Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2015 N 20АП-3029/2015 ПО ДЕЛУ N А09-12576/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N А09-12576/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 01.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей заявителей: индивидуального предпринимателя Сорокового Василия Николаевича (п. Свень Брянского района Брянской области, ОГРНИП 304325522300454, ИНН 245711293202) - Сорокового В.Н. (паспорт) и Киндирова А.С. (доверенность от 16.01.2015) и общества с ограниченной ответственностью "Грузавтосервис" (п. Свень Брянского района Брянской области, ОГРН 1023201296040, ИНН 3235019580) - Макацубы В.Н. (доверенность от 14.01.2015), заинтересованного лица - администрации Брянского района (с. Глинищево, ОГРН 1023202136605, ИНН 3207004800) - Драпа А.И. (доверенность от 26.01.2015) и третьего лица - индивидуального предпринимателя Назарова Алексея Викторовича - Назарова А.В. (паспорт) и Питерской Н.Н. (доверенность от 29.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Назарова Алексея Викторовича на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2015 по делу N А09-12576/2014 (судья Копыт Ю.Д.),

установил:

следующее.
Индивидуальный предприниматель Сороковой Василий Николаевич (далее - предприниматель) и общество с ограниченной ответственностью "Грузавтосервис" (далее - общество) обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Брянского района (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 08.08.2014 N 2172 о предоставлении земельного участка в аренду, принятое в отношении Назарова Алексея Викторовича (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Назаров Алексей Викторович.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, индивидуальный предприниматель Назаров Алексей Викторович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего заявления Назарова А.В. от 17.06.2014 вх. N 2545 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, в 78 м по направлению на юг д. 4 администрацией 11.07.2014 в районной газете "Деснянская правда" N 61 размещено информационное сообщение о приеме заявлений на предоставление земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером - 32:02:0530311:125, площадью 1798 кв. м, местоположение земельного участка: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4. При этом со ссылкой на пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельный участок предоставляется для обслуживания здания хранения строительных материалов.
Впоследствии, 08.08.2014, по результатам рассмотрения заявления Назарова А.В. о предоставлении земельного участка в аренду, учитывая, что иные заявления в отношении истребуемого земельного участка не поступали, администрацией издано постановление N 2172 о предоставлении Назарову Алексею Викторовичу земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 площадью 1798 кв. м в аренду на 49 лет для обслуживания здания хранения строительных материалов, местоположение: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4.
На основании указанного постановления между администрацией и Назаровым А.В. заключен договор аренды земельного участка от 13.08.2014 N 5621, по условиям которого в аренду Назарову А.В. на срок 49 лет с 08.08.2014 по 08.08.2063 передан земельный участок с кадастровым номером 32:02:05 303 11:126 площадью 1798 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4.
Предприниматель, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 32:02:530311:0010, и общество, являясь владельцем земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:3, которые смежны по отношению к земельному участку, переданному в аренду Назарову А.В., полагая, что при предоставлении земельного участка предпринимателю администрация нарушила требования статей 30 и 34 ЗК РФ, обратились в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция согласна с таким мнением суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ. Данная процедура включает, в числе прочего, работы по формированию земельного участка - подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта возможно путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Как усматривается из материалов дела, в газете "Деснянская правда" от 11.07.2014 N 61 (т. 1, л. 45) администрацией дана публикация, информирующая о приеме заявлений на предоставление в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:125, площадью 1798 кв. м, местоположение земельного участка: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4, для обслуживания здания хранения строительных материалов.
Впоследствии по результатам рассмотрения заявления Назарова А.В., администрацией было установлено, что заблаговременная публикация информационного сообщения о приеме заявлений на предоставление земельного участка была осуществлена в газете "Деснянская правда" от 11.07.2014 N 61, иные заявления в отношении истребуемого земельного участка не поступали (свободный земельный участок), в связи с чем ответчиком без проведения торгов Назарову А.В. в аренду на 49 лет был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 32:02:0530311:126, площадью 1798 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4, для обслуживания здания хранения строительных материалов (постановление от 08.08.2014 N 2172).
Вместе с тем судом установлено, что публикация сообщения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 до момента принятия оспариваемого постановления в печатных изданиях администрацией не размещалась, что свидетельствует о нарушении администрацией порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 30 ЗК РФ.
Данный факт ответчиком не оспаривался, в то же время администрация указала, что спорный участок был предоставлен Назарову А.В. в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Между тем согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
В рассматриваемом случае публикация в газете "Деснянская правда" от 11.07.2014 N 61, информирующая о приеме заявлений на предоставление земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:125, площадью 1798 кв. м, местоположение земельного участка: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4 не является надлежащей по смыслу статьи 34 ЗК РФ.
