Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "МОЭСК" - Цыганкова С.С. (представителя по доверенности от 11.09.2014),
от комитета лесного хозяйства Московской области - Свининой М.Н. (представителя по доверенности от 13.02.2015),
от государственного казенного учреждения Московской области - Свининой М.Н. (представителя по доверенности от 16.02.2015),
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании постановления комитета лесного хозяйства Московской области по делу об административном правонарушении и предписания государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес",
установил:
открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) от 28.10.2014 N 1-313/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 рублей штрафа, а также о признании незаконным и отмене предписания от 18.09.2014 N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства.
Решением от 15.01.2015 суд первой инстанции удовлетворил требование общества о признании незаконным и отмене предписания от 18.09.2014 N 1-313/2014, в удовлетворении другого требования отказал.
Не согласившись с решением суда, комитет обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 26.02.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела судом первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве лица, к которому адресовано требование об оспаривании предписания - государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее - учреждение).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель комитета и учреждения в судебном заседании против доводов заявления общества возражали, в удовлетворении требований просили отказать.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
В ходе патрулирования 19.08.2014 лесного участка в составе земель лесного фонда квартала 1 выделе 14, Борисовского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" вблизи п. Колычево Можайского муниципального района Московской области выявлен факт нарушения пунктов 17, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, а именно:
- при проведении работ по расширению просеки лесной участок не был очищен от спиленной древесины и порубочных остатков,
- древесина и порубочные остатки складированы на расстоянии менее 10 метров от прилегающего хвойного леса в хаотичном порядке без отделения противопожарной минерализованной полосой и противопожарных разрывов (акт от 19.08.2014 с приложенными фотографиями).
В связи с этим учреждение 18.09.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и выдало обществу предписание N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, комитет 28.10.2014 вынес постановление N 1-313/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 300 000 рублей штрафа.
Изучив заявление общества, материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания незаконным постановления комитета, при этом требование о признании незаконным и отмене предписания учреждения, напротив, считает подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Объективная сторона состава данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Особый противопожарный режим, в условиях которого совершено вменяемое правонарушение, введен постановлением Губернатора Московской области от 30.04.2014 N 80-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности" действовал до 14.09.2014.
Вмененное обществу правонарушение выявлено 19.08.2014, в связи с чем бездействие общества правомерно квалифицировано по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктом 21 Правил пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Факт несоблюдения обществом Правил пожарной безопасности в части нарушения порядка уборки лесных просек от порубочных остатков и размещения древесины в отсутствие минерализованной полосы подтверждается актом от 19.08.2014 и приложенными к нему фотографиями.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии общества объективной стороны состава вмененного ему правонарушения.
Субъектом вменяемого правонарушения могут выступать лица, на которые возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
По смыслу статей 1, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пунктов 11, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, на общество, как пользователя лесным участком по договору аренды, возлагается публично-правовая обязанность по содержанию переданных во временное пользование лесных участков.
Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, общество обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, обеспечить выполнение данных требований и, следовательно, несет ответственность в случае их несоблюдения.
Частью 2 статьи 20 Лесного кодекса установлено, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонд, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Следовательно, общество и подрядные организации, осуществляющие работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, самостоятельно перемещать ее за пределы лесной просеки, так как не являются собственниками этой древесины.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями пунктов 17, 21 - 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса общество исполнило надлежащим образом обязанность по извещению государственного органа о заготовленной древесине (уведомление от 07.04.2014 N 411-203-СР).
Между тем, общество является субъектом вмененного правонарушения в части деяния по не проведению работ по отделению минерализованной полосой собранной в штабеля древесины и по не отчистке просеки от порубочных остатков.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона состава вмененного обществу правонарушения заключается в том, что оно, обладая возможностью для соблюдения требований пожарной безопасности, не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Наличие в бездействии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Требования к порядку, сроку давности привлечения общества к административной ответственности и назначению наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Что касается требования общества об оспаривании предписания учреждения об устранении нарушений лесного законодательства от 18.09.2014 N 1-313/2014, то частью 1 статьи 96 Лесного кодекса предусмотрено осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является комитет (пункт 1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22).
