Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Намнанова Ч.Д. (доверенность от 01.04.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
индивидуальный предприниматель Салько Сергей Юрьевич (ИНН 032602650827, ОГРН 313032729400032, далее - ИП Салько С.Ю.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340,, далее - комитет) о признании незаконными решений от 18 ноября 2013 NN У-129, СР-847, О-1182, О-1183 и возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:24:031402:251.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решения муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" от 18 ноября 2013 года: N У-129 об отмене решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 25.01.2013 годаN У-14, N СР-847 об отмене решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 14.12.2012 года N СР-1695, N О-1182 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N О-1183 "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства" признаны недействительными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления индивидуальному предпринимателю Салько Сергею Юрьевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с земельным законодательством.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу ИП Салько С.Ю. не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ИП Салько С.Ю. явку в судебное заседание своих представителей не обеспечил. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 октября 2012 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м для строительства СТО (мелкосрочный ремонт автомобилей) по ул. Пищевая вблизи СТО "За рулем" в г. Улан-Удэ (т. 1 л.д. 17).
07 ноября 2012 года Управление архитектуры и градостроительства согласовало предоставление Салько С.Ю. земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м по ул. Пищевая в Октябрьском районе под строительство СТО (т. 1 л.д. 54).
08 ноября 2012 года в газете "Правда Бурятии" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка по ул. Пищевая Октябрьского района площадью 400 кв. м для строительства СТО (т. 1 л.д. 55).
Решением Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Пищевая, для строительства СТО (т. 1 л.д. 24).
21 декабря 2012 года Комитетом по согласованию с заинтересованными ведомствами произведен выбор земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м для строительства СТО по ул. Пищевая, Октябрьского района г. Улан-Удэ (т. 1 л.д. 26).
Решением Комитета от 25 января 2013 года N У-14 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 400 кв. м в г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Пищевая, для строительства станции технического обслуживания (т. 1 л.д. 25).
18 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:031402:251 (т. 1 л.д. 29-30).
10 июля 2013 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о приобретении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 для строительства СТО (т. 1 л.д. 18).
Решением Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1182 заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения (т. 1 л.д. 15).
18 ноября 2013 года Комитетом в целях приведения ненормативных актов в соответствие с действующим законодательством, в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям теплоснабжения приняты решения N СР-847 и У-129, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 об утверждении схемы расположения земельного участка и от 25 января 2013 года N У- 129 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 13,14).
Решением Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1183 на основании решения N О-1182 заявителю также отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 03:24:031402:251, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для строительства СТО (т. 1 л.д. 16).
Не согласившись с решениями Комитета от 18 ноября 2013 года NN О-1182, О-1183, СР-847, У-129, ИП Салько С.Ю. обратился в арбитражный суд с заявлением Вывод суда первой инстанции о подведомственности настоящего спора арбитражному суду является верным. Заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через Многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка для строительства состоит из различных стадий, связанных с подачей заявления, отвечающего определенным требованиям, выбором земельного участка и принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнением кадастровых работ.
Судом первой инстанции установлено, что требования названных правовых норм, определяющих порядок выбора земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, выполнены. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела не представлено.
11 октября 2012 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о выборе земельного участка для строительства станции технического обслуживания (СТО) по ул. Пищевая в г. Улан-Удэ.
Решением Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м по ул. Пищевая, для строительства СТО.
Решением Комитета от 25 января 2013 года N У-14 Салько С.Ю. предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
18 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:031402:251.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение N О-1182, которым Салько С.Ю. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства СТО, принято Комитетом 18 ноября 2013 года, т.е. после того как процедура согласования места размещения объекта была полностью проведена.
