Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Яковлева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Давыдовой В.Е., Шалиевой И.П.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на заочное решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Златоустовский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Челябинской области, обратился в суд с иском к П. об обязании в срок до 01 июня 2014 года устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, полоса отвода железной дороги "Самара-Челябинск", линия "Аша-Челябинск", части участка ПКО (1899 км ПК0) - ПКК (1914 км ПК 7+13 м), ПКО (1923 км ПКО) - ПКК (1962 км ПК0+88 м), по ул. **** в г. Златоусте, путем демонтажа гаража - металлической конструкции, установленной на указанном земельном участке.
Исковые требования мотивированы тем, что открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на основании договора аренды N **** от 03 декабря 2004 года был передан в аренду земельный участок общей площадью **** кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, находившийся в собственности РФ, расположенный по адресу: г. Златоуст, полоса отвода железной дороги "Самара-Челябинск", сроком на 49 лет. В нарушение действующих норм закона, ответчик, являющийся владельцем металлического гаража, установленного им в 1996 году на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД, рядом с газовой котельной по ул. Аносово, не оформлял право пользования земельным участком под гаражом. Земельный участок в полосе отвода, на котором расположен гараж ответчика является федеральной собственностью.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Златоустовского транспортного прокурора Фаттахова И.В. поддержала заявленные требования.
Представитель истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, ответчик - П., представитель третьего лица - ОАО "Российские железные дороги" участия в судебном заседании не принимали.
Суд принял заочное решение об удовлетворении исковых требований Златоустовского транспортного прокурора.
В апелляционной жалобе П. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска. Ссылается на то, что согласно заявления от 04 октября 1999 года ответчику было разрешено строительство гаража рядом с существующими гаражами у котельной. 03 ноября 1999 года ответчиком было получено разрешение N **** Управления архитектуры и градостроительства на продление срока по строительству гаража. Указывает, что на протяжении всего периода с 1996 года по настоящее время пользуется гаражом по назначению, не нарушает ничьих интересов, о передаче земельного участка в аренду ОАО "РЖД" ответчик извещен не был. В феврале 2014 года ответчик обратился в ОАО "РЖД" с просьбой оформить с ним договор субаренды земельного участка, на котором расположен гараж, но ответ не получен.
Участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2004 года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" на земельный участок площадью **** кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, полоса отвода железной дороги: "Самара-Челябинск" линия: "Аша-Челябинск", части участка ПКО (1899 км ПКО) - ПКК (1914 км ПК 7+13 м), ПКО (1923 км ПКО) - ПКК (1962 км ПКО+88 м), "Калинино-Бердяуш" линия: "Дружинино-Бердяуш", часть участка ПКО (489 км ПК5+79 м) - ПКК (495 ПКО+19 м).
Вышеуказанный земельный участок предоставлен на праве аренды открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на основании договора от 03 декабря 2004 года N **** сроком на 49 лет.
Ответчик П. является владельцем металлического гаража N ****, размещенного в полосе отвода железной дороги, что подтверждается топографическим планом участка (л.д. 14 - 15). Гараж был размещен ответчиком в 1996 году. 03 ноября 1999 года инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Управления архитектуры и градостроительства П. было выдано разрешение на проведение работ по строительству гаражного бокса рядом с существующими гаражами в территории газовой котельной по ул. **** на основании листа согласования (л.д. 18 - 19). При этом ответчиком не было оформлено документов, подтверждающих его право пользования земельным участком, занятым гаражом.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Удовлетворяя исковые требования Златоустовского транспортного прокурора, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика законных оснований для использования под размещение гаража части земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы П. о возведении ответчиком гаража не самовольно, а на основании разрешения на строительство от 03 ноября 1999 года, не являются основаниями для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (действовавшим в момент выдачи ответчику разрешения) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды (п. 1).
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, пунктом 12 которого установлено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (временным пользователям) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя (п. 13).
Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги (п. 14).
Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611, установлено, что Земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 3.1).
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Учитывая, что у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый металлическим гаражом, расположенным в полосе отвода железной дороги, то отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка под размещение гаража.
Подлежат отклонению судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о длительности использования П. гаража по целевому назначению, отсутствии нарушений прав и законных интересов иных лиц. Как следует из материалов дела, гаражный бокс ответчика расположен в полосе отвода железной дороги на земельном участке, не отведенном для этих целей и при отсутствии договора субаренды земельного участка. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы жалобы П. по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N 11-5418/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N 11-5418/2014
Судья Яковлева А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Винниковой Н.В.
