Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
от ООО "ДЕТДОМСТРОЙ": Чуланова А.Д., доверенность от 23.06.2015 г.,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-8235/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка недействительным и обязании восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕТДОМСТРОЙ" (далее - ООО "ДЕТДОМСТРОЙ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0040701:383, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, выраженного в письме N 5055 от 27.11.2014 г.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040701:383 в аренду ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" без проведения торгов (аукциона) и заключить с ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (аукциона).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 68 - 70).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены норма материального права (л.д. 73 - 74).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя ООО "ДЕТДОМСТРОЙ", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2010 года ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" обратилось в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением N 1038 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м, в д. Востряковское, ул. Новая, Воскресенского района Московской области, для строительства магазина (л.д. 38).
03.04.2010 года в газете "Наше слово" было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 39).
По истечении месяца с даты опубликования указанного выше объявления, заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в Администрацию Воскресенского муниципального района не поступало.
Согласно письму администрации N 1891 от 06.05.2010 г., рабочей комиссией принято решение в соответствии со статьями 29, 22 Земельного кодекса Российской Федерации оформлять предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 41).
Во исполнение указанного решения заявитель согласовал акт о выборе земельного участка от 06.07.2012 г. для строительства магазина со всеми необходимыми инстанциями, в том числе с Администрацией Воскресенского муниципального района (л.д. 42 - 43).
Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 был утвержден акт о выборе и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв. м для строительства магазина, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянская, улица Новая.
В материалы дела представлена согласованная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый квартал 50:29:0040701 (л.д. 44 - 46).
28.01.2014 года Администрацией городского поселения Хорлово Воскресенского муниципального района было принято постановление N 12, в соответствии с которым утвержден градостроительный план земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0040701, адрес местоположения: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, испрашиваемого в аренду, для строительства магазина ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" (л.д. 47).
Градостроительный план земельного участка, предоставленный заявителю администрацией предоставлен в материалы дела (л.д. 48 - 52).
Заявителем за счет собственных средств были произведены кадастровые работы испрашиваемого в аренду земельного участка.
Из кадастрового паспорта от 26.09.2014 N МО-14/ЗВ-1539639 следует, что испрашиваемый земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 24.09.2014 года, имеет кадастровый номер 50:29:0040701:383, площадь 1500 +/- 14 кв. м, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, улица Новая, категорию земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства магазина" (л.д. 36).
27.11.2014 года Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области в адрес ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" было направлено письмо N 5055, содержащее решение администрации об отказе в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040701:383 для строительства магазина, со ссылкой на то обстоятельство, что после постановки на государственный кадастровый учет и согласования с межведомственной комиссией при министерстве имущественных отношений Московской области данный земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со статьями 29 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 53).
Не согласившись с данным решением, ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 был утвержден акт о выборе и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв. м для строительства магазина, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянская, улица Новая.
Указанное решение было вынесено в порядке пункта 2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) регламентировавшей предоставления земельного участка для строительства магазина с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как обоснованно указано судом области, постановление Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 никем не оспорено, не отменено и не признано недействительным.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
- государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких дополнительных согласований для предоставления земельного участка в аренду, путем осуществления предварительного выбора и после утверждения схемы расположения и акта о выборе земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В рассматриваемом случае, администрация доказательств, свидетельствующих об обоснованности принятия решения о предоставлении спорного земельного участка путем проведения торгов, в материалы дела не представила (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0040701:383, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, выраженного в письме N 5055 от 27.11.2014 г.
