Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 (судья Кофанова Н.В.).
В заседании приняли участие представители:
Садового некоммерческого товарищества "Рассвет" - Москалев Р.А. (доверенность от 17.02.2014), Сидоров Д.А. (доверенность от 14.03.2014).
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Садовому некоммерческому товариществу "Рассвет" (далее - СНТ "Рассвет", ответчик) о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенного между Администрацией района и СНТ "Рассвет", недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания СНТ "Рассвет" возвратить истцу по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 162-164).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация сельсовета, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2014 (резолютивная часть объявлена 17.01.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация района (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 44-48).
Податель жалобы считает, что обжалуемый судебный акт основан на неправильном применении норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в соответствии с нормами статей 13 - 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях) земельный участок мог быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель, который, в свою очередь, формируется в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом согласно справке от 05.12.2013 N 01-22/7066 сведения о фонде перераспределения земель у муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, в ведении которого находится спорный земельный участок, отсутствуют.
Также податель жалобы считает, что именно списочное количество лиц, изъявивших желание получить дачные земельные участки, является основным фактором для определения площади всего земельного участка, подлежащего предоставлению в аренду.
Податель жалобы отметил, что несоблюдение процедуры предоставления дачных земельных участков привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков.
Администрация сельсовета представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласилась с доводами подателя жалобы.
СНТ "Рассвет" также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указал, что земельный участок был предоставлен ему в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация района представила возражения на отзыв СНТ "Рассвет", в которых указала на неправомерность ссылки ответчика на нормы статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.04.2014 судебное разбирательство было отложено на 19.05.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца и третьего лица не явились. От Администрации района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. С учетом мнения представителей СНТ "Рассвет" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации района и Администрации сельсовета.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СНТ "Рассвет" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.10.2013 (т. 1, л.д. 35-38).
Учредителями при создании СНТ "Рассвет" было 5 человек (т. 1, л.д. 35 оборот).
СНТ "Рассвет" в лице председателя Сокаева И.Б. 06.10.2009 обратилось в Администрацию района с заявлением о предоставлении СНТ "Рассвет" на платной основе земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" площадью 7,5 га в с. Южный Урал.
В заявлении указание на какие-либо приложения отсутствует.
В газете "Сельские вести" опубликовано объявление о возможности предоставления в соответствии со статьями 11, 19 Закона о садоводческих объединениях земельного участка площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен примерно в 180 м на юг от с. Южный Урал, правая сторона автодороги Илек-Оренбург, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 71).
Постановлением Администрации района от 03.02.2010 N 596-п утвержден акт выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 66).
На основании постановления Администрации района от 25.04.2011 N 2451-п "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 56:21:2802001:506 СНТ "Рассвет" между Администрацией района (арендодатель) и СНТ "Рассвет" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12 (т. 1, л.д. 4-11).
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, из государственных земель, не разграниченных в обороте, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, согласно кадастровому паспорту - приложение N 1, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Ограничения, обременения в пользовании земельным участком отсутствуют.
В силу пункта 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 25.04.2011 по 05.04.2016.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.05.2011 (т. 1, л.д. 79 оборот).
В материалы дела представлен кадастровый план от 12.01.2011 N 56/11-738, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 (т. 1, л.д. 81-83).
В настоящее время указанный земельный участок разделен на следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 98-150).
Решением общего собрания СНТ "Рассвет" от 24.04.2013 вновь образованные земельные участки распределены за членами СНТ "Рассвет", которых на указанную дату было 51 челок (т. 2, л.д. 12-14).
Какие-либо договоры в отношении указанных земельных участков с членами СНТ "Рассвет" не заключены.
Администрация сельсовета представила информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования Южноуральский сельсовет (т. 2, л.д. 19).
Истец, ссылаясь на то, что при заключении договора был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков дачным, садоводческим объединениям граждан, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что из норм действующего законодательства не следует, что порядок обращения граждан с заявлениями о выделении земельных участков для садоводства до момента их организации в садовые объединения распространяется и на порядок выделения земельного участка дачному некоммерческому объединению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе (пункт 2 статьи). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (пункт 3 статьи).
В силу статьи 168 названного Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 29 названного Кодекса земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 81 названного Кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для целей ведения дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона о садоводческих объединениях.
Согласно статье 13 названного Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона о садоводческих объединениях, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом о садоводческих объединениях, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
Учитывая изложенное, в предмет доказывания по настоящему делу входит вопрос о соответствии порядка предоставления земельного участка требованиям Закона о садоводческих объединениях.
