Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 (суд первой инстанции - Терских В.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Нерюнгринская ГРЭС") (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:328, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринской ГРЭС, общей площадью 1 247 495 кв. м, вид разрешенного использования - "земельные участки для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов других сооружений и объектов энергетики" и соответствующую данному виду кадастровую стоимость 168 411 руб. 83 коп.
Истец обратился с ходатайством от 11.12.2014 N 1-71/4936 (т. 2 л.д. 28) о замене ненадлежащего ответчика, ссылаясь на то, что исковое заявление предъявлено не к тому лицу, которое должно отвечать по настоящему иску, и на основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовало о замене ненадлежащего ответчика надлежащим - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия).
Определением суда от 18.12.2014 удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика.
В связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы не являются юридическими лицами, и не могут быть истцами и ответчиками в суде, замена произведена на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра).
Истцом заявлено уточнение требование (т. 1 л.д. л.д. 71-74). В заявлении от 05.12.2014 N 71/4846 истец уточнил требования и просил: установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:238, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринкой ГРЭС, общей площадью 1 247 490 кв. м вид разрешенного использования, соответствующий первой группе земель промышленности и иного специального назначения - "земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" и соответствующую данному виду кадастровую стоимость в размере 19 959 840 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 16 руб. /м.
В судебном заседании 06.03.2015 представитель заявителя с учетом сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, уточнил требования в части площади земельного участка - 1 247 495 кв. м, и, соответственно, в части, касающейся установления соответствующей данному виду кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 16 руб. /м.
Уточнение требований судом первой инстанции принято.
Определением суда от 11.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ИНН 1434027060, ОГРН 1031401720162, далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу с доводами заявителя жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 08.06.2015 объявлен перерыв до 9 час. 15 мин. 15.06.2015, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 14:19:0206002:0086 площадью 124,749 га ранее был предоставлен ОАО АК "Якутскэнерго" в аренду под золоотвал (т. 2 л.д. 88).
Позже, в связи с изменением собственника НГРЭС, между муниципальным образование "Нерюнгринский район" в лице Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (Арендодатель) и открытым акционерным обществом "Дальневосточная генерирующая компания" (Арендатор) заключен договор N 6 аренды земельного участка от 22.02.2007. (т. 1 л.д. 16-18).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения под кадастровым номером 14:19:0206002:0086, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринской ГРЭС, общей площадью 1 247 490 кв. м.
В соответствии с пунктом 1.2 договора участок предоставляется под золоотвал.
Срок действия договора аренды определен с 01.01.2007 по 31.12.2055.
Договор аренды земельного участка прошел регистрацию в Управлении Росреестра по РС (Я) 19.03.2007 (т. 2 л.д. 116).
Кадастровый номер земельного участка 14:19:0206002:0086 изменен на кадастровый номер 14:19:206002:328 (т. 1 л.д. 21).
В государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка указан как "Гидротехнические и коммунальные сооружения энергетики и водоснабжения".
Истец, указывая на то, что на протяжении значительного времени площадь земельного участка использовалась и продолжает использоваться в рамках договора аренды земельного участка N 6 от 22.02.2007 под золоотвал - гидротехническое сооружение, обслуживающее тепловую станцию, обратился с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.06.2014 N 818/14, при рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования и об оспаривании соответствующего установленному виду разрешенного использования размера кадастровой стоимости земельных участков необходимо учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отношении различных способов защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств споров.
В случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 сформулирована правовая позиция о том, что аналогичные споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Поскольку вид разрешенного использования будет установлен решением суда и сведения о кадастровой стоимости участка будут внесены в ГКН во исполнение судебного акта, то изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время.
Поскольку рассматриваемый спор относится к данной категории споров, поэтому заявленные обществом требования правильно квалифицированы судом первой инстанции как иск об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости и спор рассмотрен по общим правилам искового производства.
Доводы ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду неправомерны.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Изменения, направленные на исключение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов, впервые были внесены в части 1 и 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности статьей 3 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) посредством замены слов "арбитражными судами" словом "судами".
Федеральный закон N 143-ФЗ установил также родовую подсудность указанных споров, дополнив часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, рассматриваемый спор не касается установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок общества к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли другого специального назначения".
В силу части 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (пункт 1). В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (подпункт 1 пункта 2).
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ). На момент обращения истца в суд нормативный акт, устанавливающий классификатор видов разрешенного использования земельных участков, не вступил в силу.
В силу статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункту 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 (далее - Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По смыслу пунктов 1.3, 1.4 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
При этом вид разрешенного использования влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка как в случае определения этой стоимости путем умножения площади участка на удельный показатель одного квадратного метра, определяемый в зависимости от вида разрешенного использования, так и в случае определения кадастровой стоимости конкретного участка путем ее оценки независимым оценщиком. Поэтому точность содержащейся в ГКН информации о виде разрешенного использования имеет для государственной кадастровой оценки определяющее значение, а правообладатель имеет законный интерес в уточнении содержащейся в ГКН информации.
В соответствии с разделом 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в следующие группы.