При этом, признавая оспариваемое решение незаконным, суд области в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя правомерно обязал администрацию предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040701:383 в аренду ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" без проведения торгов (аукциона) и заключить с ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (аукциона).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-8235/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2015 N 10АП-4280/2015 ПО ДЕЛУ N А41-8235/15
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N А41-8235/15
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
от ООО "ДЕТДОМСТРОЙ": Чуланова А.Д., доверенность от 23.06.2015 г.,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-8235/15, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка недействительным и обязании восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕТДОМСТРОЙ" (далее - ООО "ДЕТДОМСТРОЙ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0040701:383, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, выраженного в письме N 5055 от 27.11.2014 г.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040701:383 в аренду ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" без проведения торгов (аукциона) и заключить с ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (аукциона).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 68 - 70).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены норма материального права (л.д. 73 - 74).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя ООО "ДЕТДОМСТРОЙ", исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2010 года ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" обратилось в Администрацию Воскресенского муниципального района Московской области с заявлением N 1038 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв. м, в д. Востряковское, ул. Новая, Воскресенского района Московской области, для строительства магазина (л.д. 38).
03.04.2010 года в газете "Наше слово" было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 39).
По истечении месяца с даты опубликования указанного выше объявления, заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в Администрацию Воскресенского муниципального района не поступало.
Согласно письму администрации N 1891 от 06.05.2010 г., рабочей комиссией принято решение в соответствии со статьями 29, 22 Земельного кодекса Российской Федерации оформлять предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 41).
Во исполнение указанного решения заявитель согласовал акт о выборе земельного участка от 06.07.2012 г. для строительства магазина со всеми необходимыми инстанциями, в том числе с Администрацией Воскресенского муниципального района (л.д. 42 - 43).
Постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 был утвержден акт о выборе и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв. м для строительства магазина, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянская, улица Новая.
В материалы дела представлена согласованная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый квартал 50:29:0040701 (л.д. 44 - 46).
28.01.2014 года Администрацией городского поселения Хорлово Воскресенского муниципального района было принято постановление N 12, в соответствии с которым утвержден градостроительный план земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0040701, адрес местоположения: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, испрашиваемого в аренду, для строительства магазина ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" (л.д. 47).
Градостроительный план земельного участка, предоставленный заявителю администрацией предоставлен в материалы дела (л.д. 48 - 52).
Заявителем за счет собственных средств были произведены кадастровые работы испрашиваемого в аренду земельного участка.
Из кадастрового паспорта от 26.09.2014 N МО-14/ЗВ-1539639 следует, что испрашиваемый земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 24.09.2014 года, имеет кадастровый номер 50:29:0040701:383, площадь 1500 +/- 14 кв. м, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, улица Новая, категорию земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для строительства магазина" (л.д. 36).
27.11.2014 года Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области в адрес ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" было направлено письмо N 5055, содержащее решение администрации об отказе в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040701:383 для строительства магазина, со ссылкой на то обстоятельство, что после постановки на государственный кадастровый учет и согласования с межведомственной комиссией при министерстве имущественных отношений Московской области данный земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе) в соответствии со статьями 29 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 53).
Не согласившись с данным решением, ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 был утвержден акт о выборе и утверждена схема расположения земельного участка площадью 1500 кв. м для строительства магазина, местоположение: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянская, улица Новая.
Указанное решение было вынесено в порядке пункта 2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) регламентировавшей предоставления земельного участка для строительства магазина с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как обоснованно указано судом области, постановление Администрации Воскресенского муниципального района Московской области от 07.07.2014 года N 1605 никем не оспорено, не отменено и не признано недействительным.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта производится в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
- государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких дополнительных согласований для предоставления земельного участка в аренду, путем осуществления предварительного выбора и после утверждения схемы расположения и акта о выборе земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В рассматриваемом случае, администрация доказательств, свидетельствующих об обоснованности принятия решения о предоставлении спорного земельного участка путем проведения торгов, в материалы дела не представила (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером 50:29:0040701:383, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для строительства магазина, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Вострянское, ул. Новая, выраженного в письме N 5055 от 27.11.2014 г.
При этом, признавая оспариваемое решение незаконным, суд области в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя правомерно обязал администрацию предоставить земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040701:383 в аренду ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" без проведения торгов (аукциона) и заключить с ООО "ДЕТДОМСТРОЙ" договор аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (аукциона).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 года по делу N А41-8235/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)