Вместе с тем, решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принято не было, поскольку 18 ноября 2013 года решением Комитета по управлению имуществом N О-1182 отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства СТО. Решениями Комитета по управлению имуществом от 18 ноября 2013 года N СР-847 и N У-129 отменены решения от 14 декабря 2012 года N СР-1695 об утверждении схемы расположения земельного участка и от 25 января 2013 года N У-14 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка. Решением от 18 ноября 2013 года N О-1183 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Возможность отмены или признания утратившим силу муниципального правового акта лицом, его принявшим, предусмотрена статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, на момент принятия оспариваемых решений процедура выбора спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, была выполнена полностью - заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 400 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для строительства СТО.
Из решения от 18 ноября 2013 года N О-1182 видно, что основанием для его принятия послужило отсутствие технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения.
Системное толкование норм статей 30 и 31 Земельного кодекса позволяет сделать вывод о том, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому объективных препятствий.
Комитет по управлению имуществом на основании заявления Салько С.Ю. счел возможным утвердить схему расположения земельного участка, предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить акт о выборе земельного участка. Следовательно, принимая решения об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акт о выборе земельного участка, Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного участка, в т.ч. связанных с необходимостью обеспечения теплоснабжения объекта.
Материалами дела подтверждается, что информацией ОАО "ТГК-14" от 07 декабря 2012 года о невозможности обеспечения теплоснабжения проектируемого к строительству СТО по ул. Пищевой в г. Улан-Удэ, Комитет обладал до утверждения схемы расположения земельного участка, предварительного согласования места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка (л.д. 22).
Кроме этого, в письме от 10 ноября 2012 года, полученном Комитетом по управлению имуществом, Салько указал, что теплоснабжение при строительстве СТО будет являться автономным (л.д. 19).
В рассматриваемом случае с учетом возможности автономного обеспечения теплоснабжения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие технических условий для подключения к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе и земельного участка и представлении его заинтересованным лицам. Данный вывод суда основан на анализе статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением. Кроме этого, судом учтено, что иные ресурсоснабжающие организации согласовали возможность присоединения предполагаемого к строительству объекта к электрическим сетям, а также сетям водопровода и канализации (л.д. 21, 23).
Доводы ответчика об отсутствии в инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, судом отклонен правильно, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности такого подключения, в т.ч. в индивидуальном порядке.
При этом согласно положениям части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
С учетом этого, отсутствие технической возможности для подключения СТО к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, в отсутствие надлежащего мотивированного обоснования причин для отмены 18.11.2013 ранее принятых решений об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании, такое решение является неправомерным.
При таких установленных обстоятельствах решение Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1182 противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права ИП Салько С.Ю. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует предоставлению в аренду земельного участка для строительства СТО и дальнейшего его использования в предпринимательской деятельности.
По аналогичным основаниям суд первой инстанции правомерно счел несоответствующим статьям 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения Комитета по управлению имуществом от 18 ноября 2013 года N У-129 "Об отмене решения от 25.01.2013 N У-14", N СР-847 "Об отмене решения от 14.12.2012 N СР-1695" и N О-1183 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства", поскольку данные решения основаны на неправомерных выводах Комитета по управлению имуществом об отсутствии технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения.
Поскольку все обжалуемые решения Комитета по управлению имуществом признаны судом незаконным, то в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела и в целях эффективного восстановления прав заявителя, суд первой инстанции счел необходимым возложить на Комитет обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления ИП Салько С.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с земельным законодательством.
Заявитель жалобы полагает незаконным вывод суда первой инстанции об обязанности Комитета в двухнедельный срок предоставить в аренды испрашиваемый заявителем земельный участок, поскольку суд не может подменять орган, в чьи компетенции входит решение указанного вопроса.