Первая группа включает в себя:
- - земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности;
- - земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта;
- - земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Как следует из материалов дела, арендуемый земельный участок отнесен к пятой группе.
Пятая группа включает в себя:
- - земельные участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
- - земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- - земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
- - земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
- - земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
- - земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.
Из представленного кадастрового дела спорного земельного участка следует, что с 2001 года по настоящее время с ГКН вид разрешенного использования определен как "Гидротехнические и коммунальные сооружения энергетики и водоснабжения".
Как установлено судом и следует из материалов дела, фактическое использование земли не менялось, земельный участок был предоставлен и использовался под золоотвал.
Золошлакоотвал - это сооружение, предназначенное для складирования золы и шлака от тепловой станции. Данное сооружение является частью технологического процесса по выработке тепло- и электро-энергии. Золоотвал располагается на непригодном (малопригодном) для других целей земельном участке вблизи к площадке электростанции.
Нерюнгринская ГРЭС является тепловой станцией. Золоотвал является обслуживающим ее сооружением.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 14:19:0206002:328 относится к первой группе земель промышленности и иного специального назначения, определяемой в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Судом также учтено, что согласно вступившему в силу с 24.12.2014 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, размещение золоотвалов как обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений определено описанием вида разрешенного использования земельного участка с кодом 6.7.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.04.2012 N 143 (т. 2 л.д. 118-121) утверждены средний уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) (приложение N 1) и утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2.
Как следует из приложения N 1 к постановлению Правительства РС (Я) от 09.04.2012 N 143, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по Нерюнгринскому району по 1 группе составляет 16 рублей за квадратный метр.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:328 составит 19 959 920 руб. (1 247 495 кв. м х 16).
С учетом правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818\\2014 установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда на будущее время.
С учетом изложенного заявленное требование подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлины в размере 4000 рублей.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что судебные расходы, понесенные истцом при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра". При этом, то обстоятельство, что ответчик выполняет функции органа государственной власти, не имеет правового значения при взыскании с него судебных расходов, так как статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не регулирует вопрос о распределении судебных расходов.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно возложил понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей на ответчика - кадастровую палату, что соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", где указано, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта другого лица, органа власти, в том числе суда) совершать действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.
Указанный подход соответствует практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 11.06.2015 по делу N А10-3602/2014.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2015 N 04АП-2200/2015 ПО ДЕЛУ N А58-7275/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу N А58-7275/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 (суд первой инстанции - Терских В.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Нерюнгринская ГРЭС") (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:328, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринской ГРЭС, общей площадью 1 247 495 кв. м, вид разрешенного использования - "земельные участки для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов других сооружений и объектов энергетики" и соответствующую данному виду кадастровую стоимость 168 411 руб. 83 коп.
Истец обратился с ходатайством от 11.12.2014 N 1-71/4936 (т. 2 л.д. 28) о замене ненадлежащего ответчика, ссылаясь на то, что исковое заявление предъявлено не к тому лицу, которое должно отвечать по настоящему иску, и на основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайствовало о замене ненадлежащего ответчика надлежащим - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия).
Определением суда от 18.12.2014 удовлетворено ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика.
В связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы не являются юридическими лицами, и не могут быть истцами и ответчиками в суде, замена произведена на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра).
Истцом заявлено уточнение требование (т. 1 л.д. л.д. 71-74). В заявлении от 05.12.2014 N 71/4846 истец уточнил требования и просил: установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:238, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринкой ГРЭС, общей площадью 1 247 490 кв. м вид разрешенного использования, соответствующий первой группе земель промышленности и иного специального назначения - "земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" и соответствующую данному виду кадастровую стоимость в размере 19 959 840 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 16 руб. /м.
В судебном заседании 06.03.2015 представитель заявителя с учетом сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, уточнил требования в части площади земельного участка - 1 247 495 кв. м, и, соответственно, в части, касающейся установления соответствующей данному виду кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 16 руб. /м.
Уточнение требований судом первой инстанции принято.
Определением суда от 11.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ИНН 1434027060, ОГРН 1031401720162, далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу с доводами заявителя жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 08.06.2015 объявлен перерыв до 9 час. 15 мин. 15.06.2015, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 14:19:0206002:0086 площадью 124,749 га ранее был предоставлен ОАО АК "Якутскэнерго" в аренду под золоотвал (т. 2 л.д. 88).
Позже, в связи с изменением собственника НГРЭС, между муниципальным образование "Нерюнгринский район" в лице Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (Арендодатель) и открытым акционерным обществом "Дальневосточная генерирующая компания" (Арендатор) заключен договор N 6 аренды земельного участка от 22.02.2007. (т. 1 л.д. 16-18).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения под кадастровым номером 14:19:0206002:0086, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, в 500 м на юго-восток от восточной части водохранилища Нерюнгринской ГРЭС, общей площадью 1 247 490 кв. м.
В соответствии с пунктом 1.2 договора участок предоставляется под золоотвал.
Срок действия договора аренды определен с 01.01.2007 по 31.12.2055.