По смыслу пункта 2 статьи 14 названного Закона предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Как отмечено ранее, Администрация сельсовета представила информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования Южноуральский сельсовет (т. 2, л.д. 19).
Доказательства определения варианта предоставления земельных участков с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что предполагают нормы главы III Закона о садоводческих объединениях, также отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 13 названного Закона предусмотрена регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков органами местного самоуправления по месту жительства граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка органом местного самоуправления, а также утверждение им списка.
Пунктом 1 статьи 14 названного Закона определено, что ходатайство о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, подается органом местного самоуправления по месту жительства заявителей.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено сведений об учете учредивших СНТ "Рассвет" граждан, а также граждан, перечисленных в представленном ответчиком списке граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией района.
Списки членов СНТ "Рассвет" (т. 2, л.д. 88) не являются тождественными спискам нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, которые ведутся и утверждаются органами местного самоуправления.
Кроме того, Законом о садоводческих объединениях не предусмотрено обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка инициативной группой граждан. Такие действия в силу пункта 1 статьи 14 названного Закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан.
Названное позволяет сделать вывод о решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка Администрацией района по заявлению ненадлежащего лица.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (пунктом 4 указанной статьи).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. Предусмотренная законом возможность последующего приобретения земельного участка в собственность членами дачного некоммерческого объединения исключает обоснованность доводов ответчиков об отсутствии необходимости соблюдения норм о максимальных размеров дачных участков. При этом, именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Между тем, заявление о предоставлении СНТ "Рассвет" земельного участка не содержит сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 13 Закона о садоводческих объединениях обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками осуществляется по месту жительства граждан.
То есть Закон исходит из приоритетного обеспечения земельными участками для указанных целей жителей соответствующей территории.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что действующим законодательством предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не соглашается с противоположными выводами арбитражного суда первой инстанции.
Приведенные выше обстоятельства и выводы свидетельствуют о недействительности заключенного с СНТ "Рассвет" договора аренды земельного участка.
Поэтому заявленные истцом требования о применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка Администрации района также являются обоснованными.
СНТ "Рассвет" надлежит возвратить Администрации района по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размеры причитающегося собственнику имущества возмещения. Учитывая фактическое предоставление земельного участка в аренду и его использование СНТ "Рассвет", в отсутствие доказательств превышения арендной платы пределов причитающегося возмещения, денежные средства, перечисленные (подлежащие перечислению) во исполнение спорного договора аренды, являются фактической платой за пользование земельным участком и возврату в качестве применения последствий недействительности договора не подлежат.
С учетом приведенных выше обстоятельств заявленные Администрацией района требования следует удовлетворить. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С СНТ "Рассвет" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 4000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 2000 руб., всего 6000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 отменить.
Исковые требования Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенный между Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и Садовым некоммерческим товариществом "Рассвет".
Применить последствия недействительности сделки: обязать Садовое некоммерческое товарищество "Рассвет" возвратить Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет".
Взыскать с Садового некоммерческого товарищества "Рассвет" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 4000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 2000 руб., всего 6000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
А.А.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 18АП-2602/2014 ПО ДЕЛУ N А47-10068/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 18АП-2602/2014
Дело N А47-10068/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 (судья Кофанова Н.В.).
В заседании приняли участие представители:
Садового некоммерческого товарищества "Рассвет" - Москалев Р.А. (доверенность от 17.02.2014), Сидоров Д.А. (доверенность от 14.03.2014).
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - Администрация района, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Садовому некоммерческому товариществу "Рассвет" (далее - СНТ "Рассвет", ответчик) о признании договора аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенного между Администрацией района и СНТ "Рассвет", недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания СНТ "Рассвет" возвратить истцу по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л.д. 162-164).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация сельсовета, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2014 (резолютивная часть объявлена 17.01.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация района (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 44-48).
Податель жалобы считает, что обжалуемый судебный акт основан на неправильном применении норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в соответствии с нормами статей 13 - 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих объединениях) земельный участок мог быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель, который, в свою очередь, формируется в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом согласно справке от 05.12.2013 N 01-22/7066 сведения о фонде перераспределения земель у муниципального образования Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, в ведении которого находится спорный земельный участок, отсутствуют.
Также податель жалобы считает, что именно списочное количество лиц, изъявивших желание получить дачные земельные участки, является основным фактором для определения площади всего земельного участка, подлежащего предоставлению в аренду.
