Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-4333/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны (ОГРНИП 305550724200064) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644099, Омская область, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка для размещения киоска.
В заседании приняли участие Ильяшенко Нина Константиновна и ее представитель Горбунова Л.П. по доверенности от 25.01.2015.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Ильяшенко Нина Константиновна (далее - ИП Ильяшенко Н.К., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент), администрации города Омска (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным отказ департамента в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме от 29.11.2013 исх. N ДИО/22958, направленный в адрес директора общества с ограниченной ответственностью "Земельное право" Дегенгардт К.Б.;
- - признать незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805;
- - обязать департамент согласовать схему расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26;
- - обязать департамент предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предприниматель неоднократно уточняла заявленные требования, в конечном виде просила:
- - признать незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол от 28.01.2014 N 003/14), изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805;
- - обязать департамент утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка площадью 16 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары";
- - предоставить ИП Ильяшенко Н.К. в аренду сроком на три года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, площадью 16 кв. м, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 198, 200 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2014, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд исключил администрацию из числа заинтересованных лиц по делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014, требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол от 28.01.2014 N 003/14), изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805. Обязал департамент предоставить ИП Ильяшенко Н.К. земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
По его мнению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и незаконными.
Заявитель считает, что оспариваемый отказ принят департаментом в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Департамент отмечает, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары", возможно лишь с аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Ильяшенко Н.К. указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ИП Ильяшенко Н.К. и ее представитель в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 24.12.2013 ИП Ильяшенко Н.К. обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка или его части, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары" площадью 16 кв. м, сроком на 3 года.
Администрация Ленинского административного округа города Омска 15.01.2014 на запрос департамента в письме N Вх-АЛАО/70/03-30 указала, что администрация Ленинского административного округа города Омска считает невозможным предоставление в аренду земельного участка 16 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ишимская, 26 в Ленинском административном округе города Омска, для размещения киоска "Непродовольственные товары", в связи с тем, что согласно решениям Архитектурно-градостроительного совета города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007 киоски должны размещаться в составе остановочных комплексов площадью не более 9 кв. м.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска 17.01.2014 на запрос департамента указал в письме N 12/412, что согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности. Размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом утвержденной схемы нестационарных торговых объектов согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". На основании изложенного, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска был сделан вывод, что существующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не соответствует федеральному законодательству.
Департамент 12.02.2014 направил предпринимателю ответ исх. N ДИО/1805, в котором указал, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- - земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- - несоответствие концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных советов города Омска от 23.12.2005 и от 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
ИП Ильяшенко Н.К. полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805, является незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 ЗК РФ, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с положениями указанной статьи ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статье 3 указанного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден Постановлением администрации от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством".
Согласно пункту 9 Постановления администрации от 08.10.2010 N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом администрации.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются Постановлением администрации от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент.
В соответствии с указанным постановлением комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, а также в целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории культуры природных ландшафтов, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 N 62-п утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном Совете города Омска (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения основными задачами Совета являются последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.
Статьей 4 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" предусмотрено, что при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- - создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- - создание рабочих мест;
- - соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- - очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- - соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
Пунктом 1 раздела I Положения определено, что Архитектурно-градостроительный совет города Омска (далее - Совет) является совещательным органом и создается для коллегиального обсуждения и оценки градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства, комплексных мер по благоустройству территории города Омска с учетом элементов городского дизайна и рекламы, а также проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска.
Пунктом 8 раздела II Положения установлено, что решения Совета, принятые в пределах его компетенции, принимаются всеми участниками градостроительной деятельности.
Таким образом, принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
Согласно материалам дела принадлежащий ИП Ильяшенко Н.К. киоск расположен на испрашиваемом земельном участке с 2006 года и его размещение по указанному адресу было согласовано с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являвшимся на тот момент специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в области распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенными в городе Омске, в том числе с учетом размещения соответствующей публикации в печатном издании (газета "Омский Вестник" от 16.12.2008) о предоставлении участка в аренду. В непосредственной близости от занимаемого в настоящее время принадлежащем заявителю киоском земельного участка расположены иные некапитальные объекты - торговые киоски.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что департаментом не представлено достаточных доказательств того, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, учитывая, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Довод департамента о том, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона, кассационной инстанцией отклоняется, так как это основание не было указано в оспариваемом отказе.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А46-4333/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2015 N Ф04-14645/2014 ПО ДЕЛУ N А46-4333/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А46-4333/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-4333/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Ильяшенко Нины Константиновны (ОГРНИП 305550724200064) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644099, Омская область, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка для размещения киоска.
В заседании приняли участие Ильяшенко Нина Константиновна и ее представитель Горбунова Л.П. по доверенности от 25.01.2015.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Ильяшенко Нина Константиновна (далее - ИП Ильяшенко Н.К., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент), администрации города Омска (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным отказ департамента в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме от 29.11.2013 исх. N ДИО/22958, направленный в адрес директора общества с ограниченной ответственностью "Земельное право" Дегенгардт К.Б.;
- - признать незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805;
- - обязать департамент согласовать схему расположения земельного участка площадью 61 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26;
- - обязать департамент предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предприниматель неоднократно уточняла заявленные требования, в конечном виде просила:
- - признать незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол от 28.01.2014 N 003/14), изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805;
- - обязать департамент утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка площадью 16 кв. м на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно дома с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары";
- - предоставить ИП Ильяшенко Н.К. в аренду сроком на три года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, площадью 16 кв. м, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 198, 200 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2014, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд исключил администрацию из числа заинтересованных лиц по делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014, требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26, (протокол от 28.01.2014 N 003/14), изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805. Обязал департамент предоставить ИП Ильяшенко Н.К. земельный участок площадью 16 кв. м, находящийся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" по адресу: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, ул. Ишимская, д. 26.
