Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-77540/14 по заявлению ООО "Алок" к Администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области об оспаривании действий (бездействия) по предоставлению земельного участка, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Мягков Е.В. по доверенности от 21.01.2015 N 5;
- от заинтересованного лица Администрации Каширского муниципального района Московской области - Липов Р.В. по доверенности от 25.12.2014 N 90/15;
- от остальных лиц - не явились, извещены,
установил:
ООО "Алок" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Каширского муниципального района Московской области с учетом принятых судом уточнений:
- - о признании незаконным бездействия Администрации Каширского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70;
- - о признании недействительным отказа Администрации Каширского муниципального района Московской области в предоставлении ООО "Алок" в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70, оформленный письмом от 22.12.2014 N 908;
- - об обязании Администрации Каширского муниципального района Московской области в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70;
- - обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Алок" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-77540/14 требования ООО "Алок" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Каширского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Администрации Каширского муниципального района Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Алок" 13.10.2014 обратилось в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Поскольку на момент обращения заявителя в суд на заявление заинтересованным лицом ответ не был направлен, заявитель обратился в суд за защитой своего права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа по предоставлению в аренду земельного участка с предварительным согласованием месте размещения объекта, который по заявлению заинтересованного лица: обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявитель в 2013 он обратился в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Согласно распечатке с официального сайта Администрации Каширского муниципального района Московской области 30.04.2014 заинтересованным лицом была дана публикация о намерении предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи дома N 70.
В газете "Вести Каширского района" N 4 (22) от 30.04.2014 также дана публикация о намерении предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи дома N 70.
Письмом исх. N 225/1 от 02.06.2014 Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации Каширского муниципального района Московской области уведомил заявителя о том, что на изданную публикацию других заявлений, предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало.
Постановлением Главы Каширского муниципального района N 920-пг от 28.05.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории" утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70 на территории городского поселения Кашира Каширского муниципального района Московской области, заинтересованное лицо обязало заявителя обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения.
Комиссией в составе должностных лиц заинтересованного лица, с участием представителей Администрации городского поселения Кашира, филиала ГУП Московской области "Мособлгаз" "Ступипомежрайгаз", МУП "Дирекция единого заказчика "Городское хозяйство", Линейно-технического цеха города Кашира (Межрайонный центр технической эксплуатации телекоммуникаций города Серпухов), ОАО "Каширская электроэксплуатационная компания" оформлен акт выбора спорного земельного участка для строительства торгово-остановочного комплекса общей площадью 126 кв. м, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Согласно кадастровому паспорту от 11.09.2014 N МО-14/ЗВ-14449 сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 08.09.2014, спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:37:0060111:168.
При данных обстоятельствах в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией Каширского муниципального района Московской области и ООО "Алок" соблюдена процедура предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
ООО "Алок" обратилось 13.10.2014 в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 126 кв. м с кадастровым номером 50:37:0060111:168 для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса.
Вместе с тем, испрашиваемый участок в аренду заявителю не предоставлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 и наличии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса 13.10.2014, заявление зарегистрировано 13.10.2014 за вх. N 4958/17.
В материалы дела представлен ответ от 22.12.2014 N 908 Администрации Каширского муниципального района ООО "Алок" по обращению по вопросу о предоставлении земельного участка.
Как следует из журнала исходящей корреспонденции Каширского муниципального района, в адрес ООО "Алок" направлено письмо от 22.12.2014.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии Администрации Каширского муниципального района по рассмотрению заявления ООО "Алок" в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела, на повторное заявление ООО "Алок" о предоставлении в аренду земельного участка 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, Администрация Каширского муниципального района Московской области письмом от 22.12.2014 отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, указав, что будет организовано проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого участка.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что по смыслу статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации воля администрации и заявителя при принятии решений, издании ненормативных правовых актов и совершении юридически значимых действий была направлена на установление материально-правовых арендных отношений, предметом которых является спорный земельный участок.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае предоставления земельных участков по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом пунктами 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ, на которые ссылается заинтересованное лицо в апелляционной жалобе, проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, что к рассматриваемому случаю не относится.
Также, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации, к настоящему спору неприменимы положения пункта 6 статьи 30 ЗК РФ, устанавливающего, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. В данном конкретном случае спорный земельный участок не имелся как сформированный, и статьей 31 ЗК РФ установлен иной порядок его формирования, а именно: процедуры выбора, информирования населения, и последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения земельного законодательства о предоставлении земельных участков на торгах не могут быть применены к отношениям между Администрацией городского округа Коломна Московской области и ООО "Алок", поскольку сторонами таких отношений соблюдена процедура по предоставлению в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, результаты таких действий никем не оспорены.
Признание за заявителем права приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка исключительно на торгах и отрицание итогов совершенных действий заявителя по приобретению такого участка означало бы нарушение принципа правовой определенности и соблюдения баланса частных и публичных интересов, что в соответствии с законом недопустимо.