Договор аренды земельного участка прошел регистрацию в Управлении Росреестра по РС (Я) 19.03.2007 (т. 2 л.д. 116).
Кадастровый номер земельного участка 14:19:0206002:0086 изменен на кадастровый номер 14:19:206002:328 (т. 1 л.д. 21).
В государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка указан как "Гидротехнические и коммунальные сооружения энергетики и водоснабжения".
Истец, указывая на то, что на протяжении значительного времени площадь земельного участка использовалась и продолжает использоваться в рамках договора аренды земельного участка N 6 от 22.02.2007 под золоотвал - гидротехническое сооружение, обслуживающее тепловую станцию, обратился с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.06.2014 N 818/14, при рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования и об оспаривании соответствующего установленному виду разрешенного использования размера кадастровой стоимости земельных участков необходимо учитывать правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отношении различных способов защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств споров.
В случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 сформулирована правовая позиция о том, что аналогичные споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Поскольку вид разрешенного использования будет установлен решением суда и сведения о кадастровой стоимости участка будут внесены в ГКН во исполнение судебного акта, то изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время.
Поскольку рассматриваемый спор относится к данной категории споров, поэтому заявленные обществом требования правильно квалифицированы судом первой инстанции как иск об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости и спор рассмотрен по общим правилам искового производства.
Доводы ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду неправомерны.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Изменения, направленные на исключение дел по спорам о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов, впервые были внесены в части 1 и 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности статьей 3 Федерального закона от 04.06.2014 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) посредством замены слов "арбитражными судами" словом "судами".
Федеральный закон N 143-ФЗ установил также родовую подсудность указанных споров, дополнив часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, рассматриваемый спор не касается установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок общества к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли другого специального назначения".
В силу части 2 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Статьей 89 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики (пункт 1). В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (подпункт 1 пункта 2).
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ). На момент обращения истца в суд нормативный акт, устанавливающий классификатор видов разрешенного использования земельных участков, не вступил в силу.
В силу статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункту 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 (далее - Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования.
По смыслу пунктов 1.3, 1.4 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
При этом вид разрешенного использования влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка как в случае определения этой стоимости путем умножения площади участка на удельный показатель одного квадратного метра, определяемый в зависимости от вида разрешенного использования, так и в случае определения кадастровой стоимости конкретного участка путем ее оценки независимым оценщиком. Поэтому точность содержащейся в ГКН информации о виде разрешенного использования имеет для государственной кадастровой оценки определяющее значение, а правообладатель имеет законный интерес в уточнении содержащейся в ГКН информации.
В соответствии с разделом 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в следующие группы.
Первая группа включает в себя:
- - земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности;
- - земельные участки, предоставленные для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта;
- - земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Как следует из материалов дела, арендуемый земельный участок отнесен к пятой группе.
Пятая группа включает в себя:
- - земельные участки для размещения эксплуатационных предприятий связи, у которых на балансе находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
- - земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
- - земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
- - земельные участки морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
- - земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
- - земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.
Из представленного кадастрового дела спорного земельного участка следует, что с 2001 года по настоящее время с ГКН вид разрешенного использования определен как "Гидротехнические и коммунальные сооружения энергетики и водоснабжения".
Как установлено судом и следует из материалов дела, фактическое использование земли не менялось, земельный участок был предоставлен и использовался под золоотвал.
Золошлакоотвал - это сооружение, предназначенное для складирования золы и шлака от тепловой станции. Данное сооружение является частью технологического процесса по выработке тепло- и электро-энергии. Золоотвал располагается на непригодном (малопригодном) для других целей земельном участке вблизи к площадке электростанции.
Нерюнгринская ГРЭС является тепловой станцией. Золоотвал является обслуживающим ее сооружением.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 14:19:0206002:328 относится к первой группе земель промышленности и иного специального назначения, определяемой в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Судом также учтено, что согласно вступившему в силу с 24.12.2014 классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, размещение золоотвалов как обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений определено описанием вида разрешенного использования земельного участка с кодом 6.7.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.04.2012 N 143 (т. 2 л.д. 118-121) утверждены средний уровень кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) (приложение N 1) и утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам и городским округам Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2.
Как следует из приложения N 1 к постановлению Правительства РС (Я) от 09.04.2012 N 143, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по Нерюнгринскому району по 1 группе составляет 16 рублей за квадратный метр.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:19:0206002:328 составит 19 959 920 руб. (1 247 495 кв. м х 16).
С учетом правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818\\2014 установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда на будущее время.
С учетом изложенного заявленное требование подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлины в размере 4000 рублей.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что судебные расходы, понесенные истцом при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра". При этом, то обстоятельство, что ответчик выполняет функции органа государственной власти, не имеет правового значения при взыскании с него судебных расходов, так как статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не регулирует вопрос о распределении судебных расходов.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно возложил понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей на ответчика - кадастровую палату, что соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", где указано, что законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта другого лица, органа власти, в том числе суда) совершать действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд.
Указанный подход соответствует практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 11.06.2015 по делу N А10-3602/2014.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 года по делу N А58-7275/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)