Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
апелляционную жалобу ООО "Каргилл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-152847/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (шифр судьи 144-1018) в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по заявлению ООО "Каргилл" (ОГРН 1117154018960, 301847, Тульская область, г. Ефремов, ул. Молодежная, д. 10)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (ОГРН 1057746425329, 123308, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Нестерова И.О. по доверенности N 06 от 18.12.2013;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Каргилл" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания.
Решением суда от 25.12.2013 г. признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания в части размера назначенного штрафа. Изменено постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания в части примененного к ООО "Каргилл" в рамках ст. 10.2 КоАП РФ административного наказания в виде наложения штрафа в размере 9 000 рублей. Назначено ООО "Каргилл" административное наказание в рамках ст. 10.2 КоАП РФ в виде наложения штрафа в минимальном размере - 5 000 рублей. При этом суд исходил из того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, доказан Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в полном объеме.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Каргилл" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Россельхознадзор не наделен полномочиями по признанию продукции подкарантинной. По мнению заявителя, диспозиция статьи 2 Закона "О карантине растений" в части определения подкарантинной продукции, является неопределенной.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что вывезенная Обществом смесь кормовая не подвергалась карантинной фитосанитарной экспертизе.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора (далее - Управление), которое создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора. Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), а именно, в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны с территории ООО "Каргилл", расположенной по адресу: Тульская область, г. Ефремов ул. Молодежная, д. 10, подкарантинной продукции (смеси кормовой в количестве 166,940 тонн) без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений, что является нарушением ст. 8 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", ответственность за которое предусмотрено ст. 10.2 КоАП РФ и к обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере девяти тысяч рублей.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами административного органа в пределах предоставленной компетенции.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Постановление вынесено в двухмесячный срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела основанием для привлечения в рассматриваемом случае общества к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ послужил вывоз из карантинной фитосанитарной зоны с территории ООО "Каргилл", расположенной по адресу: Тульская область, г. Ефремов ул. Молодежная, д. 10, подкарантинной продукции (смеси кормовой в количестве 166,940 тонн) без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Статьей 2 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" определены понятия подкарантинной продукции и партии подкарантинной продукции, а именно, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов; партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин. В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.
На основании ст. 8 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Согласно п. 3 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
Соглашение таможенного союза о карантине растений ратифицировано Федеральным законом РФ от 19.05.2010 N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений" и распространяется на отношения, связанные с ввозом (вывозом) подкарантинной продукции через таможенную границу таможенного союза, перевозкой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Согласно ст. 2 Соглашения таможенного союза о карантине растений действие указанного соглашения распространяется на подкарантинную продукцию, включенную в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе", при ввозе и на таможенной территории таможенного союза (далее по тексту также - Перечень подкарантинной продукции). Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза, также утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе".
В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза данное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе на таможенную территорию таможенного союза подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции, при вывозе с таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции, в отношении которой государства-члены таможенного союза приняли международные обязательства по осуществлению карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Согласно п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза указанное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории разных государств-членов таможенного союза и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
В абзаце 2 п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза предусмотрено, что порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из сторон и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством такой стороны.
Таким образом, Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза при ввозе и на таможенной территории таможенного союза является специальным актом, применяемым при осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза только в отношении подкарантинной продукции, ввозимой (вывозимой) через таможенную границу таможенного союза, перевозимой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Довод заявителя о том, что вывезенная продукция не является подкарантинной продукцией рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Тульской области от 26.10.2007 N 528 (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 13.03.2009 N 131; распоряжения Правительства Тульской области от 17.11.2011 N 197-р) на всю территорию ООО "Каргилл" наложен карантин по карантинному объекту - амброзии полыннолистной. Основанием для наложения карантина послужило выявление в 2005, 2006, 2007 годах амброзии полыннолистной на территории предприятия, в связи с чем, Управлением Россельхознадзора по Тульской области 17.09.2007 издан приказ N 917 об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима.