В свою очередь публикация сообщения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 до момента принятия оспариваемого постановления в печатных изданиях администрацией не размещалась.
Следовательно, администрацией были грубо нарушены требования земельного законодательства, что повлекло невозможность реализации законных прав на получение участка в аренду иными гражданами (организациями) и способствовали невозможности проведения процедуры торгов.
При этом ссылка администрации на техническую ошибку, допущенную в отношении кадастрового номера земельного участка, местоположение земельного участка: Брянская область, Брянский район, п. Свень, ул. Снежетьский Вал, участок расположен в 78 м по направлению на юг д. 4, при подаче объявления, опубликованного в газете "Деснянская правда" от 11.07.2014 N 61, является необоснованной.
Под техническими ошибками следует понимать явные грамматические ошибки, опечатки, неправильное указание наименований, имен, адресов. А сам термин предполагает случайный характер таких ошибок (отсутствие умысла со стороны лица, допустившего ошибку).
Вместе с тем, как усматривается из представленного в материалы дела письма администрации от 07.07.2014 N 1-913А, направленного в адрес главного редактора газеты "Деснянская правда", в нем указан кадастровый номер земельного участка именно 32:02:0530311:125.
Кроме того, согласно кадастровой выписке от 10.03.2015 N 32/201/15-73162 земельный участок с кадастровым номером N 32:02:0530311:125 был сформирован, а затем поставлен на кадастровый учет 11.06.2014, а впоследствии, 04.07.2014, был снят с кадастрового учета.
Таким образом, на момент опубликования информации о приеме заявлений на предоставление земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:125, то есть на 11.07.2014, указанный земельный участок был снят с кадастрового учета.
Указанные сведения ответчику были известны, однако информация о технической ошибке была размещена только 12.09.2014 в газете "Деснянская правда" N 79 (8775).
При этом сам текст объявления об исправлении технической ошибки не содержит четкой формулировки допущенной ошибки, последующие действия ответчика по опубликованию 12.09.2014 такой информации нельзя считать технической ошибкой, так как они направлены на введение в заблуждение лиц, заинтересованных в получении права аренды на земельный участок N 32:02:0530311:126.
Данные факты также подтверждаются материалами проверки прокуратуры Брянской области, проведенной по жалобе ИП Сорокового В.Н., в ходе которой установлено, что кадастровый номер земельного участка 32:02:0530311:125 в соответствии с публикацией в газете не соответствует кадастровому номеру участка, указанному в постановлении администрации Брянского района от 08.08.2014 N 2172 "О предоставлении земельного участка Назарову А.В.", в связи с чем прокуратура Брянской области пришла к выводу, что постановление администрации Брянского района от 08.08.2014 N 2172 "О предоставлении земельного участка в аренду" со ссылкой на ранее размещенную публикацию, в отношении которой не поступило иных заявок, издано с нарушением требований ЗК РФ, при этом также указала, что публикация сообщения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 до момента принятия постановления в печатных изданиях администрацией не размещалась.
В связи с выявленными при проверке нарушениями прокуратурой района в адрес главы администрации было внесено представление от 17.09.2014 N 39/2014, в котором было указано на нарушение законных прав граждан (организаций) воспользоваться правом на получение земельного участка N 32:02:0530311:126 в аренду при вынесении постановление от 08.08.2014 N 2172.
Так, прокуратурой было установлено, что администрация, не изучив документы, предоставленные Назаровым А.В., не проверив действительное месторасположение участка с кадастровым номером 32:02:0530311:125, направив в редакцию газеты "Деснянская правда" просьбу о публикации информационного сообщения и предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:125, фактически исключила возможность для других заинтересованных лиц воспользоваться правом получения прав аренды на земельный участок посредством проведения процедуры торгов.
В ответе на представление прокуратуры ответчик признал допущенные нарушения.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела было исследовано заявление Назарова А.В. от 17.06.2014 (т. 2, л. 32).
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 32:02:0530311:126 внесен в государственный кадастр недвижимости 04.07.2014, в то же время заявление Назарова А.В. зарегистрировано 17.06.2014, то есть до постановки на учет указанного земельного участка.
Из имеющихся в деле материалов следует, что заявление Назарова А.В. содержит явные исправления последней цифры в кадастровом номере земельного участка с цифры 5 на цифру 6.