Департамент обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
По его мнению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются необоснованными и незаконными.
Заявитель считает, что оспариваемый отказ принят департаментом в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Департамент отмечает, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары", возможно лишь с аукциона.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Ильяшенко Н.К. указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ИП Ильяшенко Н.К. и ее представитель в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 24.12.2013 ИП Ильяшенко Н.К. обратилась в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка или его части, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Ишимская, д. 26, для размещения киоска "Непродовольственные товары" площадью 16 кв. м, сроком на 3 года.
Администрация Ленинского административного округа города Омска 15.01.2014 на запрос департамента в письме N Вх-АЛАО/70/03-30 указала, что администрация Ленинского административного округа города Омска считает невозможным предоставление в аренду земельного участка 16 кв. м, расположенного по адресу: ул. Ишимская, 26 в Ленинском административном округе города Омска, для размещения киоска "Непродовольственные товары", в связи с тем, что согласно решениям Архитектурно-градостроительного совета города Омска от 23.12.2005 и 09.02.2007 киоски должны размещаться в составе остановочных комплексов площадью не более 9 кв. м.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска 17.01.2014 на запрос департамента указал в письме N 12/412, что согласно Правилам землепользования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности ЖЗ-523, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности. Размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом утвержденной схемы нестационарных торговых объектов согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". На основании изложенного, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска был сделан вывод, что существующий порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не соответствует федеральному законодательству.
Департамент 12.02.2014 направил предпринимателю ответ исх. N ДИО/1805, в котором указал, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи со следующими обстоятельствами:
- - земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций;
- - несоответствие концепции, утвержденной решениями Архитектурно-градостроительных советов города Омска от 23.12.2005 и от 09.02.2007, согласно которой размещение временных торговых объектов допускается только в составе остановочных комплексов в количестве не более четырех площадью до 10 кв. м.
ИП Ильяшенко Н.К. полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, изложенный в письме от 12.02.2014 исх. N ДИО/1805, является незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 ЗК РФ, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с положениями указанной статьи ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статье 3 указанного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными мэром города Омска структурными подразделениями администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден Постановлением администрации от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством".
Согласно пункту 9 Постановления администрации от 08.10.2010 N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом администрации.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются Постановлением администрации от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет департамент.
В соответствии с указанным постановлением комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления, а также в целях коллегиального рассмотрения и оценки градостроительных и архитектурных решений, элементов городского дизайна и рекламы, произведений монументально-декоративного искусства, для проведения целенаправленной градостроительной политики по формированию благоприятной среды жизнедеятельности граждан, а также содействия охране памятников истории культуры природных ландшафтов, Постановлением Мэра города Омска от 17.03.2006 N 62-п утверждено Положение об Архитектурно-градостроительном Совете города Омска (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 9 Положения основными задачами Совета являются последовательное проведение единой градостроительной политики в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, иной градостроительной документацией по развитию территории города Омска, направленной на развитие архитектуры, градостроительства в целях формирования полноценных условий проживания населения города Омска, а также защиты общества от непрофессиональных действий в области архитектуры, градостроительства, благоустройства, озеленения, дизайна городской среды и рекламы, инженерно-транспортного обеспечения города Омска; повышение архитектурно-художественного качества застройки и благоустройства территорий города Омска; обсуждение архитектурных, проектных и строительных решений по объектам, имеющим особую социальную значимость.
Статьей 4 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" предусмотрено, что при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- - создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- - создание рабочих мест;
- - соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- - очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- - соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
При принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, критерии предоставления земельных участков оцениваются в совокупности.
Пунктом 1 раздела I Положения определено, что Архитектурно-градостроительный совет города Омска (далее - Совет) является совещательным органом и создается для коллегиального обсуждения и оценки градостроительных, архитектурных и инженерных решений, произведений монументально-декоративного искусства, комплексных мер по благоустройству территории города Омска с учетом элементов городского дизайна и рекламы, а также проектной документации объектов капитального строительства, в том числе, объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, содействия сохранению памятников истории, культуры, природных ландшафтов на территории города Омска.
Пунктом 8 раздела II Положения установлено, что решения Совета, принятые в пределах его компетенции, принимаются всеми участниками градостроительной деятельности.
Таким образом, принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
Согласно материалам дела принадлежащий ИП Ильяшенко Н.К. киоск расположен на испрашиваемом земельном участке с 2006 года и его размещение по указанному адресу было согласовано с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являвшимся на тот момент специально уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в области распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенными в городе Омске, в том числе с учетом размещения соответствующей публикации в печатном издании (газета "Омский Вестник" от 16.12.2008) о предоставлении участка в аренду. В непосредственной близости от занимаемого в настоящее время принадлежащем заявителю киоском земельного участка расположены иные некапитальные объекты - торговые киоски.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что департаментом не представлено достаточных доказательств того, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, учитывая, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Довод департамента о том, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, для размещения киоска "Непродовольственные товары" возможно лишь с аукциона, кассационной инстанцией отклоняется, так как это основание не было указано в оспариваемом отказе.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.07.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу N А46-4333/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
Н.В.ОРЛОВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)