Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.02.2015 N Ф07-1402/2014 ПО ДЕЛУ N А56-6323/2014

Требование: О признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении для строительства коммерческого объекта земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Общество представило все документы, необходимые для принятия решения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. по делу N А56-6323/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сидней" Малтыза И.Н. (доверенность от 14.10.2014), от правительства Санкт-Петербурга Татариновой Н.Ю. (доверенность от 12.01.2015), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2014 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-6323/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сидней", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 60, лит. А, ОГРН 5067847030015, ИНН 7806338013 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу для строительства коммерческого объекта земельного участка площадью 26 301 кв. м с кадастровым номером 78:36:1310101:44, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, уч. 1 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка для строительства путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству).
Решением от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просят отменить решение от 23.05.2014 и постановление от 17.10.2014.
Податели жалобы указывают на следующее: суды не учли, что к моменту обращения Общества с настоящим заявлением в суд истек срок действия акта выбора земельного участка, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истечение указанного срока не лишает заявителя права требовать у уполномоченных органов совершения необходимых действий для предоставления земельного участка под строительство; суды не дали надлежащую оценку доводу Правительства и Комитета о том, что предоставлением земельного участка под строительство, возможно, будут нарушены права неустановленных третьих лиц, которые могут заявить о своих правах на частично расположенный на спорном участке объект, обладающий признаками недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета по строительству поддержали доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 15.04.2010 N 362, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, земельных участках N 1 площадью 70 290 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:13 (западнее пересечения с 3-м Верхним пер.), а также N 3 площадью 20 499 кв. м с кадастровым номером 78:36:13101А:12 (юго-западнее пересечения с 3-м Верхним пер.) в целях определения возможности проектирования и строительства автовокзала, стоянок городского транспорта, коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, гостиницы, крытого спортивного комплекса без трибун для зрителей, подземного гаража.
На основании указанного постановления Комитет по управлению городским имуществом (далее - КУГИ, арендодатель) и Общество (арендатор) 29.05.2010 заключили договор N 02/ЗКИ-07750 аренды указанных земельных участков для проведения изыскательских работ на срок по 28.04.2011.
По результатам проведения проектно-изыскательских работ Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) распоряжением от 09.12.2010 N 254-пр утвердил проект границ трех земельных участков и установил их площадь в границах проектирования: N 1 - 26 301 кв. м, N 2 - 32 011 кв. м, N 3 - 19 657 кв. м, разрешенное использование участков: N 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, N 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, N 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения.
КГА распоряжением от 03.02.2011 N 302 утвердил акт о выборе земельного участка площадью 26 301 кв. м для строительства.
В акте указано, что выбор земельного участка для строительства коммерческого объекта недвижимости, не связанного с проживанием населения, выполнен на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение N 1592). В состав данного комплекта документации вошли заключения КГА от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (далее - Комитет по энергетике) от 23.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) от 30.12.2010 N 2-9983-1, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.08.2010 N 78.01.02.000.Т.002240.08.10, распоряжение КГА от 09.12.2010 N 254-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка". Акт о выборе подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитета по строительству.
После утверждения акта о выборе 12.04.2011 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 26 301 кв. м по указанному адресу. Участку присвоен кадастровый номер 78:36:1310101:44, установлен вид его разрешенного использования "для размещения коммерческих объектов".
Общество в соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), обратилось 30.12.2013 в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства, приложив документы, перечисленные в пункте 3.13 Положения N 1813.
Комитет по строительству письмом от 09.01.2014 N 14-27759/3 возвратил Обществу комплект документации, указав, что согласно письму КЗРиЗ от 15.11.2013 N 65625/к в границах испрашиваемого земельного участка частично расположены объект недвижимости и временное строение, не представлены сведения о правообладателе объекта недвижимости, срок действия тарифов по электроснабжению в заключении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 20.12.2013 N 614 истек 31.12.2013, функциональное назначение планируемого к размещению объекта в заключении КГИОП от 18.11.2013 N 2-12853-1 не соответствует функциональному назначению в утвержденном акте о выборе земельного участка от 03.02.2011 N 302.
Общество повторно обратилось в Комитет по строительству с заявлением 24.01.2014 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства, приложив документы согласно перечню.
Комитет по строительству письмом от 28.01.2014 N 14-1255/14 возвратил Обществу документы на доработку, сославшись на отсутствие сведений КУГИ о временном строении и объекте недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, о правообладателе данного имущества, а также на несоответствие функционального назначения, указанного в заключении КГИОП, акту о выборе испрашиваемого земельного участка.
Общество, ссылаясь на то, что представило в Правительство все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке статьи 32 ЗК РФ, а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как установлено пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого предоставления земельных участков для строительства, то есть без проведения торгов, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Комитет по строительству, в полномочия которого входит осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Суды признали несостоятельным довод Правительства и Комитета по строительству о том, что препятствием для предоставления Обществу спорного участка являются сведения, указанные в письме КЗРиЗ от 15.11.2013, о нахождении в границах участка временного сооружения и строения, обладающего признаками объекта недвижимости. Суды указали, что в силу пункта 3.6.1 Положения N 1813 нахождение в границах испрашиваемого участка временного сооружения не является основанием для отказа в предоставлении участка для строительства. К тому же согласно письму Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" от 31.01.2014 это предприятие в конце декабря 2013 года демонтировало принадлежащие ему временные сооружения, а также указало, что находящийся на участке забор будет демонтирован в 2014 году. Факт нахождения на спорном участке объектов недвижимости, принадлежащих Санкт-Петербургу или третьим лицам, не подтвержден надлежащим образом. В письме КЗРиЗ от 15.11.2013 указано, что на спорном участке не имеется объектов недвижимости, прошедших кадастровый учет. КУГИ в письме от 19.11.2013, которое Общество наряду с другими документами представляло в Комитет по строительству, сообщил, что спорный участок не обременен правами третьих лиц. Согласно материалам дела ни на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка для строительства, ни в период процедуры предварительного согласования места размещения объекта, ни Комитет по строительству, подписавший акт выбора, ни другие государственные органы Санкт-Петербурга не ссылались на наличие на спорном участке каких либо объектов, третьи лица также не заявляли правопритязаний в отношении данного участка в связи с наличием на нем объектов недвижимости.
В письме КГИОП от 18.11.2013 указано, что на спорном участке отсутствуют объекты культурного наследия и что согласование возможности проектирования и строительства на нем коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, не относится к компетенции КГИОП. Таким образом, у Комитета по строительству не было оснований для возвращения документов Общества со ссылкой на несоответствие функционального использования земельного участка, указанного в письме КГИОП, акту о выборе этого участка.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Правительства и Комитета по строительству об истечении трехгодичного срока действия акта о выборе земельного участка. Нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия акта выбора земельного участка; закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления; истечение названного срока само по себе не лишает Общество, обратившегося в установленный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срок с заявлением о предоставлении участка для строительства, права (при наличии к тому оснований) требовать у уполномоченных органов совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением N 1813, но Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А56-6323/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)