Вывезенная ООО "Каргилл" смесь кормовая в количестве 166,940 тонн не подвергалась карантинной фитосанитарной экспертизе. Ветеринарное свидетельство от 16.08.2013 серии 271 N 0132499 не содержит информацию о фитосанитарном состоянии продукции, следовательно, не может подтверждать фитосанитарную безопасность смеси кормовой, вывезенной из карантинной фитосанитарной зоны - территории предприятия ООО "Каргилл".
При этом доводы заявителя на то, что смесь комбикормовая гранулированная не включена в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору), не принимаются судом, поскольку, данный перечень не устанавливает правила перевозки, хранения, переработки и использования подкарантинной продукции и не применяется к отношениям, связанным с перемещением отечественной подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
Доводы заявителя со ссылкой на заключение ФГБУ "Тульская МВЛ" от 11.02.2013 N 02-119 о наличии технологии лишающей семена жизнеспособности, что по-мнению заявителя, является основанием для исключения продукции (в том числе гранулированных комбикормов), полученной с применением указанной технологии, из списка подкарантинной продукции не могут служить основанием для освобождения ООО "Каргилл" от административной ответственности, поскольку в связи с наложением на всю территорию ООО "Каргилл" карантина по карантинному объекту произведенная на территории данного предприятия продукция растительного происхождения является подкарантинной вне зависимости от наличия или отсутствия технологии переработки, лишающей жизнеспособности семян и плодов карантинных сорных растений. При этом ООО "Каргилл" не устанавливало фитосанитарное состояние подкарантинной продукции - смесь кормовая не подвергалась карантинной экспертизе, карантинный сертификат на нее не выдавался.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Суд первой инстанции с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ правомерно уменьшил примененный Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям к обществу в порядке ст. 10.2 КоАП РФ размер штрафа до минимального в пределах санкции ст. 10.2 КоАП РФ - 5 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-152847/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2014 N 09АП-3211/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-152847/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. N 09АП-3211/2014-АК
Дело N А40-152847/13
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
апелляционную жалобу ООО "Каргилл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-152847/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (шифр судьи 144-1018) в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ,
по заявлению ООО "Каргилл" (ОГРН 1117154018960, 301847, Тульская область, г. Ефремов, ул. Молодежная, д. 10)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (ОГРН 1057746425329, 123308, г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 1)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: Нестерова И.О. по доверенности N 06 от 18.12.2013;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Каргилл" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания.
Решением суда от 25.12.2013 г. признано незаконным и отменено постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания в части размера назначенного штрафа. Изменено постановление Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания в части примененного к ООО "Каргилл" в рамках ст. 10.2 КоАП РФ административного наказания в виде наложения штрафа в размере 9 000 рублей. Назначено ООО "Каргилл" административное наказание в рамках ст. 10.2 КоАП РФ в виде наложения штрафа в минимальном размере - 5 000 рублей. При этом суд исходил из того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, доказан Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в полном объеме.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Каргилл" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что Россельхознадзор не наделен полномочиями по признанию продукции подкарантинной. По мнению заявителя, диспозиция статьи 2 Закона "О карантине растений" в части определения подкарантинной продукции, является неопределенной.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что вывезенная Обществом смесь кормовая не подвергалась карантинной фитосанитарной экспертизе.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Приказу Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора (далее - Управление), которое создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора. Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 14.10.2013 N 71-01/фито-346 о назначении административного наказания общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка вывоза из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), а именно, в вывозе из карантинной фитосанитарной зоны с территории ООО "Каргилл", расположенной по адресу: Тульская область, г. Ефремов ул. Молодежная, д. 10, подкарантинной продукции (смеси кормовой в количестве 166,940 тонн) без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений, что является нарушением ст. 8 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", ответственность за которое предусмотрено ст. 10.2 КоАП РФ и к обществу применено административное наказание в виде наложения штрафа в размере девяти тысяч рублей.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами административного органа в пределах предоставленной компетенции.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Постановление вынесено в двухмесячный срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела основанием для привлечения в рассматриваемом случае общества к административной ответственности по ст. 10.2 КоАП РФ послужил вывоз из карантинной фитосанитарной зоны с территории ООО "Каргилл", расположенной по адресу: Тульская область, г. Ефремов ул. Молодежная, д. 10, подкарантинной продукции (смеси кормовой в количестве 166,940 тонн) без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Статьей 2 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" определены понятия подкарантинной продукции и партии подкарантинной продукции, а именно, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов; партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налагающий карантин. В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения.