Таким образом, исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования ООО "Алок" о признании незаконным отказа Каширского муниципального района Московской области письмом от 22.12.2014 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Поскольку испрашиваемый участок находится в неразграниченной собственности, Администрация Каширского муниципального района является лицом, обладающим полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком, в связи с чем требование об обязании Администрации Каширского муниципального района Московской области в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с решением Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области от 03.04.2012 правом на заключение договора аренды обладает Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области. Учитывая изложенное, требование об обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Алок" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2015 по делу N А41-77540/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2015 N 10АП-3836/2015 ПО ДЕЛУ N А41-77540/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N А41-77540/14
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Каширского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-77540/14 по заявлению ООО "Алок" к Администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области об оспаривании действий (бездействия) по предоставлению земельного участка, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
- от заявителя - Мягков Е.В. по доверенности от 21.01.2015 N 5;
- от заинтересованного лица Администрации Каширского муниципального района Московской области - Липов Р.В. по доверенности от 25.12.2014 N 90/15;
- от остальных лиц - не явились, извещены,
установил:
ООО "Алок" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Каширского муниципального района Московской области с учетом принятых судом уточнений:
- - о признании незаконным бездействия Администрации Каширского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70;
- - о признании недействительным отказа Администрации Каширского муниципального района Московской области в предоставлении ООО "Алок" в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70, оформленный письмом от 22.12.2014 N 908;
- - об обязании Администрации Каширского муниципального района Московской области в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70;
- - обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Алок" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-77540/14 требования ООО "Алок" удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Каширского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Администрации Каширского муниципального района Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "Алок" 13.10.2014 обратилось в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Поскольку на момент обращения заявителя в суд на заявление заинтересованным лицом ответ не был направлен, заявитель обратился в суд за защитой своего права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа по предоставлению в аренду земельного участка с предварительным согласованием месте размещения объекта, который по заявлению заинтересованного лица: обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявитель в 2013 он обратился в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Согласно распечатке с официального сайта Администрации Каширского муниципального района Московской области 30.04.2014 заинтересованным лицом была дана публикация о намерении предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи дома N 70.
В газете "Вести Каширского района" N 4 (22) от 30.04.2014 также дана публикация о намерении предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ориентировочной площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи дома N 70.
Письмом исх. N 225/1 от 02.06.2014 Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации Каширского муниципального района Московской области уведомил заявителя о том, что на изданную публикацию других заявлений, предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало.
Постановлением Главы Каширского муниципального района N 920-пг от 28.05.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории" утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая, вблизи д. 70 на территории городского поселения Кашира Каширского муниципального района Московской области, заинтересованное лицо обязало заявителя обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения.
Комиссией в составе должностных лиц заинтересованного лица, с участием представителей Администрации городского поселения Кашира, филиала ГУП Московской области "Мособлгаз" "Ступипомежрайгаз", МУП "Дирекция единого заказчика "Городское хозяйство", Линейно-технического цеха города Кашира (Межрайонный центр технической эксплуатации телекоммуникаций города Серпухов), ОАО "Каширская электроэксплуатационная компания" оформлен акт выбора спорного земельного участка для строительства торгово-остановочного комплекса общей площадью 126 кв. м, местоположение: Московская область, г. Кашира, ул. Стрелецкая вблизи д. 70.
Согласно кадастровому паспорту от 11.09.2014 N МО-14/ЗВ-14449 сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 08.09.2014, спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:37:0060111:168.
При данных обстоятельствах в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией Каширского муниципального района Московской области и ООО "Алок" соблюдена процедура предоставления в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
ООО "Алок" обратилось 13.10.2014 в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 126 кв. м с кадастровым номером 50:37:0060111:168 для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса.
Вместе с тем, испрашиваемый участок в аренду заявителю не предоставлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 и наличии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса 13.10.2014, заявление зарегистрировано 13.10.2014 за вх. N 4958/17.
В материалы дела представлен ответ от 22.12.2014 N 908 Администрации Каширского муниципального района ООО "Алок" по обращению по вопросу о предоставлении земельного участка.
Как следует из журнала исходящей корреспонденции Каширского муниципального района, в адрес ООО "Алок" направлено письмо от 22.12.2014.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии Администрации Каширского муниципального района по рассмотрению заявления ООО "Алок" в установленный законом срок.
Как следует из материалов дела, на повторное заявление ООО "Алок" о предоставлении в аренду земельного участка 126 кв. м для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, Администрация Каширского муниципального района Московской области письмом от 22.12.2014 отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, указав, что будет организовано проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого участка.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что по смыслу статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации воля администрации и заявителя при принятии решений, издании ненормативных правовых актов и совершении юридически значимых действий была направлена на установление материально-правовых арендных отношений, предметом которых является спорный земельный участок.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае предоставления земельных участков по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом пунктами 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ, на которые ссылается заинтересованное лицо в апелляционной жалобе, проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов, что к рассматриваемому случаю не относится.
Также, вопреки доводам апелляционной жалобы администрации, к настоящему спору неприменимы положения пункта 6 статьи 30 ЗК РФ, устанавливающего, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. В данном конкретном случае спорный земельный участок не имелся как сформированный, и статьей 31 ЗК РФ установлен иной порядок его формирования, а именно: процедуры выбора, информирования населения, и последующего принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения земельного законодательства о предоставлении земельных участков на торгах не могут быть применены к отношениям между Администрацией городского округа Коломна Московской области и ООО "Алок", поскольку сторонами таких отношений соблюдена процедура по предоставлению в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, результаты таких действий никем не оспорены.
Признание за заявителем права приобретения в аренду испрашиваемого земельного участка исключительно на торгах и отрицание итогов совершенных действий заявителя по приобретению такого участка означало бы нарушение принципа правовой определенности и соблюдения баланса частных и публичных интересов, что в соответствии с законом недопустимо.
Таким образом, исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования ООО "Алок" о признании незаконным отказа Каширского муниципального района Московской области письмом от 22.12.2014 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 общей площадью 126 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства и размещения торгово-остановочного комплекса, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Поскольку испрашиваемый участок находится в неразграниченной собственности, Администрация Каширского муниципального района является лицом, обладающим полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком, в связи с чем требование об обязании Администрации Каширского муниципального района Московской области в срок не позднее 10 (десяти) дней с даты вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ООО "Алок" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с решением Совета депутатов Каширского муниципального района Московской области от 03.04.2012 правом на заключение договора аренды обладает Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области. Учитывая изложенное, требование об обязании Комитета по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района Московской области подготовить и направить в адрес ООО "Алок" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060111:168 также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2015 по делу N А41-77540/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)