При этом судом первой инстанции отмечено, что в процессе судебного разбирательства ответчик и 3-е лицо не смогли дать конкретных пояснений о том, кем и когда на заявлении Назарова А.В. были внесены исправления в номер земельного участка с цифры 5 на цифру 6.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление от 08.08.2014 N 2172 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Исходя из изложенного довод апелляционной жалобы о том, что заявление Назарова А.В. было рассмотрено администрацией в порядке статьи 34 ЗК РФ и не повлекло за собой нарушение прав заявителей, отклоняется судом.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы об отсутствии заинтересованности заявителей - предпринимателя и общества в аренде земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 в связи с отсутствием обращений с соответствующими заявлениями в администрацию.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 32:02:530311:0010, принадлежащему предпринимателю, и земельному участку с кадастровым номером 32:02:0530311:3 (правообладатель Макацуба Ю.А.), находящемуся в пользовании общества на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 01.01.2012 и договора аренды не жилых помещений от 01.01.2012.
На земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530311:3, находящемся в пользовании общества согласно разрешению администрации от 30.07.2014 N RU-32502311-205 построено здание авторемонтной мастерской большегрузных автомобилей. Причем подъезд к этому зданию возможен только с земельного участка 32:02:0530311:126.
Таким образом, предоставление указанного земельного участка в аренду третьему лицу лишило возможности подъезда к новому зданию общества, что делает невозможным использование по назначению здания, построенного в установленном законом порядке и, как следствие, свидетельствует о заинтересованности общества в аренде земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126.
На земельном участке с кадастровым номером 32:02:530311:0010, принадлежащем предпринимателю, расположены здания, строения и сооружения ему принадлежащие. Данные здания обеспечиваются электроэнергией при помощи, принадлежащего предпринимателю технологического комплекса трансформаторной подстанции с сетями электроснабжения, водоснабжением - за счет принадлежащей ему водопроводной сети. Помимо этого на принадлежащем предпринимателю земельном участке имеется ливневая канализация. Данные инженерные сети частично расположены за пределами принадлежащего заявителю земельного участка.
Администрацией Брянской области (отдел архитектуры) было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.03.2014 N RU32502000-9, в соответствии с которым построенные объекты капитального строительства "Сети инженерного обеспечения участка по ул. Снежетьский Вал, д. 4-а в п. Свень Брянского района Брянской области" - ливневая канализация, самотечная канализация бытовых стоков, телефонная линия связи, водопроводная сеть; технологические комплексы: напорная канализация с КНС; котельная с сетями теплоснабжения; ТП с сетями электроснабжения; ГРПШ с сетями газоснабжения" были введены в эксплуатацию.
Названные инженерные сети стоят на техническом и кадастровом учете. Также сведения о данных инженерных сетях содержатся в топографических планах.
В связи с этим предприниматель 11.08.2014 обратился с заявлением в администрацию, в котором просил предоставить в аренду земельный участок, прилегающий к его земельному участку с кадастровым номером 32:02:530311:0010 с целью эксплуатации и расширения вышеперечисленных инженерных сетей.
В ответе на обращение предпринимателя от 02.09.2014 N 1-1162А администрация сообщила, что решение вопроса по предоставлению земельного участка возможно при условии согласования данного вопроса с Назаровым А.В.
Таким образом, материалами дела подтверждается заинтересованность заявителей в получении достоверной информации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126 в аренду и реализации права на аренду земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530311:126.
Кроме того, на момент повторного опубликования 12.09.2014 в газете "Деснянская правда" N 79 (8775) информационного сообщения о приеме заявлений на предоставление земельного участка, содержащего указание на техническую ошибку, с указанием верного кадастрового номера земельного участка 32:02:0530311:126, администрация располагала двумя заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду (заявление Назарова А.В. от 17.06.2014 и заявление предпринимателя от 11.08.2014, однако при опубликовании указанной информации оценка данному факту дана не была.
Таким образом, опубликовав недостверную информацию в отношении земельного участка, а также, мотивировав его предоставление не той нормой земельного законодательства, администрация фактически исключила возможность для других заинтересованных лиц, в частности, предпринимателя и общества, воспользоваться правом получения прав аренды на земельный участок, в том числе посредством проведения процедуры торгов.
Ссылка представителя Назарова А.В. на то, что земельное законодательство не содержит четких сведений, которые должны быть обозначены в публикации, отклоняется апелляционной инстанцией, так как исходя из положений статьи 34 ЗК РФ предполагается доведение до заинтересованных лит такой информации, которая позволила бы им четко определить земельный участок, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве. Основным таким критерием является кадастровый номер, с учетом которого заинтересованное лицо может для себя определить необходимость подачи соответствующей заявки на него.
Довод представителя Назарова А.В. о том, что именно последний обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка, также подлежит отклонению, поскольку в случае осуществления достоверной информации о спорном земельном участке подобные действия на основании заявления, указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ, могли осуществить и заявители по настоящему делу в силу пункта 4 этой же статьи. Следовательно, совершение указанных действий определенным лицом не является правовым основанием для предоставления земельного участка ему в аренду без проведения торгов при наличии нескольких заинтересованных лиц.
Иных аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2015 по делу N А09-12576/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)