Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32358/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N А55-32358/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД" - Китова Н.Г., доверенность от 10 апреля 2012 г.,
от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013 г.,
от Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Филюк Т.В., доверенность от 22.10.2012 г.,
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования
Самарской области - извещен, не явился,
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД", г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 года по делу N А55-32358/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД", г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц:
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования
Самарской области, г. Самара,
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными отказа Департамента, выразившегося в не оформлении актов о выборе земельного участка площадью 750,0 кв. м для строительства многотопливной АЗС расположенной по адресу: г. Самара, Кировский район, пересечение Московское шоссе и улицы Парадной и непринятием распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, обязании представить акты о выборе земельного участка и распоряжение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории для строительства объекта - многотопливная АЗС, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, пересечение Московское шоссе и улицы Парадной площадью 750 кв. м; признании незаконным отказа Министерства, выразившегося в уклонении от соблюдения процедуры о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения многотопливной АЗС (реконструкции существующей АЗС) расположенной по адресу: г. Самара, Кировский район, пересечение Московское шоссе и улицы Парадной, оформленного письмом от 10.0.2012 N 3/4634, обязании принять решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения многотопливной АЗС по заявке от 19.02.2009 N 20090103 (л.д. 119 - 121).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Общество с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД", г. Самара подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела, несоответствием вывода суда первой инстанции, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
По мнению подателя жалобы, судом ошибочно установлено, что часть испрашиваемого участка находиться на землях лесного фонда, поскольку в Постановлении Одиннадцатого арбитражного суда от 10.03.2009 г. по делу N А55-15555/2008 сделан вывод, о том, что из содержания ст. 92 ЛК РФ и ст. ст. 4.1, 4.4 Вводного закона следует, что государственному учету, результатом которого является внесение в государственный лесной реестр сведений, воспроизведенных в планах лесных участков, подлежат исключительно лесные участки в составе земель лесного фонда.
Податель жалобы считает, что в нарушение статьи 200 АПК РФ ответчики не доказали законности отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, суд не дал оценку доводам заявителя о нарушении процедуры согласования акта выбора названного земельного участка в целях его предоставления заявителю, доказательств запрета приватизации спорного участка нет, также нет доказательств невозможности размещения на спорном земельном участке многотопливной АЗС.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара считают решение законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд. Ходатайство мотивировано тем, что об оспариваемом отказе Министерства обществу стало известно в октябре 2012 года в судебном заседании при рассмотрении дела N А55-23344/2012.
Срок в соответствии с положениями ч. 4 ст. 198 АПК РФ правомерно восстановлен арбитражным судом.
Общество обратилось в Министерство строительства с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта 19.02.2009 под строительство, реконструкцию существующей АЗС (л.д. 6 - 8).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство АЗС было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка.
Письмом N СП-4/429-0-13 от 01.06.2012 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка (л.д. 56 - 58).
Отказ, со ссылкой на информацию Министерства лесного хозяйства Самарской области от 02.05.2012 года N 27-05-02/4486, мотивирован нахождением части испрашиваемого участка в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 15 выделе 19 Самарского лесничества (л.д. 56 - 58). Кроме того, указано, что согласно заключению министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 12.04.2012 N 28/1592 размещение объектов дорожного сервиса, в том числе АЗС в границах полосы отвода автомобильных дорог допускается исключительно на основании документации по планировке территории, в связи с чем до разработки и утверждения документации по проекту планировки территории формирование участка не целесообразно.
На основании указанного заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства решением от 10.07.2012 N 3/4634 Министерство строительства отказало Обществу в предоставлении земельного участка по заявлению от 19.02.2009 (л.д. 18 - 19, 69 - 71).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных решений об отказе Департамента и Министерства незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (Далее - Регламент).
Как следует из положений указанных нормативных правовых актов, заявитель предоставляет в Министерство строительства Самарской области заявление о предоставлении земельного участка, в котором должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Заявление ООО НПКФ "Вега-ЛТД" в Министерство о предоставлении земельного участка в аренду соответствует вышеуказанным требованиям.
Согласно статье 4 Закона Самарской области "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются, в том числе наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Судом верно указано на то, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
По смыслу норм статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении Акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка, а отсутствие акта само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N ВАС-16992/10 по делу N А03-3410/2010, Определение ВАС РФ от 14 марта 2012 г. N ВАС-2260/12, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2010 г. по делу N А03-3410/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 15.11.2011 по делу N А55-27255/2010.
То есть само по себе неоформление акта о выборе не свидетельствует о незаконности отказа, в случае, если имеются объективные и установленные законом препятствия для выбора участка.
Материалами дела подтверждается, что часть испрашиваемого участка находится в границах лесных участков, расположенных на категории земель иных категорий.
Данные обстоятельства подтверждаются выкопировками из планшета лесоустройства Самарского лесничества, картой-схемой Самарского лесничества (л.д. 129, 130).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что выводы суда по делу N А55-15555/2008 не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела в силу положений статьи 69 АПК РФ, что ссылка заявителя на дело N А55-15555/2008 в подтверждение довода о недоказанности нахождения части спорного участка в лесных землях, является ошибочной и опровергается материалами дела.
Представленные Министерством лесного хозяйства доказательства, в том числе планшет лесоустройства 1995 года по Самарскому лесничеству, а также содержание Лесного плана Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области N 149 от 31.12.2008 свидетельствует о том, что Самарское лесничество в полном объеме находится на землях лесного фонда.
Доказательства перевода спорного участка из лесных в нелесные в материалы дела не представлены.
Установленные ограничения и обременения лесного законодательства являются специальными по отношению к общим нормам земельного законодательства.
Согласно части 2 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-10330/09 по делу N А75-5649/2008, постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.04.2010 по делу N А78-5141/2009.
С учетом указанного судом правильно указано на то, что установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что департамент строительства обоснованно отказал в организации работ по выбору испрашиваемого земельного участка.
Судом сделан правильный вывод о том, что поскольку в данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания для обеспечения выбора земельного участка отказ Министерства строительства Самарской области и отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не противоречат положениям закона.
Пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет право органа государственной власти, как принять решение о согласовании места размещения объекта на земельном участке, так и отказать в размещении объекта.
Судом также правильно указано на то, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на заинтересованные лица обязанности по предоставлению земельного участка в порядке предварительного согласования.
С учетом изложенного, а также положений ст. 201 АПК РФ судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Обществом с ограниченной ответственностью НПКФ "Вега-ЛТД" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2013 года по делу N А55-32358/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)