Податель жалобы отметил, что несоблюдение процедуры предоставления дачных земельных участков привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков.
Администрация сельсовета представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласилась с доводами подателя жалобы.
СНТ "Рассвет" также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указал, что земельный участок был предоставлен ему в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация района представила возражения на отзыв СНТ "Рассвет", в которых указала на неправомерность ссылки ответчика на нормы статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.04.2014 судебное разбирательство было отложено на 19.05.2014.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца и третьего лица не явились. От Администрации района поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. С учетом мнения представителей СНТ "Рассвет" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации района и Администрации сельсовета.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СНТ "Рассвет" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2009, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.10.2013 (т. 1, л.д. 35-38).
Учредителями при создании СНТ "Рассвет" было 5 человек (т. 1, л.д. 35 оборот).
СНТ "Рассвет" в лице председателя Сокаева И.Б. 06.10.2009 обратилось в Администрацию района с заявлением о предоставлении СНТ "Рассвет" на платной основе земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" площадью 7,5 га в с. Южный Урал.
В заявлении указание на какие-либо приложения отсутствует.
В газете "Сельские вести" опубликовано объявление о возможности предоставления в соответствии со статьями 11, 19 Закона о садоводческих объединениях земельного участка площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен примерно в 180 м на юг от с. Южный Урал, правая сторона автодороги Илек-Оренбург, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 71).
Постановлением Администрации района от 03.02.2010 N 596-п утвержден акт выбора земельного участка для ведения садоводства гражданами - членами СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 66).
На основании постановления Администрации района от 25.04.2011 N 2451-п "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 56:21:2802001:506 СНТ "Рассвет" между Администрацией района (арендодатель) и СНТ "Рассвет" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12 (т. 1, л.д. 4-11).
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, из государственных земель, не разграниченных в обороте, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, согласно кадастровому паспорту - приложение N 1, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Ограничения, обременения в пользовании земельным участком отсутствуют.
В силу пункта 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 25.04.2011 по 05.04.2016.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.05.2011 (т. 1, л.д. 79 оборот).
В материалы дела представлен кадастровый план от 12.01.2011 N 56/11-738, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для проектирования и размещения дачного массива для коллективного садоводства, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001 (т. 1, л.д. 81-83).
В настоящее время указанный земельный участок разделен на следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет" (т. 1, л.д. 98-150).
Решением общего собрания СНТ "Рассвет" от 24.04.2013 вновь образованные земельные участки распределены за членами СНТ "Рассвет", которых на указанную дату было 51 челок (т. 2, л.д. 12-14).
Какие-либо договоры в отношении указанных земельных участков с членами СНТ "Рассвет" не заключены.
Администрация сельсовета представила информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования Южноуральский сельсовет (т. 2, л.д. 19).
Истец, ссылаясь на то, что при заключении договора был нарушен установленный законодательством порядок предоставления земельных участков дачным, садоводческим объединениям граждан, что привело к нарушению интересов неопределенного круга лиц - иных граждан, желающих и имеющих право на предоставление им дачных земельных участков, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что из норм действующего законодательства не следует, что порядок обращения граждан с заявлениями о выделении земельных участков для садоводства до момента их организации в садовые объединения распространяется и на порядок выделения земельного участка дачному некоммерческому объединению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе (пункт 2 статьи). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (пункт 3 статьи).
В силу статьи 168 названного Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 29 названного Кодекса земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 81 названного Кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для целей ведения дачного хозяйства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Закона о садоводческих объединениях.
Согласно статье 13 названного Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона о садоводческих объединениях, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом о садоводческих объединениях, без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях.
Учитывая изложенное, в предмет доказывания по настоящему делу входит вопрос о соответствии порядка предоставления земельного участка требованиям Закона о садоводческих объединениях.
По смыслу пункта 2 статьи 14 названного Закона предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Как отмечено ранее, Администрация сельсовета представила информацию об отсутствии фонда перераспределения земельных участков на территории муниципального образования Южноуральский сельсовет (т. 2, л.д. 19).
Доказательства определения варианта предоставления земельных участков с учетом схемы предварительно проведенного зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, что предполагают нормы главы III Закона о садоводческих объединениях, также отсутствуют.
Пунктом 2 статьи 13 названного Закона предусмотрена регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков органами местного самоуправления по месту жительства граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка органом местного самоуправления, а также утверждение им списка.
Пунктом 1 статьи 14 названного Закона определено, что ходатайство о предоставлении земельного участка в орган местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, подается органом местного самоуправления по месту жительства заявителей.