На основании ст. 8 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Согласно п. 3 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов", карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
Соглашение таможенного союза о карантине растений ратифицировано Федеральным законом РФ от 19.05.2010 N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения таможенного союза о карантине растений" и распространяется на отношения, связанные с ввозом (вывозом) подкарантинной продукции через таможенную границу таможенного союза, перевозкой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Согласно ст. 2 Соглашения таможенного союза о карантине растений действие указанного соглашения распространяется на подкарантинную продукцию, включенную в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе", при ввозе и на таможенной территории таможенного союза (далее по тексту также - Перечень подкарантинной продукции). Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза, также утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе".
В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза данное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе на таможенную территорию таможенного союза подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции, при вывозе с таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции, в отношении которой государства-члены таможенного союза приняли международные обязательства по осуществлению карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Согласно п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза указанное положение определяет порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории разных государств-членов таможенного союза и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.
В абзаце 2 п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза предусмотрено, что порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из сторон и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством такой стороны.
Таким образом, Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза при ввозе и на таможенной территории таможенного союза является специальным актом, применяемым при осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза только в отношении подкарантинной продукции, ввозимой (вывозимой) через таможенную границу таможенного союза, перевозимой такой продукции (ввозимой, вывозимой) по территории таможенного союза.
Довод заявителя о том, что вывезенная продукция не является подкарантинной продукцией рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Тульской области от 26.10.2007 N 528 (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 13.03.2009 N 131; распоряжения Правительства Тульской области от 17.11.2011 N 197-р) на всю территорию ООО "Каргилл" наложен карантин по карантинному объекту - амброзии полыннолистной. Основанием для наложения карантина послужило выявление в 2005, 2006, 2007 годах амброзии полыннолистной на территории предприятия, в связи с чем, Управлением Россельхознадзора по Тульской области 17.09.2007 издан приказ N 917 об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима.
Вывезенная ООО "Каргилл" смесь кормовая в количестве 166,940 тонн не подвергалась карантинной фитосанитарной экспертизе. Ветеринарное свидетельство от 16.08.2013 серии 271 N 0132499 не содержит информацию о фитосанитарном состоянии продукции, следовательно, не может подтверждать фитосанитарную безопасность смеси кормовой, вывезенной из карантинной фитосанитарной зоны - территории предприятия ООО "Каргилл".
При этом доводы заявителя на то, что смесь комбикормовая гранулированная не включена в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору), не принимаются судом, поскольку, данный перечень не устанавливает правила перевозки, хранения, переработки и использования подкарантинной продукции и не применяется к отношениям, связанным с перемещением отечественной подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
Доводы заявителя со ссылкой на заключение ФГБУ "Тульская МВЛ" от 11.02.2013 N 02-119 о наличии технологии лишающей семена жизнеспособности, что по-мнению заявителя, является основанием для исключения продукции (в том числе гранулированных комбикормов), полученной с применением указанной технологии, из списка подкарантинной продукции не могут служить основанием для освобождения ООО "Каргилл" от административной ответственности, поскольку в связи с наложением на всю территорию ООО "Каргилл" карантина по карантинному объекту произведенная на территории данного предприятия продукция растительного происхождения является подкарантинной вне зависимости от наличия или отсутствия технологии переработки, лишающей жизнеспособности семян и плодов карантинных сорных растений. При этом ООО "Каргилл" не устанавливало фитосанитарное состояние подкарантинной продукции - смесь кормовая не подвергалась карантинной экспертизе, карантинный сертификат на нее не выдавался.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Суд первой инстанции с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ правомерно уменьшил примененный Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям к обществу в порядке ст. 10.2 КоАП РФ размер штрафа до минимального в пределах санкции ст. 10.2 КоАП РФ - 5 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-152847/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)