка для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 45333 кв. м, сроком на три года для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, предполагаемое место размещение объекта ст. Медведчиково 5А. Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01.02.2011 N 32 Управление участвует в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией; выдает заключения о возможности или невозможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, а также для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Как правильно указывает суд первой инстанции, реализуя названные полномочия, Управление заключением от 30 мая 2011 года N 20450173 согласовало предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка, что в последующем явилось основанием для принятия Комитетом решения об утверждении схемы расположения земельного участка от 2 июня 2011 года N СР-552, осуществления процедуры выбора земельного участка, а также принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка от 31 января 2012 года N У-9, постановки испрашиваемого Обществом земельного участка на кадастровый учет. Таким образом, вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка Общества выполнены.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое решение, которым Обществу отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства базы и железнодорожных подъездных путей, принято Комитетом 10 июня 2013 года N О-901.
Вместе с тем, в рассматриваемый период по заявлению Общества уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 31 января 2012 года N У-9, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Кроме того, заявителем в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 11 октября 2011 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
Из указанных обстоятельств и норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что основания для принятия Комитетом 10 июня 2013 года оспариваемого решения N О-901 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 31 января 2012 года N У-9. В период принятия оспариваемого решения (10 июня 2013 года) решение Комитета от 31 января 2012 года N У-9 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено. Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решении об его согласовании.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что из оспариваемого решения Комитета не видно, что явилось основанием для повторного рассмотрения им вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта Обществу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при ранее осуществленных процедурах выбора земельного участка, формирования, постановки его на кадастровый учет, а также действующих (неотмененных) в период принятия оспариваемого решения решений Комитета "Об утверждении схемы расположения земельного участка" от 2 июня 2011 года N СР-552, "О предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка" от 31 января 2012 года N 9, каких-либо правовых оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901 у Комитета не имелось, что свидетельствует о необоснованности последнего.
Суд первой инстанции также правильно отметил, что не могут быть приняты во внимание решения Комитета от 2 августа 2013 года N У-115, N СР-825, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 31 января 2012 года N У-9 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 2 июня 2011 года N СР-552 об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку основанием для принятия указанных решений явилось оспариваемое по настоящему делу решение от 10 июня 2013 года N О-901. К тому же, на момент вынесения оспариваемого решения вышеуказанные решения Комитета от 2 августа 2013 года отсутствовали.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комитета вышеперечисленным нормам земельного законодательства, что в свою очередь влечет незаконность последнего.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено, что взаимосвязанные положения норм статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможно только при отсутствии к тому препятствий. В то же время применительно к обстоятельствам настоящего дела Комитет не представил объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта. Напротив установленные по делу обстоятельства - утверждение схемы расположения испрашиваемого участка, выбор земельного участка, предварительное согласование места размещения объекта свидетельствуют об отсутствии каких-либо препятствий к предоставлению Обществу такого участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что комитет оспариваемым решением просто устранил ранее допущенные ошибки, не могут быть приняты во внимание в связи с вышеуказанным. Кроме того, апелляционный суд также полагает, что при выполнении процедуры выделения земельного участка под строительство законом для того и предусмотрено согласование с различными органами, чтобы соответствующие специалисты, обладающие необходимыми познаниями в области строительства и землеустройства, высказались о возможности или невозможности строительства тех объектов, которые заявлены, на испрашиваемом земельном участке.
На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Комитета от 10 июня 2013 года N О-901 является необоснованным, и не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, является незаконным. Оспариваемое решение Комитета нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности в настоящем случае - эксплуатации базы и железнодорожных путей, планируемых возвести заявителем на испрашиваемом земельном участке. Изложенные обстоятельства являются достаточными для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 10 июня 2013 года N О-901.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2014 года по делу N А10-4545/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)