Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2015 N Ф05-4275/2015 ПО ДЕЛУ N А41-30774/14

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании восстановить сведения.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым решением из государственного кадастра недвижимости были аннулированы сведения о земельном участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. по делу N А41-30774/14


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Экологические технологии": Ермоленко М.Б. (дов. от 13.05.2014 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Рузского муниципального района Московской области: Юминова А.Ю. (дов. N 4494 от 29.08.2014 г.);
- от третьего лица ФГКУ "Центральное ТУИО": Ситалиевой Д.С. (дов. N 141/1/7/2702-исх от 24.09.2014 г.);
- от третьего лица ОАО "Рузский РСК": не явились, извещены,
рассмотрев 03 июня 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Экологические технологии"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 г.,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-30774/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ОГРН 1105075002702; 143103, Московская область, Рузский район, г. Руза, Интернациональный пер., д. 7)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1), Администрации Рузского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007589199; 143100, Московская область, Рузский район, г. Руза, ул. Солнцева, д. 11)
о признании незаконным решения и обязании осуществить определенные действия,
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467; 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 41); открытое акционерное общество "Рузский Районный специализированный комбинат" (ОГРН 1085075001747; 143103, Московская область, Рузский район, г. Руза, пер. Урицкого, д. 18)

установил:

12 апреля 2011 г. Главой Администрации Рузского муниципального района Московской области было издано постановление N 1701 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Дороховское, вблизи д. Староникольское, площадью 195 940 кв. м из земель государственной неразграниченной собственности.
15 июля 2011 г. указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0060208:102 и категории "земли промышленности".
Постановлением Главы Администрации Рузского муниципального района Московской области N 3245 от 22 августа 2012 г. земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060208:102 был предоставлен в аренду открытому акционерному обществу "Рузский Районный специализированный комбинат" (далее - ОАО "Рузский РСК").
22 августа 2012 г. между Администрацией Рузского муниципального района Московской области и ОАО "Рузский РСК" заключен договор аренды N 183 земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, площадью 195 940 кв. м с кадастровым номером 50:19:0060208:102, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, сельское поселение Дороховское, вблизи д. Староникольское, категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального разрешения".
07 декабря 2012 г. между ОАО "Рузский РСК" и обществом с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "Экологические технологии", общество, истец) был подписан договор уступки прав и перевода долга по договору аренды земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 г. по делу N А41-3615/12 были приняты обеспечительные меры, в том числе в части запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управлению Росреестра по Московской области) осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0060208:102.
27 января 2014 г. Арбитражным судом Московской области по делу N А41-3615/12 вынесено определение об отмене обеспечительных мер в отношении указанного выше земельного участка.
21 марта 2014 г. договор аренды N 183 от 22 августа 2012 г. и договор передачи прав и перевода долга по договору аренды земельного участка от 07 декабря 2012 г. прошли государственную регистрацию права (регистрационный номер 50-50-19/012/2014-340).
19 августа 2013 г. Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) принято решение N МО-13/РКФ-389236 об исключении (аннулировании) сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0060208:102 из государственного кадастра недвижимости на основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
Постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области N 206 от 24 января 2014 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, находящегося по адресу: Московская обл., Рузский муниципальный район, с/п Дороховское, п. Дорохово" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью 1 613 553 кв. м, из земель государственной неразграниченной собственности, находящегося по адресу: Московская обл., Рузский муниципальный район, с/п Дороховское, п. Дорохово (пункт 1).
Пунктом 2 постановления указанный земельный участок отнесен к категории земель - "земли запаса".
Вид разрешенного использования указанного земельного участка установлен - "для размещения объектов недвижимого имущества военного городка N 311 б" (пункт 3).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 50:19:0000000:19724.
Ссылаясь на те обстоятельства, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19724 пересекают существовавшие в кадастре границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0060208:102, ООО "Экологические технологии" обратилось в арбитражный суд Московской области с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрации Рузского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" о выполнении кадастровой процедуры N МО-13/РКФ-389236 от 19 августа 2013 г. в части исключения (аннулировании) сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0060208:102;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Экологические технологии" путем восстановления сведений в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0060208:102;
- о признании незаконным постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 206 от 24 января 2014 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Дороховское, п. Дорохово";
- об исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:19724.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "Центральное ТУИО" и ОАО "Рузский РСК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2014 г. заявленные ООО "Экологические технологии" требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ФГБУ "ФКП Росреестра" оснований для аннулирования сведений о спорном земельном участке в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, ввиду приостановления государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060208:102 в связи с принятием арбитражным судом обеспечительных мер.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2014 г. отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Экологические технологии" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 названного Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Закона.
В силу части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России N 42 от 04 февраля 2010 г., предусмотрено, что "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в частности в случае истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничениях (обременениях) прав на него.
Таким образом, законодательство о кадастровом учете связывает обязанность органов кадастрового учета по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений, носящих временный характер, именно с фактом отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок по истечении двух лет с даты его постановки на кадастровый учет.
Данная норма закона носит императивный характер и не содержит каких-либо исключений и оговорок для ее применения.
Согласно части 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Договор уступки права аренды на земельный участок подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента государственной регистрации.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у кадастрового органа оснований, предусмотренных частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, для аннулирования сведений о земельном участке из государственного кадастрового учета, поскольку двухлетний срок с момента постановки спорного земельного участка на кадастровый учет истек в июле 2013 г.
При этом судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0060208:102 был поставлен на кадастровый учет 15 июля 2011 г. и сведения о нем носили временный характер до 16 июля 2013 г.
Относительно требований заявителя о признании незаконным постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области N 206 от 24 января 2014 г. и исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0000000:19724 суд апелляционной инстанции указал, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:19724 является ФГКУ "Центральное ТУИО", и, следовательно, между заявителем и ФГКУ "Центральное ТУИО" имеется спор о праве (спор о границах земельного участка), однако требования к последнему в рамках данного дела не заявлены.
Суд апелляционной инстанции также указал, что само по себе постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области N 206 от 24 января 2014 г. не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что заявитель обжалует решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19 августа 2013 г. и постановление Администрации Рузского муниципального района N 206 от 24 января 2014 г., в то время как государственная регистрация договора уступки прав и перевода долга по договору аренды земельного участка произведена 21 марта 2014 г., т.е. после вынесения оспариваемых решения и постановления.
В этой связи не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о том, что государственная регистрация договора уступки прав и перевода долга по договору аренды земельного участка от 07 декабря 2012 г. была приостановлена.
Обращает на себя и то обстоятельство, что согласно пункту 4.4.6 договора N 183 от 22 августа 2012 г. арендатор обязался после подписания настоящего договора (изменений и дополнений к нему) в течение 7 календарных дней направить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а обеспечительные меры приняты судом 11 декабря 2012 г., однако государственная регистрация договора осуществлена после издания оспариваемых решения и постановления.
С учетом приведенных обстоятельств отсутствует совокупность условий, необходимых для признания оспариваемых решения и постановления незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на письмо Минэкономразвития России N 14-9817-НА.
Между тем, указанное письмо не является нормативным правовым актом.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 г. по делу N А41-30774/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Экологические технологии" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)