Апелляционный суд указанный довод отклоняет как неправомерный, поскольку суд первой инстанции действовал в пределах дискреционных полномочий, предусмотренных пунктами 3 частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N А10-5393/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N А10-5393/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ Намнанова Ч.Д. (доверенность от 01.04.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
индивидуальный предприниматель Салько Сергей Юрьевич (ИНН 032602650827, ОГРН 313032729400032, далее - ИП Салько С.Ю.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340,, далее - комитет) о признании незаконными решений от 18 ноября 2013 NN У-129, СР-847, О-1182, О-1183 и возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:24:031402:251.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решения муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" от 18 ноября 2013 года: N У-129 об отмене решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 25.01.2013 годаN У-14, N СР-847 об отмене решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 14.12.2012 года N СР-1695, N О-1182 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N О-1183 "Об отказе в предоставлении земельного участка для строительства" признаны недействительными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления индивидуальному предпринимателю Салько Сергею Юрьевичу в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с земельным законодательством.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу ИП Салько С.Ю. не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ИП Салько С.Ю. явку в судебное заседание своих представителей не обеспечил. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 октября 2012 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м для строительства СТО (мелкосрочный ремонт автомобилей) по ул. Пищевая вблизи СТО "За рулем" в г. Улан-Удэ (т. 1 л.д. 17).
07 ноября 2012 года Управление архитектуры и градостроительства согласовало предоставление Салько С.Ю. земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м по ул. Пищевая в Октябрьском районе под строительство СТО (т. 1 л.д. 54).
08 ноября 2012 года в газете "Правда Бурятии" Комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка по ул. Пищевая Октябрьского района площадью 400 кв. м для строительства СТО (т. 1 л.д. 55).
Решением Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Пищевая, для строительства СТО (т. 1 л.д. 24).
21 декабря 2012 года Комитетом по согласованию с заинтересованными ведомствами произведен выбор земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м для строительства СТО по ул. Пищевая, Октябрьского района г. Улан-Удэ (т. 1 л.д. 26).
Решением Комитета от 25 января 2013 года N У-14 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 400 кв. м в г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Пищевая, для строительства станции технического обслуживания (т. 1 л.д. 25).
18 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:031402:251 (т. 1 л.д. 29-30).
10 июля 2013 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о приобретении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 для строительства СТО (т. 1 л.д. 18).
Решением Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1182 заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отсутствием технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения (т. 1 л.д. 15).
18 ноября 2013 года Комитетом в целях приведения ненормативных актов в соответствие с действующим законодательством, в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям теплоснабжения приняты решения N СР-847 и У-129, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 об утверждении схемы расположения земельного участка и от 25 января 2013 года N У- 129 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 13,14).
Решением Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1183 на основании решения N О-1182 заявителю также отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 400 кв. м, с кадастровым номером 03:24:031402:251, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для строительства СТО (т. 1 л.д. 16).
Не согласившись с решениями Комитета от 18 ноября 2013 года NN О-1182, О-1183, СР-847, У-129, ИП Салько С.Ю. обратился в арбитражный суд с заявлением Вывод суда первой инстанции о подведомственности настоящего спора арбитражному суду является верным. Заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:
- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
- копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через Многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка для строительства состоит из различных стадий, связанных с подачей заявления, отвечающего определенным требованиям, выбором земельного участка и принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнением кадастровых работ.
Судом первой инстанции установлено, что требования названных правовых норм, определяющих порядок выбора земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, выполнены. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы в материалы дела не представлено.
11 октября 2012 года Салько С.Ю. обратился в Комитет с заявлением о выборе земельного участка для строительства станции технического обслуживания (СТО) по ул. Пищевая в г. Улан-Удэ.
Решением Комитета от 14 декабря 2012 года N СР-1695 утверждена схема расположения земельного участка площадью 400 кв. м по ул. Пищевая, для строительства СТО.
Решением Комитета от 25 января 2013 года N У-14 Салько С.Ю. предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
18 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:031402:251.
Как указано выше, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение N О-1182, которым Салько С.Ю. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства СТО, принято Комитетом 18 ноября 2013 года, т.е. после того как процедура согласования места размещения объекта была полностью проведена.
