Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2015 N Ф09-5118/15 ПО ДЕЛУ N А50-17431/2013

Требование: О признании недействительным приказа о разделе земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Территориальное подразделение федерального органа по управлению государственным имуществом полагало, что участок выбыл из собственности РФ незаконно, оспариваемый приказ, изданный органом субъекта РФ, неправомерен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. N Ф09-5118/15

Дело N А50-17431/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Смирнова А.Ю., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2015 по делу N А50-17431/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя учреждения. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
- территориального управления - Баев А.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 5);
- акционерного общества "Международный аэропорт "Пермь" - Шутов А.Н. (доверенность от 26.02.2015 N 38);
- Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - Коньшина М.С. (доверенность от 13.01.2015 СЭД-31-02-04-2);
- Правительства Пермского края - Коньшина М.С. (доверенность от 07.04.2015 N СЭД-01-92-33).

Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, 59:32:39800008:2001.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю, открытое акционерное общество "Международный аэропорт Пермь" (в настоящее время - акционерное общество "Международный аэропорт "Пермь"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Правительство Пермского края.
Решением суда от 16.01.2015 (судья Гусельникова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.04.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель полагает, что в нарушение ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не дана оценка доводам территориального управления о незаконности принятия решения о разделе земельного участка ввиду отсутствия соответствующих полномочий у министерства.
Кроме того, заявитель отмечает, что суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание доводы заявителя о правах на этот участок Российской Федерации при рассмотрении спора, возникшего из публичных правоотношений, поскольку Российская Федерация была лишена возможности оспаривания прав Пермского края на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526.
Помимо изложенного, заявитель отмечает, что, принимая решение, суд первой инстанции сослался на мировое соглашение, в рамках которого территориальное управление отказалось от исковых требований по делу N А50-17422/13 о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации Пермский край на земельные участки кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, при этом не указал, какое значение для рассмотрения по существу заявленных по настоящему делу требований имеет факт заключения мирового соглашения.
По мнению территориального управления, обстоятельство разрешения спора о праве между сторонами не препятствовало рассмотрению настоящего спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Далее заявитель отмечает, что постановление Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении государственного регистратора, осуществившего государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации и государственной регистрации права собственности Пермского края на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:1526, принято по нереабилитирующим основаниям, согласно указанному постановлению в действиях государственного регистратора установлен состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, данное обстоятельство также свидетельствует о незаконности действий министерства по разделу земельного участка.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить в силе обжалуемые судебные акты, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок образования земельных участков установлен в главе I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
На земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 зарегистрировано право федеральной собственности (запись о государственной регистрации от 12.10.2012).
На земельный участок с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 18.10.2012 зарегистрировано право собственности Пермского края.
Приказом министерства от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 из земельного участка с кадастровым номером 59:32:39800008:1526 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, 59:32:39800008:2001.
На указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Пермского края.
При рассмотрении материалов настоящего дела суды установили, что решение об образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 59:32:39800008:1526, на который в установленном порядке было зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации, принято органом, уполномоченным на распоряжение этим земельным участком.
Учитывая изложенное, суды заключили, что основания для признания приказа от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 противоречащим закону, как принятого неуполномоченным лицом, отсутствуют, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется.
Кроме того, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", правовой позицией, изложенной в п. 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды признали, что территориальным управлением избран ненадлежащий способ защиты права, который не приведет к восстановлению каких-либо прав истца.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований территориального управления о признании недействительным приказа от 12.11.2012 N СЭД-31-02-1126 о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:1526 на земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:39800008:1998, 59:32:39800008:1999, 59:32:39800008:2000, 59:32:39800008:2001.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы территориального управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2015 по делу N А50-17431/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
С.Э.РЯБОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)