Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2015 N Ф10-1614/2015 ПО ДЕЛУ N А14-13249/2013

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесных участков.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Регистрирующий орган указал на то, что пункты договора аренды содержат иное описание передаваемых в аренду лесных участков по сравнению с протоколом о результатах аукциона и приложениях к договору аренды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. N Ф10-1614/2015

Дело N А14-13249/2013

Резолютивная часть объявлена 17.06.2015
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- - от общества с ограниченной ответственностью "Флаттер" (ОГРН 1076829002898, ИНН 6829031273, г. Тамбов, ул. Бастионная, 7, 392000); Владимирца В.П. - представителя по доверенности от 07.08.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, г. Воронеж, ул. Донбасская, 2, 394026); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц
- Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987, г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти, 58, 394036); Скоморохиной С.И. - представителя по доверенности от 08.05.2015 N 64-11/1189;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (г. Воронеж, ул. 9 Января, 36, 394030); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Управления лесного хозяйства Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2014 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-13249/2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Флаттер" (далее - заявитель, ООО "Флаттер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) оформленным сообщением от 08.11.2013 N 01/134/2013-150, в государственной регистрации договора аренды лесных участков от 28.02.2013 N 12.
В деле в качестве заинтересованных лиц участвовали: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Теруправление), Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - Управление).
Решением суда от 24.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах Управление Росреестра, Управление просят отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, по итогам проведенного 07.02.2013 аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков из земель лесного фонда между его организатором - Управлением (арендодатель) и победителем - Обществом (арендатор) подписан договор от 28.02.2013 N 12 аренды 52 лесных участков Аннинского лесничества (Первомайское, Октябрьское, Архангельское, Ново-Чигольское участковые лесничества) общей площадью 18 762,6 га для заготовки древесины в объеме 19 030 куб. м в год. Лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 28.02.2013.
04.06.2013 ООО "Флаттер" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды от 28.02.2012 N 12.
Сообщением от 08.11.2013 N 01/134/2013-150 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды лесных участков от 28.02.2013 N 12 на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации, Закон N 122-ФЗ), а именно: пункты 1 и 2 договора аренды N 12 содержат иное описание передаваемых в аренду лесных участков по сравнению с протоколом о результатах аукциона от 07.02.2013 N 1 и приложениях N 1, N 6 к договору аренды.
Не согласившись с отказом, изложенным в сообщении от 08.11.2013 N 01/134/2013-150, в проведении государственной регистрации договора аренды лесных участков от 28.02.2013 N 12, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд пришел к выводу о несоответствии требованиям законодательства отказа в государственной регистрации сделки аренды, изложенного в сообщении от 08.11.2013 N 01/134/2013-150, о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и установление наличия либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действующим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу абз. 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 2, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 607 Гражданского кодекса РФ В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного закона определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется.
В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 379, и на основании пунктов 4, 6 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации Управлением как организатором проведенного 07.02.2013 аукциона была подготовлена документация об аукционе, извещение о проведении которого содержало сведения о предмете аукциона, в том числе, о местоположении лесных участков, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов, к документации также был приложен проект договора аренды лесных участков.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что лесные участки являются ранее учтенными, заявителем в регистрирующий орган представлены необходимые документы, позволяющие определенно установить наличие сформированных объектов недвижимости (лесных участков), являющихся предметом аренды, разногласия относительно местоположения, границ и площади лесных участков между сторонами в момент заключения договора отсутствовали, предмет договора аренды точно определен путем текстуального и графического описания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не соответствует требованиям Федерального закона N 122-ФЗ и Вводного закона N 201-ФЗ, нарушает права и законные интересы по дальнейшему использованию лесного участка, суд признает незаконным данный отказ.
Кроме того, суд правомерно учел выводы, содержащиеся в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2014 по делу N А14-12240/2013, которым Управлению отказано в удовлетворении его иска к обществу с ограниченной ответственностью "Флаттер" о признании недействительными торгов, проведенных в форме аукциона, по результатам которых заключен договор аренды лесных участков от 28.02.2013 N 12.
Доводы кассационных жалоб, фактически повторяющие позицию Управления Росреестра, Управления в суде первой и апелляционной инстанций, исследованные и правомерно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального, процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А14-13249/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)