Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 10АП-16728/2014 ПО ДЕЛУ N А41-55742/14

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А41-55742/14


Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2014 года, принятое судьей Уваровым А.О., по делу N А41-55742/14 по заявлению ЗАО "Проект Плюс" к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия,
при участии в заседании:
- от заявителя - Трофимчук Р.В. по доверенности от 16.10.2014;
- от заинтересованного лица - Ермоленко С.В. по доверенности N 14-д от 02.02.2015,

установил:

ЗАО "Проект плюс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с требованиями: признать незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка; обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района принять решение о предоставлении в аренду ЗАО "Проект плюс" земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11, для размещения придорожного сервиса, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Березняковское, д. Бобошино, на срок 15 лет; обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района заключить с ЗАО "Проект плюс" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11, для размещения придорожного сервиса, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Березняковское, д. Бобошино, на срок 15 лет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 декабря 2014 года по делу N А41-55742/14 признано незаконным бездействие Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выразившееся в ненаправлении ЗАО "Проект плюс" в установленный законом срок ответа на заявление от 05.05.2014 N 15 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11; Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обязана в срок не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду ЗАО "Проект плюс" аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11 и направить подписанный со своей стороны договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, в которой администрация просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, что 02.05.2012 ЗАО "Проект плюс" обратилось в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему в аренду на 15 лет земельного участка для размещения придорожного сервиса площадью 20 000 кв. м по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Березняковское, д. Бобошино.
На заседании Комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района 25.09.2012 было принято решение согласовать предоставление земельного участка в соответствии с законодательством.
ЗАО "Проект плюс" была изготовлена и согласована с администрацией района схема планировочной организации, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и акт выбора земельного участка.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области N 2184-ПГ от 03.10.2013 предварительно согласован выбор земельного участка и места размещения объекта ЗАО "Проект плюс" для размещения придорожного сервиса, утвержден акт о выборе земельного участка.
На основании данного постановления был подготовлен межевой план земельного участка для постановки его на кадастровый учет.
Испрашиваемый земельный участок 29.04.2014 был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:05:0130413:11.
Заявитель обратился в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130413:11 в аренду на 15 лет, с приложением кадастрового паспорта на земельный участок от 29.04.2014.
Заявитель, обращаясь с настоящими требованиями, указал на то, что до настоящего времени заинтересованным лицом непринято решение о предоставлении и заключении договора аренды земельного участка.
Полагая, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (пункт 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом представлены в администрацию все необходимые документы, предусмотренные законом.
Вместе с тем, решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято не было, соответствующий договор не заключен.
При данных обстоятельствах Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области допущено бездействие по нерассмотрению заявления ЗАО "Проект Плюс" о предоставлении в аренду земельного участка и принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении в аренду такого участка.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В отношении предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта Земельным кодекса Российской Федерации не предусмотрено обязательного условия по предоставлению таких земельных участков исключительно на торгах.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В ходе процедуры по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка Главой Сергиево-Посадского муниципального района Московской области принято Постановление от 03.10.2013 N 2184-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта.
При этом в материалы дела представлено Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290, в соответствии с которым предоставление в собственности или аренду вновь выделяемых земельных участков на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области осуществлялось только путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Постановление от 09.09.2014 N 1530-ПГ, которым отменено Постановление от 03.10.2013 N 2184-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения, мотивировано тем, что при предоставлении заявителю земельного участка не была соблюдена процедура проведения торгов.
Как следует из преамбулы Постановления от 09.09.2014 N 1530-ПГ, оно принято на основании Постановления от 03.04.2008 N 290.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290 утратило силу в силу Постановления от 16.04.2014 N 642-ПГ, о чем администрацией сделана соответствующая отметка.
Следовательно, Постановление Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.04.2008 N 290 утратило силу до принятия органом местного самоуправления ненормативного правового акта об отмене Постановления от 03.10.2013 N 2184-ПГ о предварительном согласовании ЗАО "Проект Плюс" выбора земельного участка и места размещения объекта.
При данных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 09.09.2014 N 1530-ПГ не подлежит применению к спорным правоотношениям, и Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.10.2013 N 2184-ПГ о предварительном согласовании ЗАО "Проект Плюс" выбора земельного участка и места размещения объекта является действующим.
В этой связи суд отклонил довод Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о том, что правовых оснований для предоставления ЗАО "Проект Плюс" испрашиваемого земельного участка не имелось, поскольку Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 03.10.2013 N 2184-ПГ о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта отменено Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 09.09.2014 N 1530-ПГ, и предоставление такого земельного участка возможно только на торгах.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
В целях устранения допущенных заинтересованным лицом нарушений, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод Администрации о том, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка размещено в неустановленной для этих целей газете не соответствует законодательству.
Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган местного самоуправления опубликовывает сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования.
В соответствии со статьей 2 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района не представила решения главы Сергиево-Посадского муниципального района об определении периодического издания для публикации сообщений о предоставлении в аренду земельного участка.
Ссылка Администрации на пункт 4.5 Решения Сергиево-Посадского муниципального района от 08.10.2009 N 168-МЗ "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области" является несостоятельной, поскольку данная норма регулирует порядок публикации извещений о проведении торгов, а не сообщения о предоставлении в аренду земельного участка.
Информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка размещено в муниципальной общественно-политической газете Сергиево- Посадского района "Вперед". Данная газета была представлена на обозрение суда. Помимо распространений по организациям и физическим лицам, направляется в библиотеки муниципального образования, в которые заинтересованные лица имеют свободный доступ, а также распространяется по подписке.
Таким образом, издание - муниципальная общественно-политическая газета Сергиево- Посадского района "Вперед" - является периодическим печатным изданием, имеющим постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; зарегистрировано в Московском региональном управлении Комитета Российской Федерации по печати, регистрационное свидетельство N А-5343; с изданием Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района заключен договор на публикацию нормативных актов муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области", заказчиком публикации явилась Администрация Сергиево-Посадского муниципального района; в издании размещаются нормативные и ненормативные акты муниципального образования "Сергиево-Посадский муниципальный район".
Из вышеизложенного следует, что информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка является надлежащей публикацией (в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации) в периодическом издании.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 01.12.2014 по делу N А41-55742/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)