Основной целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
Согласно Уставу, утвержденному Приказом комитета от 03.08.2012 N 13, в границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах; участвует в разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств Московской области; разрабатывает планы тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Московской области; участвует в координации деятельности сил и средств, задействованных в тушении лесных пожаров; осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков; организует работу по первичному документированию информации по государственному лесному реестру; организует подготовку материалов для размещения заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности; организует и проводит проверку границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель не входящих в земли лесного фонда; осуществляет мониторинг и координирует работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств; осуществляет лесопатологическое обследование лесных участков; осуществляет приемку лесных участков по окончании срока их пользования; осуществляет проверку соблюдения условий государственных контрактов лицами, выполняющими работы по охране, защите и воспроизводству лесов; осуществляет проверку соблюдения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществляет отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины; участвует в подготовке первичной документации, необходимой для осуществления полномочий по администрированию закрепленных источников доходов бюджетов бюджетной системы; осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Распоряжением комитета от 15.08.2012 N 5 утвержден перечень должностных лиц учреждения, имеющих право осуществлять государственный лесной контроль и надзор, к которым относятся и инженеры организации лесной охраны.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом учреждения в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора.
Однако, поскольку в силу части 2 статьи 20 Лесного кодекса собственником заготовленной древесины является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, предписание учреждение, содержащее указание обществу провести работы по очистке просеки от древесины, нельзя признать законным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.01.2015 по делу N А41-73432/14 отменить.
Предписание Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" от 18.09.2014 N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства признать недействительным.
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области от 28.10.2014 N 1-313/2014 отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2015 N 10АП-18305/2014 ПО ДЕЛУ N А41-73432/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А41-73432/14
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "МОЭСК" - Цыганкова С.С. (представителя по доверенности от 11.09.2014),
от комитета лесного хозяйства Московской области - Свининой М.Н. (представителя по доверенности от 13.02.2015),
от государственного казенного учреждения Московской области - Свининой М.Н. (представителя по доверенности от 16.02.2015),
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании постановления комитета лесного хозяйства Московской области по делу об административном правонарушении и предписания государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес",
установил:
открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) от 28.10.2014 N 1-313/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 рублей штрафа, а также о признании незаконным и отмене предписания от 18.09.2014 N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства.
Решением от 15.01.2015 суд первой инстанции удовлетворил требование общества о признании незаконным и отмене предписания от 18.09.2014 N 1-313/2014, в удовлетворении другого требования отказал.
Не согласившись с решением суда, комитет обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 26.02.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела судом первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве лица, к которому адресовано требование об оспаривании предписания - государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее - учреждение).
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель комитета и учреждения в судебном заседании против доводов заявления общества возражали, в удовлетворении требований просили отказать.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
В ходе патрулирования 19.08.2014 лесного участка в составе земель лесного фонда квартала 1 выделе 14, Борисовского участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" вблизи п. Колычево Можайского муниципального района Московской области выявлен факт нарушения пунктов 17, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, а именно:
- при проведении работ по расширению просеки лесной участок не был очищен от спиленной древесины и порубочных остатков,
- древесина и порубочные остатки складированы на расстоянии менее 10 метров от прилегающего хвойного леса в хаотичном порядке без отделения противопожарной минерализованной полосой и противопожарных разрывов (акт от 19.08.2014 с приложенными фотографиями).
В связи с этим учреждение 18.09.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и выдало обществу предписание N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, комитет 28.10.2014 вынес постановление N 1-313/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 300 000 рублей штрафа.
Изучив заявление общества, материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания незаконным постановления комитета, при этом требование о признании незаконным и отмене предписания учреждения, напротив, считает подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Объективная сторона состава данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Особый противопожарный режим, в условиях которого совершено вменяемое правонарушение, введен постановлением Губернатора Московской области от 30.04.2014 N 80-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности" действовал до 14.09.2014.