судей Давыдовой В.Е., Шалиевой И.П.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на заочное решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Винниковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Златоустовский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Челябинской области, обратился в суд с иском к П. об обязании в срок до 01 июня 2014 года устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным в полосе отвода ЮУЖД, полоса отвода железной дороги "Самара-Челябинск", линия "Аша-Челябинск", части участка ПКО (1899 км ПК0) - ПКК (1914 км ПК 7+13 м), ПКО (1923 км ПКО) - ПКК (1962 км ПК0+88 м), по ул. **** в г. Златоусте, путем демонтажа гаража - металлической конструкции, установленной на указанном земельном участке.
Исковые требования мотивированы тем, что открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на основании договора аренды N **** от 03 декабря 2004 года был передан в аренду земельный участок общей площадью **** кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, находившийся в собственности РФ, расположенный по адресу: г. Златоуст, полоса отвода железной дороги "Самара-Челябинск", сроком на 49 лет. В нарушение действующих норм закона, ответчик, являющийся владельцем металлического гаража, установленного им в 1996 году на земельном участке, расположенном в полосе отвода ЮУЖД, рядом с газовой котельной по ул. Аносово, не оформлял право пользования земельным участком под гаражом. Земельный участок в полосе отвода, на котором расположен гараж ответчика является федеральной собственностью.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Златоустовского транспортного прокурора Фаттахова И.В. поддержала заявленные требования.
Представитель истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, ответчик - П., представитель третьего лица - ОАО "Российские железные дороги" участия в судебном заседании не принимали.
Суд принял заочное решение об удовлетворении исковых требований Златоустовского транспортного прокурора.
В апелляционной жалобе П. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска. Ссылается на то, что согласно заявления от 04 октября 1999 года ответчику было разрешено строительство гаража рядом с существующими гаражами у котельной. 03 ноября 1999 года ответчиком было получено разрешение N **** Управления архитектуры и градостроительства на продление срока по строительству гаража. Указывает, что на протяжении всего периода с 1996 года по настоящее время пользуется гаражом по назначению, не нарушает ничьих интересов, о передаче земельного участка в аренду ОАО "РЖД" ответчик извещен не был. В феврале 2014 года ответчик обратился в ОАО "РЖД" с просьбой оформить с ним договор субаренды земельного участка, на котором расположен гараж, но ответ не получен.
Участвующие в деле лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2004 года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" на земельный участок площадью **** кв. м (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, полоса отвода железной дороги: "Самара-Челябинск" линия: "Аша-Челябинск", части участка ПКО (1899 км ПКО) - ПКК (1914 км ПК 7+13 м), ПКО (1923 км ПКО) - ПКК (1962 км ПКО+88 м), "Калинино-Бердяуш" линия: "Дружинино-Бердяуш", часть участка ПКО (489 км ПК5+79 м) - ПКК (495 ПКО+19 м).
Вышеуказанный земельный участок предоставлен на праве аренды открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на основании договора от 03 декабря 2004 года N **** сроком на 49 лет.
Ответчик П. является владельцем металлического гаража N ****, размещенного в полосе отвода железной дороги, что подтверждается топографическим планом участка (л.д. 14 - 15). Гараж был размещен ответчиком в 1996 году. 03 ноября 1999 года инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Управления архитектуры и градостроительства П. было выдано разрешение на проведение работ по строительству гаражного бокса рядом с существующими гаражами в территории газовой котельной по ул. **** на основании листа согласования (л.д. 18 - 19). При этом ответчиком не было оформлено документов, подтверждающих его право пользования земельным участком, занятым гаражом.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Удовлетворяя исковые требования Златоустовского транспортного прокурора, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика законных оснований для использования под размещение гаража части земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы П. о возведении ответчиком гаража не самовольно, а на основании разрешения на строительство от 03 ноября 1999 года, не являются основаниями для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (действовавшим в момент выдачи ответчику разрешения) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды (п. 1).
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, пунктом 12 которого установлено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (временным пользователям) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя (п. 13).
Договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги (п. 14).
Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611, установлено, что Земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 3.1).
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Учитывая, что у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый металлическим гаражом, расположенным в полосе отвода железной дороги, то отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка под размещение гаража.
Подлежат отклонению судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о длительности использования П. гаража по целевому назначению, отсутствии нарушений прав и законных интересов иных лиц. Как следует из материалов дела, гаражный бокс ответчика расположен в полосе отвода железной дороги на земельном участке, не отведенном для этих целей и при отсутствии договора субаренды земельного участка. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы жалобы П. по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)