Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 24.06.2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 года


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Сафина Ф.Ф.
Портянова А.Г.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Х.И.Р. - Х.Р.Ф. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Х.И.Р. об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия

установила:

Х.И.Р. обратилась в суд по месту своего жительства с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование своих требований указала, что <...> она подала в Администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан заявление о предоставлении ей в собственность однократно и бесплатно земельного участка в границах городского округа <...> для индивидуального жилищного строительства, как работнику бюджетной сферы в порядке подпункта 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации <N...> от <...> Х.И.Р. было отказано в постановке ее на учет для предоставления земельного участка под строительство, на основании несоответствия условию подпункта 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона.
По мнению заявителя, Комиссия по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в своем решении об отказе должна была сослаться на конкретную норму жилищного законодательства, на основании которой Х.И.Р. не является нуждающейся в жилых помещениях.
Х.И.Р. просила признать незаконным решение Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства Управления по земельным ресурсам Администрации от <...> об отказе Х.И.Р. в постановке на учет для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство; обязать муниципальный орган устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно, обязать муниципальный орган поставить ее на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, датой на день принятия решения об отказе.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Х.И.Р. - Х.Р.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что суд неправильно определил обстоятельство, имеющее значение для дела, не применил норму материального права, подлежащую применению, нарушил нормы процессуального права о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, неправильно применил нормы права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Х.И.Р. - Х.Р.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. п. 3 п. 2.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 04.03.2014) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства: относятся работники организаций бюджетной сферы, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не являющиеся собственниками жилых помещений, работающие по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в следующих случаях:
а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством;
б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
в) проживающие в общежитии;
г) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления
В силу с ч. 2 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
По правилам ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
При системном толковании вышеизложенных положений во взаимосвязи с Жилищным кодексом РФ, Приказом Минрегиона РФ от 25 февраля 2005 года N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма", постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года N 2846 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" усматривается, что у гражданина, признанного нуждающимся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, установленными ст. ст. 51, 52 ЖК РФ, то есть при наличии решения органа местного самоуправления о принятии его на учет в качестве такового, возникает право на льготное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что Х.И.Р. является работником организации бюджетной сферы - преподавателем ГБОУВПО "БГМУ".
<...>г. Х.И.Р. обратилась в администрацию ГО <...> РБ с заявлением о предоставлении ей как работнику бюджетной сферы и ее семье, в собственность, однократно и бесплатно, земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа <...> Республики Башкортостан.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации <N...> от <...> Х.И.Р. было отказано в постановке ее на учет для предоставления земельного участка под строительство, на основании несоответствия условию подпункта 3 пункта 2.1 статьи 10 Закона.
Х.И.Р. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 3 ч. 2.1 ст. 10 указанного Закона, как нуждающаяся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.
Однако бесспорных доказательств того, что Х.И.Р. распоряжением органа местного самоуправления признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве таковой, суду не представлено.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что согласно справке о регистрации, Х.И.Р. и Х.Р.Ф. зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении - квартире по <...> общей площадью <...> кв. м, жилой <...> кв. м (л.д. 39), производят квартплату за пользование жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения Х., который вселил их в указанное помещение бессрочно.
В судебном заседании представитель Х.И.Р. - Х.Р.Ф. пояснил, что договора аренды или поднайма они с собственником жилого помещения не заключали. Пользуются квартирой в целом.
Решением Совета городского округа <...> РБ от <...> <N...> "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа <...> РБ", учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа <...> Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере менее <...> кв. м общей площади на одного человека.
Таким образом, применительно к ст. 51 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что супруги Х.И.Р. и Х.Р.Ф. обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. При этом, имея постоянную регистрацию в жилом помещении, принадлежащем его собственнику, Х. обладают равным с собственником указанного жилого помещения правом пользования указанным жилым помещением. При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, при соблюдении учетной нормы занимаемого жилого помещения, оснований для признания Х.И.Р. нуждающейся в жилом помещении не имеется.
Таким образом, разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований в признании незаконным решения Комиссии по вопросам однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства Управления по земельным ресурсам Администрации от <...> об отказе Х.И.Р. в постановке на учет для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, поскольку оно вынесено в установленном законом порядке в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельство, имеющее значение для дела, являются несостоятельными, поскольку суд с учетом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, определенных на основании требований заявителя, верно определил характер спорных правоотношений и нормы права, подлежащие применению.
Ссылка в жалобе на то, что суд не применил норму материального права, подлежащую применению, неправильно применил нормы права, являются несостоятельными, поскольку основан на ошибочном толковании заявителем норм материального права и направлен на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных судом доказательств.
Указание в жалобе на то, что суд нарушил нормы процессуального права о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, является несостоятельной, поскольку судом надлежащим образом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны.
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Х.И.Р. - Х.Р.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий
З.Х.ОСЕТРОВА

Судьи
Ф.Ф.САФИН
А.Г.ПОРТЯНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)