Вмененное обществу правонарушение выявлено 19.08.2014, в связи с чем бездействие общества правомерно квалифицировано по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктом 21 Правил пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:
- от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;
- от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Согласно пункту 35 Правил пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Факт несоблюдения обществом Правил пожарной безопасности в части нарушения порядка уборки лесных просек от порубочных остатков и размещения древесины в отсутствие минерализованной полосы подтверждается актом от 19.08.2014 и приложенными к нему фотографиями.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в бездействии общества объективной стороны состава вмененного ему правонарушения.
Субъектом вменяемого правонарушения могут выступать лица, на которые возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.
По смыслу статей 1, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пунктов 11, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, на общество, как пользователя лесным участком по договору аренды, возлагается публично-правовая обязанность по содержанию переданных во временное пользование лесных участков.
Являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке, общество обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расширению просеки, обеспечить выполнение данных требований и, следовательно, несет ответственность в случае их несоблюдения.
Частью 2 статьи 20 Лесного кодекса установлено, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Учитывая, что заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонд, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" представляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества.
Следовательно, общество и подрядные организации, осуществляющие работы по договору, не имеют права распоряжаться заготовленной древесиной, самостоятельно перемещать ее за пределы лесной просеки, так как не являются собственниками этой древесины.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями пунктов 17, 21 - 24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса общество исполнило надлежащим образом обязанность по извещению государственного органа о заготовленной древесине (уведомление от 07.04.2014 N 411-203-СР).
Между тем, общество является субъектом вмененного правонарушения в части деяния по не проведению работ по отделению минерализованной полосой собранной в штабеля древесины и по не отчистке просеки от порубочных остатков.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона состава вмененного обществу правонарушения заключается в том, что оно, обладая возможностью для соблюдения требований пожарной безопасности, не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Наличие в бездействии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Требования к порядку, сроку давности привлечения общества к административной ответственности и назначению наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Что касается требования общества об оспаривании предписания учреждения об устранении нарушений лесного законодательства от 18.09.2014 N 1-313/2014, то частью 1 статьи 96 Лесного кодекса предусмотрено осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является комитет (пункт 1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22).
Основной целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
Согласно Уставу, утвержденному Приказом комитета от 03.08.2012 N 13, в границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах; участвует в разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств Московской области; разрабатывает планы тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Московской области; участвует в координации деятельности сил и средств, задействованных в тушении лесных пожаров; осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков; организует работу по первичному документированию информации по государственному лесному реестру; организует подготовку материалов для размещения заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности; организует и проводит проверку границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель не входящих в земли лесного фонда; осуществляет мониторинг и координирует работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств; осуществляет лесопатологическое обследование лесных участков; осуществляет приемку лесных участков по окончании срока их пользования; осуществляет проверку соблюдения условий государственных контрактов лицами, выполняющими работы по охране, защите и воспроизводству лесов; осуществляет проверку соблюдения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществляет отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины; участвует в подготовке первичной документации, необходимой для осуществления полномочий по администрированию закрепленных источников доходов бюджетов бюджетной системы; осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Распоряжением комитета от 15.08.2012 N 5 утвержден перечень должностных лиц учреждения, имеющих право осуществлять государственный лесной контроль и надзор, к которым относятся и инженеры организации лесной охраны.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом учреждения в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора.
Однако, поскольку в силу части 2 статьи 20 Лесного кодекса собственником заготовленной древесины является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, предписание учреждение, содержащее указание обществу провести работы по очистке просеки от древесины, нельзя признать законным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.01.2015 по делу N А41-73432/14 отменить.
Предписание Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" от 18.09.2014 N 1-313/2014 об устранении нарушений лесного законодательства признать недействительным.
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области от 28.10.2014 N 1-313/2014 отказать.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)