В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено сведений об учете учредивших СНТ "Рассвет" граждан, а также граждан, перечисленных в представленном ответчиком списке граждан, изъявивших желание на получение земельных участков, в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков Администрацией района.
Списки членов СНТ "Рассвет" (т. 2, л.д. 88) не являются тождественными спискам нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, которые ведутся и утверждаются органами местного самоуправления.
Кроме того, Законом о садоводческих объединениях не предусмотрено обращение по вопросу предоставления земельного участка в орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка инициативной группой граждан. Такие действия в силу пункта 1 статьи 14 названного Закона должны совершаться органом местного самоуправления по месту жительства граждан, с учетом утвержденного списка нуждающихся граждан.
Названное позволяет сделать вывод о решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка Администрацией района по заявлению ненадлежащего лица.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (пунктом 4 указанной статьи).
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. Предусмотренная законом возможность последующего приобретения земельного участка в собственность членами дачного некоммерческого объединения исключает обоснованность доводов ответчиков об отсутствии необходимости соблюдения норм о максимальных размеров дачных участков. При этом, именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Между тем, заявление о предоставлении СНТ "Рассвет" земельного участка не содержит сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 13 Закона о садоводческих объединениях обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками осуществляется по месту жительства граждан.
То есть Закон исходит из приоритетного обеспечения земельными участками для указанных целей жителей соответствующей территории.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что действующим законодательством предусмотрен специальный порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не соглашается с противоположными выводами арбитражного суда первой инстанции.
Приведенные выше обстоятельства и выводы свидетельствуют о недействительности заключенного с СНТ "Рассвет" договора аренды земельного участка.
Поэтому заявленные истцом требования о применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка Администрации района также являются обоснованными.
СНТ "Рассвет" надлежит возвратить Администрации района по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размеры причитающегося собственнику имущества возмещения. Учитывая фактическое предоставление земельного участка в аренду и его использование СНТ "Рассвет", в отсутствие доказательств превышения арендной платы пределов причитающегося возмещения, денежные средства, перечисленные (подлежащие перечислению) во исполнение спорного договора аренды, являются фактической платой за пользование земельным участком и возврату в качестве применения последствий недействительности договора не подлежат.
С учетом приведенных выше обстоятельств заявленные Администрацией района требования следует удовлетворить. Принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С СНТ "Рассвет" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 4000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 2000 руб., всего 6000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2014 по делу N А47-10068/2013 отменить.
Исковые требования Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 25.04.2011 N 28/12, заключенный между Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и Садовым некоммерческим товариществом "Рассвет".
Применить последствия недействительности сделки: обязать Садовое некоммерческое товарищество "Рассвет" возвратить Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области по акту приема-передачи земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 56:21:2802001:506, площадью 75 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:21:2802001, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2802001:849, 56:21:2802001:850, 56:21:2802001:851, 56:21:2802001:852, 56:21:2802001:853, 56:21:2802001:854, 56:21:2802001:855, 56:21:2802001:856, 56:21:2802001:857, 56:21:2802001:858, 56:21:2802001:859, 56:21:2802001:860, 56:21:2802001:861, 56:21:2802001:862, 56:21:2802001:863, 56:21:2802001:864, 56:21:2802001:865, 56:21:2802001:866, 56:21:2802001:867, 56:21:2802001:868, 56:21:2802001:869, 56:21:2802001:870, 56:21:2802001:871, 56:21:2802001:872, 56:21:2802001:873, 56:21:2802001:874, 56:21:2802001:875, 56:21:2802001:876, 56:21:2802001:877, 56:21:2802001:878, 56:21:2802001:879, 56:21:2802001:880, 56:21:2802001:881, 56:21:2802001:882, 56:21:2802001:883, 56:21:2802001:884, 56:21:2802001:885, 56:21:2802001:886, 56:21:2802001:907, 56:21:2802001:908, 56:21:2802001:909, 56:21:2802001:910, 56:21:2802001:911, 56:21:2802001:912, 56:21:2802001:913, 56:21:2802001:914, 56:21:2802001:915, 56:21:2802001:916, 56:21:2802001:917, 56:21:2802001:918, 56:21:2802001:919, 56:21:2802001:920, 56:21:2802001:921, 56:21:2802001:922, с местоположением: Оренбургская область, Оренбургский район, Южноуральский сельсовет, СНТ "Рассвет".
Взыскать с Садового некоммерческого товарищества "Рассвет" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 4000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 2000 руб., всего 6000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
А.А.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)