Вместе с тем, решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принято не было, поскольку 18 ноября 2013 года решением Комитета по управлению имуществом N О-1182 отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства СТО. Решениями Комитета по управлению имуществом от 18 ноября 2013 года N СР-847 и N У-129 отменены решения от 14 декабря 2012 года N СР-1695 об утверждении схемы расположения земельного участка и от 25 января 2013 года N У-14 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка. Решением от 18 ноября 2013 года N О-1183 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Возможность отмены или признания утратившим силу муниципального правового акта лицом, его принявшим, предусмотрена статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем, на момент принятия оспариваемых решений процедура выбора спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации, была выполнена полностью - заявителю предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 400 кв. м, расположенного в г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, для строительства СТО.
Из решения от 18 ноября 2013 года N О-1182 видно, что основанием для его принятия послужило отсутствие технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения.
Системное толкование норм статей 30 и 31 Земельного кодекса позволяет сделать вывод о том, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому объективных препятствий.
Комитет по управлению имуществом на основании заявления Салько С.Ю. счел возможным утвердить схему расположения земельного участка, предварительно согласовать место размещения объекта и утвердить акт о выборе земельного участка. Следовательно, принимая решения об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акт о выборе земельного участка, Комитет не установил препятствий для отказа в предоставлении земельного участка, в т.ч. связанных с необходимостью обеспечения теплоснабжения объекта.
Материалами дела подтверждается, что информацией ОАО "ТГК-14" от 07 декабря 2012 года о невозможности обеспечения теплоснабжения проектируемого к строительству СТО по ул. Пищевой в г. Улан-Удэ, Комитет обладал до утверждения схемы расположения земельного участка, предварительного согласования места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка (л.д. 22).
Кроме этого, в письме от 10 ноября 2012 года, полученном Комитетом по управлению имуществом, Салько указал, что теплоснабжение при строительстве СТО будет являться автономным (л.д. 19).
В рассматриваемом случае с учетом возможности автономного обеспечения теплоснабжения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие технических условий для подключения к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе и земельного участка и представлении его заинтересованным лицам. Данный вывод суда основан на анализе статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением. Кроме этого, судом учтено, что иные ресурсоснабжающие организации согласовали возможность присоединения предполагаемого к строительству объекта к электрическим сетям, а также сетям водопровода и канализации (л.д. 21, 23).
Доводы ответчика об отсутствии в инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, судом отклонен правильно, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности такого подключения, в т.ч. в индивидуальном порядке.
При этом согласно положениям части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.
С учетом этого, отсутствие технической возможности для подключения СТО к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, в отсутствие надлежащего мотивированного обоснования причин для отмены 18.11.2013 ранее принятых решений об утверждении схемы расположения земельного участка и утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании, такое решение является неправомерным.
При таких установленных обстоятельствах решение Комитета от 18 ноября 2013 года N О-1182 противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права ИП Салько С.Ю. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует предоставлению в аренду земельного участка для строительства СТО и дальнейшего его использования в предпринимательской деятельности.
По аналогичным основаниям суд первой инстанции правомерно счел несоответствующим статьям 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения Комитета по управлению имуществом от 18 ноября 2013 года N У-129 "Об отмене решения от 25.01.2013 N У-14", N СР-847 "Об отмене решения от 14.12.2012 N СР-1695" и N О-1183 "Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства", поскольку данные решения основаны на неправомерных выводах Комитета по управлению имуществом об отсутствии технических условий для подключения объекта к сетям теплоснабжения.
Поскольку все обжалуемые решения Комитета по управлению имуществом признаны судом незаконным, то в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела и в целях эффективного восстановления прав заявителя, суд первой инстанции счел необходимым возложить на Комитет обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления ИП Салько С.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:031402:251 в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с земельным законодательством.
Заявитель жалобы полагает незаконным вывод суда первой инстанции об обязанности Комитета в двухнедельный срок предоставить в аренды испрашиваемый заявителем земельный участок, поскольку суд не может подменять орган, в чьи компетенции входит решение указанного вопроса.
Апелляционный суд указанный довод отклоняет как неправомерный, поскольку суд первой инстанции действовал в пределах дискреционных полномочий, предусмотренных пунктами 3 частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2014 года по делу N А10-5393/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)